УРОКИ БИЗНЕСА
6 МИН
Дата публикации: 12 июля 2019
Как освоить новую нишу: опыт основательницы «АндерСон»
Многие начинающие предприниматели на старте своего дела копируют успешную концепцию или бизнес-модель. Но создать самый узнаваемый бренд в индустрии часто удаётся только первопроходцам. О том, как освоить новую нишу и закрепиться в ней, рассказала основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова*.

Семейное кафе «АндерСон» существует с 2009 года. Первое заведение открылось в московском районе Коньково. Сейчас бизнес Анастасии — это сеть из 40 кафе в России, Азербайджане и Казахстане, кондитерская фабрика и детская кулинарная академия. «АндерСон» стало пионером российского рынка сетевых семейных кафе. В заведениях есть отдельные меню для взрослых и для детей, а также игровые комнаты.
Как не ошибиться при выборе ниши
Не ориентироваться на бизнес в другой стране
Модель успешного зарубежного бизнеса не всегда приживается в России. Причины тривиальны: неподходящее время для запуска, не готов рынок или попросту продукт не нужен аудитории.
Начинающие предприниматели видят пустующую нишу, пытаются перенести удачный заграничный опыт, но в России этот бизнес в итоге оказывается нерентабельным, например, из-за особенностей налоговой системы. Большую роль также играет сложное законодательство и частые проверки контрольных ведомств — новички в нише не всегда их выдерживают.
Не полагаться на оценку друзей и родственников
Исследовать поведение потребителей можно своими силами. Надо двигаться маленькими шагами, начать с небольших объёмов продаж и понять, интересен ли продукт аудитории.
Оценка друзей и родственников, скорее всего, будет необъективной. Нужно выйти на реальный рынок.
Что делать на старте бизнеса
Слушать свою аудиторию
Когда предприниматель занимает неосвоенную нишу, он убеждён в уникальности своей идеи. Но не стоит бояться отходить от изначального замысла, если у клиентов есть такой запрос.
На старте я не планировала заниматься детскими мероприятиями. Это направление получилось в ответ на реакцию аудитории: гостям понравилось кафе, и они стали отмечать там праздники. На выручку заведения это влияло негативно. Во-первых, другие клиенты чувствовали себя некомфортно на чужом празднике. Во-вторых, ухудшилась оборачиваемость стола.
Тогда мы решили делать в каждом кафе отдельный зал, где можно отметить день рождения. Я не придумывала это специально, а просто пошла за большим спросом.
Определить предел риска
Когда делаешь что-то новое, надо рисковать теми деньгами, которые готов потерять. С ними надо морально попрощаться. Если ты способен на это, можно попытать счастья. Первопроходец вынужден принимать все решения самостоятельно, ему не на кого ориентироваться. Догонять всегда проще: последователи смогут проанализировать ошибки, оценить реакцию аудитории, увидеть работающую модель.
«
Если сумеешь удержаться в нише, так и останешься в ней первым, максимально увеличив стоимость своего бренда. В мире очень много подобных примеров. В Египте, например, нет понятия «растворимый кофе». Вне зависимости от бренда его называют nescafe
Анастасия Татулова
Понять желаемый масштаб
Я изначально создавала компанию, которую можно расширять: сначала открыла кондитерскую фабрику, потом запустила сеть семейных кафе и кейтеринг. Но нужно понимать, что масштабировать бизнес получается не во всех индустриях.
Например, рестораны. В отличие от кафе, там большую роль играет шеф-повар, его имя, а также концепция конкретного заведения. Нужно выбирать те сферы, где можно расширять свой бизнес.
Договориться с сильным комьюнити
На старте рекламные бюджеты обычно невысоки, поэтому многие начинающие предприниматели выбирают сарафанное радио и продвижение через социальные сети. Но более эффективен другой подход: договориться о сотрудничестве с сильным комьюнити.
Оно должно тематически соответствовать продукту или услуге. В случае с семейными кафе это, например, группы мам. Если договориться и фокусно работать в начале только с одним сообществом, можно отточить продукт и более адресно разговаривать с аудиторией.
Общаться с другими предпринимателями
Бизнес очень часто оборачивается постоянным стрессом для его основателя. Общение с другими предпринимателями избавляет от ощущения, что только в новой нише что-то может не получаться. У всех бизнесменов похожие проблемы. Когда ты видишь людей, которые это уже прошли, тебе становится легче.
Чего не стоит делать на старте бизнеса
Передавать управление другим людям
Любой стартап на начальном этапе требует постоянного присутствия его основателя, главного управленца. Ручное управление — эффективный инструмент. Оно не требует глубоких знаний, достаточно упорства, желания и возможности всё делать самому. Сложнее подобрать людей, которые смогут управлять бизнесом в новой нише за тебя.
Искать инвестора
Ограниченный бюджет может быть плюсом. Когда стартап получает инвестиции, предприниматель менее тщательно анализирует свои расходы, что разрушило многие проекты.
Когда у бизнесмена мало денег, ему приходится искать нестандартные решения для своего дела. Нередко они бывают удачными и в итоге помогают компании зарабатывать.
Множить проблемы
Расширение бизнеса не избавит вас от трудностей. Масштабирование требует серьёзных организационных изменений и дополнительного персонала. На этот шаг стоит пойти, только если у вас есть максимально проработанная модель.
«
Иногда люди считают, что брак могут спасти дети. Если с браком что-то не в порядке, то дети, скорее всего, его только добьют. В бизнесе точно так же
Анастасия Татулова
Бояться ошибок
Невозможно развивать бизнес без ошибок. От них не сможет уберечь даже пример успешного предпринимателя.
Можно бесконечно говорить ребёнку не залезать на стол — пока он несколько раз не ушибётся, он не услышит, потому что он не понимает, о чём ты предупреждаешь. Со всем остальным точно так же. Если ты не ошибаешься, ты не можешь развиваться.
Текст подготовлен на основе интервью с Анастасией Татуловой. Позиция банка может не совпадать с мнением героя
* включена Министерством юстиции в реестр иностранных агентов на территории РФ