До 1 сентября осталось:
7 дней
Что-то пошло не так: типичные проблемы первых недель в школе

Сентябрь для первоклассника похож на первый месяц на новой работе. Меняется ежедневная рутина и время подъёма, вокруг появляются новые люди, всё это вводит вас в состояние стресса. А теперь представьте, что вам всего семь лет. Страшно, правда? Рассказываем, как помочь первокласснику пережить первые недели в школе и адаптироваться в новых условиях.

Ребёнку не нравится новый режим дня

Целый день играть во дворе, а вечером смотреть мультики или рубиться в видеоигры со старшим братом – это гораздо круче школы. Но у первоклассника появляются новые и важные обязанности: например, просыпаться в 7 утра, делать уроки и вовремя ложиться спать. Всё это не будет восприниматься как произвол родителей, если вы объясните ребёнку, зачем он это делает.

Например, если он не ляжет вовремя, то не выспится и утром будет плохо себя чувствовать. А если будет лениться и постоянно отвлекаться от домашних заданий (которые вроде бы не задают в первом классе, но мы-то знаем, что это не так), то на мультики останется 20 минут вместо часа. Во-вторых, родителю важно помнить, что вместе с новыми обязанностями появляются и новые права. Разрешите ребёнку то, чего не разрешали раньше: например, не делайте прогулки обязательными или позвольте на выходных посидеть за компьютером или посмотреть телевизор чуть дольше.

Ребёнку не нравится учитель

У этого может быть несколько причин. Например, если раньше ребёнок никогда не сталкивался с флегматичными седовласыми дамами бальзаковского возраста, а новая учительница – именно такая, ему может быть сложно сразу к ней привыкнуть. Кроме того, в детском саду никого не вызывали к доске и все занятия были похожи на игру. Здесь же тебя пять часов подряд заставляют что-то делать.

Проблема, скорее всего, не в учителе, а в самой системе, к которой ребёнок не успел адаптироваться. Постарайтесь объяснить, что заставлять писать или выступать перед всем классом будет любой учитель. Спросите, какие конкретно действия преподавателя ему не нравится, и придумайте вместе с ребёнком несколько способов, которые помогут справляться со стрессом.

И лучше как можно раньше объяснить ребёнку, что заставлять что-то делать – это работа учителя, а не прихоть. Работа же ребёнка – хорошо учиться. Пусть это будет взаимовыгодное сотрудничество. А дома будет безусловная любовь – со вкусным обедом, весёлыми играми и пониманием.

Конечно, если ребёнок ежедневно приходит домой в слезах и вы понимаете, что учитель предвзято к нему относится или даже травит его, нужно поговорить с преподавателем лично. Вежливо выясните, почему ему не нравится поведение ребёнка. Если после двух-трёх таких разговоров ситуация с учителем не налаживается, можно обратиться к директору или завучу.

Ребёнку не удаётся найти новых друзей

Повезло тем, кто пойдёт в один класс с друзьями из детского сада. Но если нет, в этом тоже нет ничего страшного. Каждый раз, когда ребёнок переходит в новую социальную группу, он тренирует свои навыки коммуникации, что крайне полезно. Тем более в начальной школе ребёнок гораздо быстрее привыкает к новой обстановке.

Но сразу найти себе новых приятелей получается далеко не у всех, так что чуда не ждите. Адаптация требует времени, и сначала ребёнок будет вспоминать сад и друзей оттуда. Это совершенно нормально: ему просто хочется снова попасть в комфортную обстановку, с которой он хорошо знаком. Будьте спокойны: через несколько месяцев у первоклассника появятся новые друзья.

Ребёнку не нравится учиться

Бегать на переменах – это супер. Собирать после школы гербарий из ярких кленовых листов – тоже. Не говоря уже о том, какой кайф в виде телевизора и планшета ждёт ребёнка дома. А вот сами уроки почему-то не доставляют никакой радости – ни задачи про яблоки, ни крючки в прописях. Как правило, это связано с недостаточно развитой мотивацией. В таком случае родителю нужно обязательно предложить свою помощь и вместе с ребёнком искать в учебе те моменты, которые будут действительно по душе.

Не нравится выводить буквы? Попробуйте нарисовать их дома акварелью. Не нравится математика? Придумайте, как встроить математические задачи в какие-то домашние дела. Также не стоит требовать в первые месяцы слишком много и сразу завинчивать гайки – не забывайте, что ребёнок только что попал в новый коллектив и перестроил весь свой режим дня. На то, чтобы привыкнуть, нужно время. Кстати, нудный учебный процесс можно скрасить яркими аксессуарами: например, линейка с супергероями пригодится на математике, а в портфель с изображением человека-паука гораздо приятнее складывать учебники, чем в обычный.

Родитель слишком сильно переживает

И эти переживания отражаются на ребёнке. В попытках сделать своего ребёнка “самым лучшим”, родители начинают экстренно учить его всему подряд, давить и беспрекословно подчиняться учителю – главному человеку, который оценивает “способности” ребёнка. Правда в том, что не нужно экстренно учить ребёнка читать, писать и считать – даже если он не освоил навыки до первого класса, с этой задачей отлично справятся педагоги.

В младшем школьном возрасте, когда у ребёнка начинает формироваться самооценка, оценочные суждения взрослого для него очень важны. Даже если родитель вербально (то есть на словах) правильно транслирует своё отношение к ребёнку и веру в него, этого недостаточно. Дети часто копируют модель отношения к себе самого родителя. Если родитель страдает от низкой самооценки, не верит в собственные силы, застенчив, то и ребёнок примет эту модель.