КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
7 МИН
Дата обновления: 24 июля 2024
Как оценить эффективность рекламы: 3 простых шага
Erid: 2RanynbZ1Kn
Реклама и другие виды продвижения — затратные мероприятия. Чтобы узнать, сколько бизнес на них зарабатывает, используют метрики ROI, ROMI и ROAS. Разберём, зачем нужна каждая, и посчитаем их на конкретных примерах.
Эффективность рекламы — это результат усилий по продвижению продукта, компании или бренда. Различают два типа эффективности рекламы: коммуникативную и экономическую.
Коммуникативная эффективность помогает понять, побуждает ли реклама покупать больше, вызывают ли доверие продукт и бренд после запуска рекламы. Её оценивают с помощью опросов, маркетинговых исследований, фокус-групп и прочих методик.
Экономическая эффективность — соотношение затрат на рекламу и доходов, которые она приносит. С её помощью можно оценить в цифрах целесообразность вложений в рекламу и скорректировать план действий.
Экономическая эффективность рекламы влияет на рентабельность бизнеса. Если на 100 рублей, потраченных на рекламную активность, удалось получить 150 рублей — усилия окупились, если 50 — принесли убыток.
Рассчитывать и анализировать эффективность можно не только по результатам, но и в процессе.
Рассмотрим наиболее простые и популярные способы оценить экономическую эффективность рекламы: метрики ROI, ROMI и ROAS.
Даже если эти метрики считает кто-то другой, владельцу бизнеса желательно иметь представление, для чего нужны ROI, ROMI и ROAS, как их считать и анализировать результаты.
Основные отличия ROI, ROMI, ROAS
Лучше всего считать все три метрики последовательно: сначала ROI, потом ROMI и ROAS, иначе можно получить искажённую картину экономической эффективности.
Помимо рекламы, ROI, ROMI и ROAS подходят для расчёта экономической эффективности акций по стимулированию сбыта и прочих маркетинговых мероприятий.
Как правило, расчёт метрик и анализ результатов доверяют специалистам, например маркетологу. Если обороты у компании небольшие, предприниматель может сделать это самостоятельно, используя простые формулы.
ROI (return on investment) — показатель возврата инвестиций в бизнес. Метрику используют, чтобы выяснить, как затраты компании на все рекламные проекты влияют на общий доход предприятия.
Формула расчёта ROI
Доход — деньги, которые компания получила от продаж.
Расход — деньги, которые компания вложила в рекламу, производство, потратила на зарплату, аренду офиса и прочее.
На микроуровне с помощью ROI иногда рассчитывают эффективность одного рекламного проекта. Если нужно определить, принёс ли он выгоду после учёта всех затрат на продукт — производство, аренду офиса, зарплату и пр., а не только рекламу.
Уровень ROI зависит от сферы бизнеса, вида товара или услуги и других факторов. Чем выше процент, тем эффективнее инвестиции. Нулевой ROI означает, что вложения в бизнес и выхлоп с них равны — это точка безубыточности.
Метрику рассчитывают за определённый период, в котором не было скачков цен, смены поставщиков и прочих резких изменений. Иначе ROI будет неточным.
Предположим, ИП шьёт на заказ рюкзаки и сумки. Свою продукцию он продвигает в соцсетях и с помощью рассылок по базе клиентов. Ему нужно подвести итоги за месяц работы.
ROI = (360 000 – 300 000) / 300 000 х 100% = 20% — ИП в целом за месяц окупил все расходы, в том числе на рекламу.
После расчёта показателя анализируют по отдельности все статьи расходов. Например, при ROI < 0% это позволяет найти ту, которая не даёт бизнесу окупиться. Для расходов на рекламу такой анализ делают с помощью ROMI.
ROMI (return on marketing investment) — возврат инвестиций в маркетинг и все виды рекламы.
Формула расчёта ROMI
Доход — деньги, которые получила компания, применяя все виды рекламы.
Затраты на рекламу — деньги, которые компания потратила на все виды рекламы. Сюда можно включить:
Если ROMI больше 100% — рекламный бюджет окупается.
ROMI = (30 000 – 12 000) / 12 000 х 100% = 150% — показатель больше 100%.
Один потраченный рубль из рекламного бюджета принёс 1,5 рубля — вложения в рекламу выгодны. Эта статья расходов не нуждается в корректировке, так что искать причину общей нерентабельности бизнеса при ROI < 0 нужно в других сферах.
ROAS (return on ad spend) — возврат инвестиций в конкретный вид рекламы. С помощью показателя можно понять:
Формула расчёта ROAS
Доход от рекламы — деньги от продаж, которые принесла конкретная реклама.
Затраты на рекламу — деньги, которые компания потратила на эту рекламу без учёта сопутствующих расходов на ФОТ отдела маркетинга и прочее.
Если показатель превышает 100% — рекламная кампания окупается.
ROAS рассылки = 20 000 / 2 000 х 100% = 1000% — каждый потраченный на рассылку рубль принёс 10 рублей.
ROAS рекламы в соцсетях = 10 000 / 10 000 х 100% = 100% — каждый потраченный рубль также принёс рубль.
Получается, на рекламе в соцсетях ИП ничего не потерял, но и не заработал. Можно пересмотреть подход к этому инструменту. Например, увеличить или уменьшить количество контента, который транслируется через соцсети, изменить его содержание или оформление. Ещё вариант: нанять SMM-специалиста, который сделает это за предпринимателя.
ROMI сложно посчитать для конкретной рекламной кампании, а ROAS — возможно. Особенно, если речь идёт об интернет-продвижении и цели настроены корректно. В этом случае видны и расходы на рекламу, и доходы от неё, так как совершение целевого действия, то есть фактическое поступление денег от конкретного привлечённого клиента, можно отследить.
Иван Саушин, консультант по маркетингу
🛍️
Эффективность рекламы — результат усилий по продвижению продукта, компании или бренда. Она бывает двух типов: коммуникативная и экономическая.
💰
Экономическую эффективность рекламы рассчитывают, последовательно используя метрики ROI, ROMI и ROAS.
🧰
ROI показывает, насколько эффективны все вложения в бизнес, в том числе в рекламу. Формула: ROI = (Доход – Затраты) / Затраты х 100%.
💲
ROMI показывает, приносят ли выгоду все рекламные инструменты, которые использует бизнес, эффективно ли расходуется рекламный бюджет в целом. Формула: ROMI = (Доход от рекламы – Затраты на рекламу) / Затраты на рекламу х 100%.
📌
ROAS показывает эффективность конкретного рекламного инструмента или результаты конкретной рекламной кампании. Позволяет понять, стоит ли использовать применяемые методы дальше или лучше отказаться от них. Формула: ROAS = (Доход от рекламы / Затраты на рекламу) х 100%.
Автор: Екатерина
Эксперт: Иван Саушин, консультант по маркетингу
Реклама. Рекламодатель ООО «Сбер Бизнес Софт» ИНН 7730269550