Партнёрство в бизнесе

Каждый третий предприниматель в России расстаётся с бизнес-партнёром. Основные причины — халатное отношение к работе одного из учредителей, обман и несоблюдение договорённостей. В статье — как этого избежать и оформить союз юридически.

Что такое бизнес-партнёрство

Бизнес-партнёрство — это договор между предпринимателями о совместной деятельности. Такие отношения возникают, например, при создании ООО, если учредителей двое и более.

Развивать бизнес в команде часто проще, чем в одиночку. Но при возникновении конфликта тандем может привести к финансовым потерям или ликвидации фирмы.

Плюсы партнёрства

Быстрый старт

Объединяя усилия и деньги, можно при меньших вложениях быстрее открыть бизнес и начать его масштабировать.

Экономия на оплате труда наёмных сотрудников

Если один из партнёров возьмёт на себя бухгалтерию, а другой — маркетинг, бизнес сэкономит как минимум на двух штатных единицах.

Доверие инвесторов и банков

Кредитные организации и инвестиционные компании охотнее вкладываются в фирмы, построенные на бизнес-партнёрстве. 

Свободное время

На старте бизнесмены направляют все усилия на развитие дела. Семья, полноценный отдых и хобби уходят на второй план. В команде можно подменить друг друга и не потерять мотивацию.

Минусы партнёрства

Невозможность единолично принимать решения

Все действия нужно согласовывать с партнёром. Например, вопрос о распределении прибыли решается только путём голосования на общих собраниях.

Стёртые рамки рабочего и личного

Партнёры, которые давно знакомы, боятся обидеть друг друга и могут замалчивать или оттягивать обсуждение проблем.

Ответственность за партнёра

Недобросовестные действия одного из партнёров, совершенные за спиной другого, могут повлечь не только персональную ответственность виновного, но и негативные последствия для бизнеса в целом. Так, например, преступные действия в виде вывода активов в последующем могут привести к претензиям со стороны кредиторов и банкротству юридического лица.

 

Глеб Плесовских,
адвокат и председатель московской коллегии «АиБ»

Ключевые принципы работы с партнёром

Типичная ситуация: один из соучредителей взял деньги из кассы и пропал. Другой заявил в полицию, и выяснилось, что у первого несколько просроченных кредитов и многомиллионных долгов вне общего бизнеса.

Выбирайте партнёра, проверенного временем. При выстраивании отношений придерживайтесь следующих принципов.

Партнёры должны вносить равноценный вклад в развитие компании, разделять зоны ответственности, доверять друг другу.

 

Иван Дубиненков,
генеральный директор ООО «ФОРСАЙТ ЛАБ» и сооснователь брендов Solemate, Wellroom, Trekko, Cleeny

Четкое распределение обязанностей

Оценивайте сильные и слабые стороны партнёра здраво. Каждый должен заниматься своим делом: например, один документами, другой — привлечением клиентов.

Выбор партнёра со схожими принципами

Партнёр может быть вашим другом, но при создании бизнеса важнее его профессиональные качества, а не личностные.

Всё зависит от ценностей партнёров — если они совпадают, то люди могут долго идти вместе. Мы давно работаем вместе и проблем нет.

 

Антон Белый,
предприниматель и эксперт по продажам на Wildberries и Ozon

Доверие и поддержка

Первый человек, который кажется рядом в момент кризиса, — партнёр по бизнесу. Выстраивайте такие отношения, в которых вы сможете положиться на товарища и оказать поддержку со своей стороны. Например, если вы видите, что у коллеги неприятности дома, возьмите часть его задач на себя или предложите взять отгул.

Открытая коммуникация

Допустим, вам кажется, что партнёр делает для бизнеса меньше, чем вы. Это может привести к конфликтам и недоверию. Поставьте в еженедельный график собрание партнёров, на котором будете обсуждать текущие задачи и планы на ближайшее время.

Как узаконить отношения

Оформить бизнес с партнёром можно, зарегистрировав ООО, в котором предприниматели выступают соучредителями.

