До 1 сентября осталось:
7 дней
“Драмкружок, кружок по фото”: почему нельзя перегружать ребёнка дополнительными занятиями

В погоне за успешностью детей родители часто забывают об их собственном мнении. Конечно, приятно в разговоре с друзьями хвастаться, что ваш ребёнок ходит на пять кружков в неделю, а ещё и на плавание. Но детей, особенно маленьких, просто нельзя перегружать интенсивной учёбой. Как помочь ребёнку стать не только успешным, но и счастливым, расскажет психолог и гештальт-терапевт Елена Савчук.

Всем родителям хочется вырастить детей успешными и разносторонними людьми, чтобы у них было максимум возможностей для развития и обучения. Но здесь важно не переусердствовать. Все дети разные, и каждый родитель, безусловно, лучше всех знает, как воспитывать своего ребёнка и сколько дополнительных занятий он потянет. Если он всё успевает, не начинает чаще болеть, высыпается, настроение и аппетит хорошие, значит, количество секций выбрано верно.

Но все же, выбирая дополнительные занятия, стоит держать в уме два момента:

  • Возрастные особенности и потребности ребенка.
  • Необходимость свободного, ничем не занятого времени для его гармоничного развития.

На каждом пункте остановимся подробнее.

Детство до 25 лет

Формирование головного мозга продолжается в течение всего детства и взросления, как минимум до 25 лет. Соответственно, и возможности мозга в разном возрасте разные. Например, чтобы учиться читать, писать или решать даже простые уравнения, у ребёнка должно быть развито логическое мышление. Кроме того, ему нужна понятная мотивация: зачем именно сейчас учиться читать, если можно поиграть в конструктор, а читают всё равно родители. Всё это обычно формируется к 6-7 годам.

Если же ребёнка начинают целенаправленно учить читать, писать и считать в раннем возрасте, когда эти психологические предпосылки ещё отсутствуют, то дело идёт гораздо труднее. Приходится прикладывать значительно больше усилий, чтобы заставить ребёнка выполнять задачи, которые не отвечают его возрастным потребностям.

Более того, когда родители загружают ребёнка учёбой, он смещают фокус своего внимания. Вместо того, чтобы научить его каким-то бытовым вещам, общению, поведению в социуме, она переключаются на зубрёжку. В результате главные задачи возраста не выполняются, и мы получаем ребёнка, который действительно владеет какими-то знаниями раньше своих сверстников. Но при этом у него есть минимум полезных навыков, соответствующих его возрасту. Наверстать упущенное если и возможно, то очень сложно.

Чтобы успешно освоить какой-то вид деятельности (от сидения на горшке до высшей математики) структуры и функции головного мозга, которые составляют физиологическую основу этого занятия, должны быть сформированы. Когда ребёнок готов и дозрел, он легко понимает то, что пару лет назад был не способен понять или сделать.

Мозг должен развиваться от простых функций к сложным. К сожалению, нельзя безнаказанно проскочить какую-нибудь возрастную потребность, в игре, например, и сразу перейти к удовлетворению потребности в обучении. Упущенная потребность обязательно даст о себе знать, и её придется удовлетворить.

Часто бывает так, что к ребёнку, который рано начал заниматься, мотивация учиться приходит позже, чем к сверстникам. В итоге он может начать играть на уроках в школе и учится гораздо хуже, чем мог бы.

Сидеть без дела - тоже полезно

Довольно часто родители подростков спрашивают у психолога, почему их ребёнок ничего не хочет делать. Типичная жалоба выглядит так: "Он ни к чему не стремится, не знает, где дальше учиться, а главное, не хочет продолжать! Дома не помогает, вообще ничего не делает, просто сидит". И, как правило, оказывается, что раньше это был "золотой ребёнок", который успевал везде, всегда был занят, "ни минуты сложа руки не сидел".

Собственно, именно в этом и причина: человек вырос, многому научился, а элементарных вещей о себе не узнал и не понимает, чего сам хочет, чем ему нравится заниматься. Не было времени об этом подумать, потому что "драмкружок, кружок по фото..." Если ребёнок попался послушный, то он не столкнется с такого рода "кризисом" в подростковом возрасте, и поступит туда, куда родители захотят, то есть продолжит действовать в рамках изначально заданной схемы. У него проблемы начнутся, когда жизнь потребует самостоятельных решений, а направлять будет некому.

Чтобы не сталкиваться с этой проблемой, у ребёнка должно быть время поскучать, посидеть без дела и самому придумать, чем и как себя развлечь. Поиски любимого дела могут занять некоторое время: какие-то занятия ему захочется бросить, а что-то другое - начать. И это не всегда плохо, ведь по-другому себя не узнаешь и не найдёшь. Будет хорошо, если вы поможете осмыслить ребенку полученный опыт и расспросите, почему он решил бросить, в чём именно разочаровался, чего ждал и что получилось в реальности.

Бывает и так, что ребёнок из года в год перебирает разные занятия, но надолго нигде не задерживается. Если ходить на них - изначально его решение, а не ваше, то, возможно, здесь дело в неумении систематически трудиться и доводить дело до конца. В этом случае стоит всё же воспользоваться своим правом родителя на волевые решения. Помогите ребёнку остановиться на каком-то занятии, пусть он выберет его сам и отходит хотя бы год.