РАБОТА С БАНКОМ

4 МИН

Дата обновления: 8 мая 2024

Как отвечать на запросы банка по 115-ФЗ

Согласно 115-ФЗ, при подозрении в отмывании доходов, полученных преступным путём, банк может отказать клиенту в проведении операций или обратиться к нему за разъяснениями и недостающими документами. Разбираем, что может вызвать подозрения и как реагировать на запрос от банка.

Что такое сомнительные операции

Операции считаются сомнительными, если:

Они нетипичны для конкретного бизнеса

Например, компания занимается поставками лакокрасочных материалов, но вдруг получает платёж за партию кондитерских изделий или переводит крупную сумму пивному заводу. Или ювелирный магазин приобретает дюжину минивэнов.

Неясен экономический смысл операций

Цена закупаемой продукции значительно превышает рыночную в несколько раз.

Неочевидны цели операций и их законность

Средства поступают с расчётного счёта компании на личный счёт руководителя и наоборот. Или компания раз в неделю перечисляет средства одному и тому же физическому лицу за неведомо какие услуги.

Обнаружив операции сомнительного характера, банк обязан проверить, не используется ли счёт для вывода и обналичивания средств, ухода от налогов и других противозаконных целей. И для этого направляет предпринимателю запрос о необходимости предоставить документы, подтверждающие экономический смысл и характер проводимых операций.

Что делать, если пришёл запрос от банка

Запрос о предоставлении информации и документов банк отправляет через интернет-банк. Одновременно с запросом направляется СМС-уведомление.

Важно: ответ на запрос банка по 115-ФЗ — это обязанность клиента.

1

Соберите необходимые документы в указанный срок. Обычно он составляет 7 рабочих дней

Пакет запрошенных документов может быть очень объёмным, поэтому не стоит откладывать ответ на запрос банка на последний день: рискуете не уложиться в сроки или собрать неполный комплект документов. По расчётам с контрагентами Сбер запрашивает документы не за весь период обслуживания, а всего за месяц.

2

Подробно опишите вашу деятельность по полученному запросу

Например, обязательно укажите, что не платите НДФЛ потому, что применяете спецрежим, а оборот вырос из-за фактора сезонности. Прикрепите подтверждающие документы.

3

Отправьте скан-копии документов в банк

Способ передачи документов обычно указан в запросе: вложениями по электронной почте, через интернет-банк и др.

4

Отвечайте на звонки из банка

При анализе операций могут потребоваться дополнительные разъяснения или документы. Своевременный ответ — залог доверительного диалога между владельцем счёта и банком.

Если не получается предоставить документы в срок

Если уложиться в установленные временные рамки не получается, обратитесь в банк и совместно со специалистом найдите оптимальное решение. Например, пока не готова справка из налоговой, приложите копию обращения в инспекцию.

Сколько ждать ответа от банка

Сроки ответа банка на запрос составляют в среднем до 6 рабочих дней. Дождитесь результатов проверки — банк обязательно уведомит об итогах рассмотрения документов.

За помощью в сборе документов и дополнительной проверкой перед сдачей документов по запросу банка обратитесь к комплаенс-консультанту. Это бесплатно. Позвоните по номеру горячей линии для корпоративных клиентов 0321, доб. 6 с мобильного или 88005555777, доб. 6 с городского телефона.

Подробнее о правилах ведения безопасного бизнеса и способах выстраивания доверительных отношений с банком — в разделе «Как вести бизнес без блокировок по 115-ФЗ».