Как выделить уникальное торговое предложение (УТП) и целевую аудиторию для салона красоты

Статья рассказывает о том, как выделить уникальное торговое предложение (УТП) и целевую аудиторию для салона красоты. УТП должно быть конкретным, измеримым, достижимым, релевантным и своевременным. Также важно понимать свою целевую аудиторию и знать, какие потребности она имеет, чтобы предложить им решения, которые будут для них наиболее полезными.

Зачем знать целевую аудиторию

Целевая аудитория (ЦА) — группа людей с общими признаками и потребностями, на которую направлены рекламные активности. У неё выделены:

Продавая всем вместо своей аудитории, вы не сможете:

ЦА неоднородна. Нужно сегментировать клиентов на более узкие группы и грамотно выстраивать позиционирование — подбирать для каждого сегмента аргументы, почему клиенту лучше выбрать вас, а не конкурентов.

Можно выстраивать позиционирование, больше отталкиваясь от общего портрета целевой аудитории, а можно — от задач, которые вы помогаете решить клиенту. Так называемых jobs to be done — «работ, которые должны быть сделаны» и на которые вы «нанимаете» продукт.

Разные люди разные вещи называют «портретом аудитории». Сейчас важно смотреть на JTBD-подход: что человек вообще хочет от продукта, на какую работу он его нанимает. То, что наш клиент ездит на Lada Калина, может никакой полезной информации для нашего бьюти-салона не нести. Нужно сфокусироваться на той информации, которая обогащает знания о шаблоне поведения клиента. Без этого другие данные, как правило, бесполезны.

Константин Хомченко
владелец маркетингового агентства Chili Marketing

Например, идя в салон красоты, клиент может хотеть:

Для разных сегментов аудитории могут быть актуальны разные задачи — вы должны хорошо понимать, что именно и кому вы продаёте.

Как найти УТП

На предыдущем этапе вы погрузились в контекст и получили набор проблем. Далее с учётом этого вы думаете об отстройке: что такого уникального вы можете предложить клиенту.

Уникальное торговое предложение (УТП) – это ёмко сформулированная причина, по которой клиент должен выбрать именно вас, а не конкурентов.

Например: «У нас работают только топ-мастера» или «Татуаж, неотличимый от макияжа».

Из чего можно вывести уникальное торговое предложение

1. Стоимость услуг

2. Качество услуг в соотношении с ценой

 3. Уровень сервиса

 4. Расположение салона

 5. Режим работы

Я понимала: чтобы выделиться среди конкурентов, надо что-то придумать. И меня всегда дико бесило ценообразование в маникюрных студиях: вот это «500 рублей за маникюр плюс 700 за покрытие». За покрытие разные суммы, я ненавидела это всё считать. И подумала, что здорово было бы сделать как в Cofix — 1000 рублей за маникюр, педикюр и что угодно. Но на тот момент мой салон был очень маленьким, я с двух рабочих мест ничего не зарабатывала бы, и я это не ввела.

Ещё до карантина я начала просчитывать фикс-студию, месяца 2-3 это делала. Моей студии было 3,5 года, а работало на тот момент всего четыре мастера в две смены, и не получалось даже им забить запись. После пандемии поняла, что пора что-то менять. Мне казалось, фикс-студия — это супер круто, в Москве я такого не видела, хотя это распространённая тема в регионах. И даже сейчас — хотя очень многие повторяют — ни у кого нет такого «Всё включено», как у нас.

Мария Васильева
основательница салона NAIL MADNESS

Анализ рынка щедр на подсказки: даже если кажется, что сейчас выделиться просто нечем, УТП можно вывести из нейтральных характеристик бизнеса — пока этого не сделали соперники.

К примеру, палитра гель-лаков и у вас, и у конкурентов большая — разнообразие оттенков в данном случае не получится сделать самостоятельным УТП. Но его можно подать как важную характеристику услуг в целом: «Подберём оттенок лака к любому настроению». Превратите факт в позитивное откровение, пусть мастера маникюра рассказывают посетителям о трендовых цветах и новинках — дайте клиенту понять, что вы о нём позаботитесь.

Используйте результаты кастдева

Сформулировать и проверить УТП на практике помогут уже не проблемно-контекстные, а проблемно-решенческие интервью. С их помощью можно проверять гипотезы решений.

Отталкиваясь от набора проблем клиентов, вы разрабатываете гипотезу решения — что и по какой цене вы хотите предложить. Приходите с этим к тем же 50 клиентам и пробуете продать услугу прямо на интервью. Если не продаётся, корректируете гипотезу или формулируете новую и снова идёте получать обратную связь от рынка. И так до тех пор, пока не найдёте рабочее предложение.

Важно пытаться продать услугу, потому что на ни к чему не обязывающий вопрос «Ну, как вам такое предложение?» клиенты могут отвечать положительно из вежливости. А в процессе продажи всплывут реальные возражения. Например, высокая стоимость, что скажет или о на самом деле завышенных ценах, или о том, что респонденты — не ваша целевая аудитория.

В случае салона красоты некоторые гипотезы можно проверить только практикой. Но можно прибегнуть к непрямым продажам: запустить лид-формы в соцсетях, лендинг с акционным предложением или создать аккаунт в Инстаграме с записью на услуги, когда салона ещё нет. Суть в том, чтобы увидеть отклик на ваше предложение. Но реальную картину вы получите только после запуска салона.

