УРОКИ БИЗНЕСА

  8 МИН

Дата обновления: 13 ноября 2024

Сотрудник ворует: как предотвратить и по какой статье уволить

Кражи, совершаемые сотрудниками, — это не только пропавшие со склада вещи или недостача в кассе. Вариантов мошенничества множество: списание «неликвида», шеринг одежды и бытовой техники.

Хищения сотрудников могут иметь крупный характер. Например, бухгалтер в течение нескольких месяцев начислял премии коллег на свой счёт, и спустя год сумма достигла миллионов рублей.

Неочевидные виды воровства сотрудников:

  • Закупка товаров по завышенным ценам

Специалист отдела закупок договорился с поставщиком, который прописал в накладной цены выше фактических. Разницу в цене соучастники разделили между собой.

  • Покупка «мёртвых душ»

«Свой» поставщик указал в документах 200 пачек молока, а по факту привёз 150. Лишние 50 недобросовестный сотрудник списал как брак, а деньги за них разделил с поставщиком.

  • Переклейка штрихкодов

Продавец поменял штрихкоды-стикеры на товарах из одной категории. Например, пробил себе кофеварку стоимостью 10 тысяч рублей в три раза дешевле.

  • Покупка 3 в 1

Допустим, на кассу в продуктовом магазине покупатель принёс 3 одинаковых творожка. Кассир отсканировал один из них, а количество в три единицы указал в товароучётной системе.

Недобросовестный продавец, не вызывая подозрений, может повторить эту схему с выгодой для себя. «Свой» покупатель приносит на кассу одинаковые товары, продавец сканирует и пробивает только один, остальные проходят мимо кассы.

  • Шеринг

Продавец магазина одежды взяла платье из ассортимента, сходила в нем на вечеринку и вернула в торговый зал как новое. При инвентаризации на шёлковой ткани увидели зацепки и уценили позицию. Кражей в прямом смысле слова это нельзя назвать, но преждевременный материальный износ вещи из новой коллекции — убытки для бизнеса.

  • Порча имущества ради уценки

Действия сотрудников при краже не всегда можно предугадать. Допустим, продавец при приёмке новой поставки специально поцарапал телефон или планшет, из-за чего пришлось уценить и выставить на продажу как позицию с браком. Сам сотрудник или его друзья купили товар, как только скидка отразилась в товароучётной системе.

Как предотвратить воровство сотрудников магазина

Бороться с кражами можно превентивными способами — создать такие условия для сотрудников, чтобы у них не возникало желания что-то украсть и нанести ущерб вашему бизнесу.

Материальная и нематериальная мотивация могут хорошо работать только в комплексе. Если применять исключительно финансовые стимулы, продавцы делают только то, что приносит дополнительный доход. Если поощрять лишь нематериально, сотрудники фокусируются на получении доступных им бонусов, и у бизнеса падают коммерческие показатели.

Совмещайте два подхода.

  • Найдите баланс оклада и премии

Зарплата продавца состоит из оклада и премиальной части.

В магазине товаров повседневного спроса продавец обычно получает основной доход в виде оклада, а в дополнение — небольшой бонус за выполнение ключевых показателей эффективности (KPI).

В магазинах нерегулярных покупок действует другой подход: чем меньше оклад и больше премия продавца, тем, как правило, лучше он работает. Чаще всего бонус — это процент от продаж.

Включайте в систему мотивации только те показатели, на которые продавец может влиять. Добавьте групповой бонус для всех сотрудников за достижение общей цели. Желательно не устанавливать верхнюю планку дохода, чтобы продавец всегда стремился к большему.

  • Усильте материальную мотивацию

Дополнительные соревнования между сотрудниками, например по продаже товаров определённой группы, стимулируют каждого из них к большей активности. Такие конкурсы обычно проводятся в высокий сезон и чаще всего себя окупают.

Приятным бонусом к премии могут быть неденежные материальные призы — бытовая техника, смартфоны, билеты на концерты. Чтобы материальная мотивация работала, нужно хотя бы раз в полгода-год менять её механику и наполнение. Если новая схема в течение месяца-двух не приводит к желаемым результатам, её надо корректировать.