Согласно Гражданскому кодексу , количество учредителей в ООО не может превышать пятьдесят. При регистрации компании необходимо провести собрание и составить несколько документов:

Принципы корпоративного договора

Если в компании два учредителя, есть соблазн распределить доли 50 на 50, но это рискованно.

Предположим, партнёры создали бизнес и всё же распределили доли пополам. Появилась первая прибыль, и один из предпринимателей захотел потратить дивиденды на личные нужды. По мнению другого, деньги должны пойти на развитие компании. У учредителей разошлись взгляды, но из-за равных долей они не могут принять решение.

Так выглядит дедлок (от англ. deadlock — тупик) — тупиковая ситуация, при которой партнёры не могут договориться и не имеют ресурсов для разрешения конфликта. Такие ситуации нередко приводят к распаду бизнеса.

Чтобы такого не произошло, лучше распределить доли, как минимум, на 51% и 49% или прописать в корпоративном договоре, что делать при дедлоке.

В корпоративном договоре можно прописать, как партнёры будут голосовать по тем или иным вопросам. Например, указать, что в течение первых трёх лет дивиденды от прибыли выплачиваться не будут, а все средства после внесения обязательных платежей пойдут на масштабирование бизнеса.

Или прописать, что один из партнёров в вопросах финансовой сферы будет иметь большее количество голосов. Доли в бизнесе останутся 50 на 50. Но на общем собрании один из партнёров будет иметь право на принятие ключевого решения, чтобы не создавать тупиковых ситуаций.

 

Алексей Шевердяков,
адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы

Существуют и более радикальные методы разрешения дедлока.

«Русская рулетка». Каждый партнёр направляет другому предложение выкупить долю уставного капитала. Второй участник либо соглашается, либо присылает встречное предложение.

«Техасская перестрелка». Каждая из сторон конфликта в конверте назначает свои условия по выкупу доли и устанавливает цену. Конверты вскрываются одновременно, и право выкупа получает тот, кто назначил максимальную цену.

«Голландский аукцион». Работает по принципу предыдущего метода, но победившим считается тот, кто назначил минимальную цену.

Чтобы не прибегать к радикальным методам, лучше сразу составьте корпоративный договор.

Фиксируйте договорённости письменно и сразу

Устные договорённости забываются и со временем могут иначе интерпретироваться, поэтому пропишите их до начала совместной работы.

В основном тексте договора можно опустить детали — например, конкретные зоны ответственности партнёров. Но эти нюансы нужно выносить в приложения к договору и делать это сразу.

Так не работает: «Давай договоримся, что ты отвечаешь за маркетинг. Сейчас сошлёмся на приложение, а потом пропишем там твой функционал». «Потом» фокус будет на извлечение прибыли, а не доработку уже написанного договора — это забудется. До первого конфликта.

По возможности, лучше заранее прописать нюансы: как выйти из компании, на каких условиях включать других партнёров, как и кому продавать долю бизнеса, что делать в случае смерти одного из партнёров.

 

Иван Дубиненков,
генеральный директор ООО «ФОРСАЙТ ЛАБ» и сооснователь брендов Solemate, Wellroom, Trekko, Cleeny

Прописывайте пункты ясно, понятно и конкретно

Договорённости нужно прописать прозрачно, без сложных юридических формулировок. Не стоит брать шаблоны из интернета — пишите так, как сказали бы в разговоре с партнёром. Важно, чтобы написанное в договоре нельзя было двояко интерпретировать: каждый пункт должен иметь смысл, понятный обоим партнёрам.

И обязательно указывайте сроки. Например, вы договорились, что партнёры обязаны заключить с супругами брачный договор, чтобы при разводе никто из их семей не посягал на доли в компании. Нужно не только прописать эту договорённость, но и очертить временные рамки: «В течении месяца партнёры обязуются оформить брачный договор на таких-то условиях».