В день открытия студии у меня было много клиентов. Веселье, шарики, пришли все подружки. А на следующий день — никого. В течение ещё дней четырнадцати у меня не было ни одного клиента.


Мария Васильева
основательница салона NAIL MADNESS

Как тестировать гипотезы

Гипотеза — это предположение, основанное на имеющихся данных, которое можно подтвердить или опровергнуть. Рецепта идеального УТП нет, поэтому лучше вывести несколько гипотез и проверить их на практике. И чем быстрее, тем лучше.

В гипотезе должны быть «зашиты» проблема и решение. Например, вы сформулировали такую гипотезу:

Если мы введём УТП, что все процедуры в нашем салоне длятся не больше 40 минут, а если мастер не уложится в это время, мы снизим стоимость услуги на 50%, клиенты будут это покупать.

Пятьдесят ваших респондентов, скорее всего, поделятся на несколько сегментов. Например, вы разговаривали с женщинами 25-35 лет. Оказалось, что среди них есть мамы, а есть бизнесвумен. Вы тестируете гипотезу на одном сегменте и на другом.

В случае с этой гипотезой может произойти следующее.

  1. Вы предложили каждому из сегментов воспользоваться услугой салона, где все процедуры занимают не больше 40 минут. Договорились с мастером — сделать маникюр можно было сразу после интервью.
  2. Выяснилось, что для бизнесвумен УТП не работает. У них возникли сомнения, что с такими гарантиями качество услуг не пострадает. А на самом деле многим из них совсем не хочется сокращать время процедуры, так как это их время на себя.
  3. Вы заметили, что мамы маленьких детей заинтересовались больше других, и вывели новое предложение: салон красоты с игровой зоной для детей.
  4. Снова провели интервью с тем же сегментом — выяснилось, что новая гипотеза работает лучше.
  5. Вы проверяете, работает ли предложение для более холодной аудитории. Ищете таких же мам, проводите интервью, а также запускаете опрос в соцсетях и тестовую рекламную кампанию.
  6. Результаты показали, что услуга интересна сегменту и он кажется большим. Вы финализируете УТП в виде слогана «Наводим красоту, пока дети под присмотром» и открываете салон.

В дальнейшем можно выделить и найти ещё несколько близких сегментов и сформулировать для них отдельные УТП.

Используйте шаблон ценностного предложения Остервальдера

Второй подход к разработке УТП — метод специалиста в области бизнес-моделей Алекса Остервальдера. Полезно использовать оба подхода.

Шаблон ценностного предложения Остервальдера

Из УТП должно быть ясно, какую проблему клиента вы решаете и как вы это делаете. Остервальдер выделяет такие типы потребительских проблем:

Нежелательные результаты и свойства

Препятствия

Риски

Основные задачи клиентов, которые они хотят закрыть в вашем салоне (те самые JTBD), могут быть:

Функциональными

Убрать нежелательные волосы

Социальными

Выглядеть более ухоженно, чтобы производить нужное впечатление на работе

Эмоциональными

Больше нравиться себе в зеркале

Заполним шаблон Остервальдера на примере салона, ориентированного на мамочек.

 
Услуги
  • экспресс-услуги маникюрного и парикмахерского залов, оказываемые за 40 минут
  • стандартные процедуры, которые занимают больше времени
Задачи
  • привести себя в порядок
  • отдохнуть
  • побыть среди взрослых людей
Факторы помощи
  • игровая зона для детей, где они будут под присмотром
  • высокая скорость оказания услуг
Проблемы/боли
  • тяжело найти время на поход в салон
  • не с кем оставить детей
Факторы выгоды
  • расслабленная атмосфера
  • дружелюбные мастера, которые готовы общаться
Выгоды
  • ухоженный вид
  • общение
  • время на себя

Регулярно пересматривайте и дополняйте шаблон, чтобы:

Формулы-подсказки для составления УТП

Уникальное предложение можно составить по одному из этих шаблонов.

«Услуга без того, что вызывает страх у покупателя»

Тонирование краской для волос без силиконов. Сработает, если аудиторию действительно беспокоит наличие конкретного ингредиента в составе.

«Если…, то…»

Такая структура используется для обещания гарантий: «Если вы не заметите эффект, мы вернём деньги».

«Привычная услуга + дополнительная польза»

Важно, чтобы польза была не надуманной, а исходила из потребностей ЦА. Например, массаж стоп в подарок к педикюру.

«Услуга + особенность»

Уникальное заключено в самом товаре, некое исключительное свойство. Например, «Стрижка, которая не требует укладки».

Главное

  1. Изучите целевую аудиторию. Сегментируйте её и подберите для каждой группы аргументы, почему клиенту лучше выбрать вас, а не конкурентов.
  2. Выстраивайте позиционирование, отталкиваясь от общего портрета целевой аудитории и/или от задач, которые вы помогаете решить клиенту.
  3. Уникальное торговое предложение (УТП) можно вывести из стоимости услуг, их качества в соотношении с ценой, уровня сервиса, расположения салона или режима работы.
  4. Сформулируйте несколько гипотез своего УТП и проверьте их на практике с помощью проблемно-решенческих интервью. В гипотезе должны быть «зашиты» проблема и решение.
  5. Также для составления УТП можно использовать шаблон ценностного предложения Остервальдера и формулы-подсказки.