  • Добавьте нематериальные стимулы

Основа нематериальной мотивации — чётко выстроенная иерархия сотрудников и понятные условия карьерного роста. Например, при достижении определённых показателей продаж и выполнении дополнительных функций продавец становится старшим продавцом или управляющим.

Хорошо работает устная благодарность собственника бизнеса лучшим продавцам на общих встречах. При этом есть сотрудники, которые предпочитают непубличное одобрение.

По-прежнему актуальны доски почёта, размещение информации о продавцах месяца на сайте и в магазине, поощрительные значки «Лучший сотрудник». Во многих магазинах продавец за то или иное достижение получает «Звёздочку», а, когда он накопит 10-15, ему присваивается статус эксперта.

За особые заслуги продавец может получать индивидуальную форменную одежду, дополнительный выходной или приоритет в выборе графика работы. Всё, что выделяет сотрудника в коллективе, стимулирует его работать ещё лучше.

Если в коллективе всего 1-2 продавца, не заставляйте их соперничать, а поощряйте индивидуально.

  • Предоставьте обучение за счёт компании

Вы можете пригласить внешнего специалиста, чтоб провести тренинг, отправить сотрудника на обучающее мероприятие, или попросить особо отличившихся работников поделиться опытом. Это мотивирует сотрудников, поскольку они видят, что компания инвестирует ресурсы в их развитие.

  • Давайте обратную связь

Чтобы получать честные ответы, выберите подходящие форматы: проводите личные встречи, собирайте анонимные отзывы и комментарии. Например, заведите специальный почтовый ящик для писем или используйте Google Формы.

Как защитить бизнес от краж

Превентивные меры по мотивации сотрудников хорошо работают вместе с контролем со стороны начальства.

Что делать, если вы подозреваете в воровстве сотрудников:

  • Проверьте сотрудников до приёма на работу

Попросите у кандидата справку о судимости, чтобы убедиться — он не привлекался за воровство.

  • Установите видеонаблюдение

Поставьте камеры с фокусом на кассу и сообщите об этом сотрудникам. Страха быть пойманным камерами может быть достаточно.

  • Сверяйте чеки ежедневно

Распространённый способ кражи — не проводить оплату через кассу при наличной оплате. Сотрудник забирает наличные себе, а на кассе выбирает безналичный способ оплаты. Сверяйте отчёт банка по транзакциям с чеками эквайринга, которые выдал кассир.

  • В общепите — составляйте технологические карты

Для этого ещё до открытия наймите технолога, который подготовит технологические карты для всех блюд. В них указывается расход продуктов, что позволит избежать обмана со стороны сотрудников кухни.

  • Устраивайте внезапные инвентаризации

Регулярные частичные инвентаризации могут выявить небольшую недостачу и оперативно найти виновного. Если пропал товар или деньги, проведите инвентаризацию и подпишите акт о недостаче в присутствии комиссии.

  • Заключите договор о материальной ответственности

Каждому совершеннолетнему сотруднику дайте подписать договор материальной ответственности, чтобы в случае недостачи можно было взыскать убытки.

Сотрудник пойман на воровстве: что делать

Допустим, вышеперечисленные меры не помогли, вы поймали сотрудника на краже с поличным. Предложите вору вернуть деньги или товар в досудебном порядке. Обычно этого достаточно, чтобы продавец возместил пропажу и уволился — как правило, по собственному желанию. Если виновник отказывается вернуть ценности или исчезает — сообщите в полицию.

Уволить сотрудника за воровство вы сможете только после того, как суд докажет его вину. Если вы обвинили сотрудника в воровстве и обратились в полицию, нужно дождаться вынесения приговора суда и только после этого расторгать трудовой договор.

Как ещё можно уволить сотрудника за воровство, кражу или хищение

Например, за утрату доверия в работе с деньгами и товарами по пункту 7 ст. 81 ТК РФ. За обсчёт клиентов, продажу без чека и фактическое воровство можно уволить. Например, оформить недостачу по инвентаризации, взять объяснение сотрудника и уволить его не позднее месяца после свершившегося факта кражи.