До 1 сентября осталось:
7 дней
Ребёнок жалуется на учителя: инструкция для родителя-миротворца

Дети часто жалуются на учителей: говорят, что к ним несправедливо относятся или незаслуженно ругают. Родителям, с одной стороны, нужно поддержать и утешить ребёнка. С другой – не хочется вступать в конфликт с педагогом, тем более, он может быть и прав. Вместе с детским психологом Наоми Ананьевой разбираемся, что делать в такой ситуации, чтобы не испортить ни с кем отношения.

Если ребёнок приходит домой расстроенный

Допустим, из жалоб ребёнка родители понимают, что произошло какое-то недоразумение. Тогда первое, что нужно сделать, позволить ему выразить чувства, утешить и поддержать. Не стоит запрещать ребёнку злиться на учителя. Вместо этого лучше сказать, например: “Да, это очень обидно, что она не спросила тебя, хотя ты всё выучил и тянул руку. Любому обидно, когда его не выбирают. Ты можешь обижаться на учителя и жаловаться мне на него”.

Когда ребёнок выговорится, его нужно обнять, погладить, сочувственно покивать. Но говорите только о чувствах, не об учителе. Не стоит обзывать педагога или критиковать. А когда ребёнок успокоится и повеселеет, сказать: “Понимаю, что тебя очень расстроила эта история. Но ты ведь знаешь, что Мария Ивановна – хорошая учительница и часто тебя хвалит. Я уверена, что она не хотела тебя обидеть. Ведь ей надо спросить всех, а за один урок она не успевает. Я думаю, она обязательно вызовет тебя на днях”.

Когда чувства ребёнка поняты и приняты, они быстрее проходят. Он успокаивается и начинает легче относиться к ситуации. Кроме того, не стоит подрывать авторитет учителя в глазах ребенка. Во-первых, вы точно не знаете, что на самом деле произошло. Во-вторых, ребёнок будет с меньшим удовольствием учиться у ктого, кто ему не нравится и кого он не уважает.

Задача родителей – примирить все стороны, в этом случае ребенка и учителя. При этом не стоит обесценивать его чувства и говорить:

  • Что за глупости, не могла учительница такое сказать!
  • Что ты еще выдумал, старших надо уважать!
  • Как ты смеешь так говорить про учительницу?!

От таких слов ребёнок только разозлится и обидится ещё сильнее. Это нисколько не приблизит его к хорошим отношениям ни с учительницей, ни с родителями. Он будет чувствовать себя непонятым, покинутым и одиноким, ведь даже самые близкие его люди, мама и папа, не воспринимают всерьёз его чувства и не верят ему. Скорее всего, он скроет свои переживания и будет меньше доверять родителям.

Если учитель к нему придирается

Бывают более серьёзные ситуации, когда ребёнок становится подавленным, регулярно рассказывает о придирках учителя. Родители видят, что, несмотря на все старания, ему занижают оценки и явно несправедливо относятся. Тогда стоит пойти в школу и поговорить с педагогом.

Беседа пройдёт мягче и эффективнее, если родитель придёт с миролюбивым настроем и желанием понять, что происходит. Стоит помнить, что цель родителя – не обвинить или наказать (даже если очень хочется), а наладить отношения между учителем и ребёнком.

Расскажите, что вас в первую очередь беспокоит, что ребёнок приходит домой расстроенный, похвалите преподавателя и скажите, что вы цените его опыт. И только потом переходите к проблеме: “Он очень огорчается, что вы мало его спрашиваете (ставите низкие оценки / много поправляете). Как вам кажется, в чем может быть причина?”.

Дальше выслушайте учителя и поблагодарите за ценные советы и замечания. Попросите быть с ребёнком помягче. Скажите, что он очень привязан к школе и учителю. Только если несколько подобных разговоров с педагогом не дали результата, можно обратиться к директору. Если же и он ничего не изменит, вероятно, стоит подумать о смене школы. Но это крайние меры, и требуются они редко.

Помните, что ребёнок видит ситуацию по-своему, а учитель - совсем иначе. Ваша задача состоит не в том, чтобы искать правых и виноватых. Вам нужно достичь компромисса, который позволит всем сторонам конфликта чувствовать себя в школе максимально комфортно.

Если ребёнок всё-таки не прав

Иногда бывает так, что требования учителя справедливы, а ребёнку нужно просто проявить больше упорства и усидчивости. Тогда стоит помочь ему обустроить удобное место для учёбы, купить красивые канцтовары, которые он сам выберет. Можно придумать систему поощрений за выполненные задания: ребёнок может рисовать себе звездочки в тетради или клеить наклейки в специальный альбом.

Иногда школьнику нужна дополнительная помощь, потому что объяснения учителя непонятны. Тогда можно посидеть с ним вместе, попробовать выяснить, что именно не получается. Если это не помогает, то попросить помочь с материалом репетитора.

После занятий попробуйте разрядить напряжённую атмосферу. Хорошо подойдут подвижные игры: бой подушками или битва шариками из бумаги. Ещё есть игра в "школу наоборот", когда ребёнок играет роль учителя, а родители – учеников. Чем лучше у ребёнка настроение и физическое состояние, тем легче ему справляться с трудностями. Позвольте ему больше бегать после уроков, гулять на свежем воздухе. Дайте ему побольше свободного времени, когда он делает то, что хочет. Это необходимо для гармоничного развития и успешной адаптации ко взрослой жизни.