Вносите изменения своевременно

Корпоративный договор — живой документ, который может и должен меняться. Если на словах решили, что у одного партнёра сменился функционал, сразу вносите изменения в договор. Устные договорённости при несоблюдении одного из пунктов письменного соглашения автоматически обесценивают все остальные.

Привлеките медиатора

Действительно рабочий документ получится только при вовлечении всех участников в процесс. Важно сразу проговорить неудобные вопросы и переложить их на бумагу. Но бывает сложно даже задать вопрос партнёру: «Что будет, если ты решишь продать свою долю конкуренту?». Ведь в его глазах одной фразой вы высказываете недоверие.

В таком случае стоит привлечь медиатора — человека со стороны, который без стеснения задаст вопросы, определит болевые точки и предложит внести пункты, о которых изначально не подумали. Им может стать юрист, помогающий с оформлением документов.

Нужно уметь договариваться. Выслушать обе стороны, понять мотивацию каждого. Иногда договориться не удаётся. В этом случае решающее слово остаётся за тем, у кого больше доля. Если партнёры равны, можно привлечь медиатора, который поможет прийти к решению.

 

Иван Дубиненков,
генеральный директор ООО «ФОРСАЙТ ЛАБ» и сооснователь брендов Solemate, Wellroom, Trekko, Cleeny

Что прописать в договоре 

Закрепить активы

На старте бизнеса каждый из партнёров привносит свои ресурсы: деньги, интеллектуальную собственность, клиентские базы. Чтобы в ситуации конфликта или выхода из бизнеса один из партнёров не присвоил себе, например, исключительные права на корпоративный продукт, активы нужно изначально прописать в договоре. 

Прописать возможные сценарии

Развод одного из партнёров, болезнь и даже смерть: нужно уточнить, что будет в этих случаях с компанией.

Ввести штрафы и санкции

Партнёр перестал приносить хорошие результаты или стал игнорировать общие собрания. Пропишите санкции: это может быть штраф или снижение доли недобросовестного партнёра.

Сформировать пул инвесторов

В договоре также стоит прописать названия компаний и имена предпринимателей, которых оба учредителя готовы видеть в качестве инвесторов. Аналогично можно составить и чёрный список.

Способы расстаться с партнёром

Представьте: один из соучредителей компании начал распространять информацию о возможной ликвидации ООО, что помешало заключить выгодную сделку. Кроме этого, он удерживает документацию фирмы, из-за чего предприятие не может отчитаться перед налоговой и нанять новых подрядчиков. Второй партнёр решил, что нужно расставаться.

Перечислим наиболее распространённые способы вывода партнёра из бизнеса.

Выкуп доли

Самый очевидный метод полюбовно расстаться с партнёром — выкупить его долю и стать единственным владельцем.

Раздел бизнеса

При непреодолимых противоречиях можно предложить партнёру разделить бизнес — оборудование и остатки на складе, найти другое помещение и вести бизнес по отдельности.

Суд

Можно собрать доказательства недобросовестного поведения партнёра и подать иск о его исключении из бизнеса. Но это долгий и затратный процесс.

Вывести партнёра из бизнеса по суду крайне сложно. Например, неявку на общие собрания суд не всегда сочтет за весомый аргумент для исключения соучредителя из ООО. Хотя это бездействие во вред деятельности компании.

Лучше прописать риски в корпоративном договоре. Например, если один из партнёров нарушит свои обязательства, то второй может забрать его долю за 1 рубль. Или за один миллион рублей — это как пропишете.

Справедливо будет нанять независимого оценщика, который определит стоимость доли в бизнесе на текущий момент. И по этой цене заинтересованная сторона сможет её выкупить.

Если вы хотите поставить друг друга в жёсткие рамки, для выкупа можно указать номинальную стоимость доли. Она прописывается в ЕГРЮЛ и обычно составляет незначительную сумму. Это избавляет обоих партнёров от соблазна противодействовать и позволяет бизнесу развиваться.

Алексей Шевердяков,

адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы

Главное