В трех видео Марина рассказывает, как работа над интерьером становится поводом для самообразования и личностного роста. Дизайнер делится способами воспитания визуального вкуса и объясняет, как «читать» коллекционный дизайн. На примере своей квартиры на набережной Фонтанки показывает, как сделать искусство стилем жизни и почему это важно, дает практические советы по работе с интерьером: от поиска музы до наполнения его работами современных художников.
Глава первая:
Интерьер – платформа для личностного роста
Глава вторая:
Коллекция искусства – зеркало жизненного пути и основа интерьера
Глава третья:
Главные интерьерные правила и тренды
Марина Гисич считает, что создать осмысленное и смелое пространство без предметов коллекционного дизайна невозможно. Все объекты авторства известных дизайнеров заслуживают внимания — их гений доказан временем. Но почему за некоторыми из них коллекционеры устраивают настоящую охоту?
Только те вещи, что становятся эмблемой своего времени, получают статус культовых. Они отражают целую веху, текущие социальные и технологические процессы. В их истории, конструкции и внешнем облике отражены вопросы, которые волнуют общество в момент их создания.
Гениальность таких объектов заключается еще и в искренности, с которой дизайнер отвечает на практические вопросы, возникающие в ходе решения технических проблем. Их облик отражает появление новых материалов и технологических решений, которые становятся символом времени: фанеры, алюминия, стальных трубок, пластика и плексигласа, как когда-то появление стальной балки определило конструкцию и внешний вид сегодняшних небоскребов. Эта аналогия неслучайна: шедевры часто рождаются на стыке дисциплин. Так, множество знаковых объектов дизайна ХХ века были созданы архитекторами Ле Корбюзье, Людвигом Мисом ван дер Роэ, Чарльзом Имзом, а сегодня их ряд пополнил наш современник Филипп Старк. Пространственный подход придал даже небольшим объектам, вышедшим из-под их рук, функциональность, образность и масштабность.
ХАННЕС МЕЙЕР
архитектор, директор школы Баухаус
1928 — 1930 гг.
Хороший пример, включающий все вышеперечисленное – шезлонг Lounge Chair Чарльза Имза, предмет, определивший облик дизайна ХХ века. В нем одновременно есть наследие модернизма, провозгласившего изысканную простоту, функциональность и осмысленность: в каждой детали кресла предусмотрено, что оно прослужит долго, будет благородно стареть. Имз работал над ним два десятилетия, оттачивая производство, используя инженерный подход и новые технологии. Если сначала его вогнутые наподобие раковины сидения и спинки покрывались шпоном из бразильского палисандра, то позже очертания спинки и подлокотников определялись развитием технологии формовки фанеры. Про Lounge Chair говорят, что «Имз придумал не сколько стул, сколько новый способ сидеть». Плюс, став предтечей маркетингового подхода, компания Herman Miller в 1956 году выпустила эту модель с легендой, будто кресло проектировалась специально для голливудского кинорежиссера Билли Уайлдера. Сегодня Lounge Chair по-прежнему выпускают компании Herman Miller в Америке и Vitra в Европе, а прижизненный оригинал можно увидеть в лондонском Музее дизайна.
Культовые предметы дизайна одновременно отражают тот мир, в которым мы хотели бы жить и при этом существуют в реальном мире вещей, являются результатом происходящих в нем процессов. От таких вещей исходит множество визуальных сигналов, которые они продолжают транслировать, оказавшись в современном пространстве. Они наполняют интерьер сразу многим: историческим контекстом, ощущением того, что эта вещь стала поворотной в истории, что она содержит в себе все те процессы, отражением которых была в свое время. Принося такую вещь в дом, мы создаем связь эпох, будто в этот момент замыкается временная цепочка и мы одновременно оказываемся в настоящем, прошлом и будущем.
Глава первая:
Интерьер – платформа для личностного роста
Глава вторая:
Коллекция искусства – зеркало жизненного пути и основа интерьера
Глава третья:
Главные интерьерные правила и тренды
Чтобы сделать хороший дизайн, нужно поймать музу.
Пространство должно «созреть» — не нужно торопиться.
Делать интерьер, не вступающий в диалог с окружающей средой, — безумие.
Окружать себя бездушными предметами — скучно.
Личностный рост в работе над интерьером начинается с вопроса: «Может, стул должен быть не только удобным?»
Коллекционный дизайн, он же тиражный, противопоставляется потребительскому и массовому. Его главные черты — это авторство известного влиятельного дизайнера, ограниченный тираж, использование нетипичных для эпохи технологий. И, конечно, такой объект знаменует собой веху во всеобщей истории и творчестве создателя в частности. Он также может являться частью более сложного архитектурного проекта, как, например, мебель из дома Чарльза Имза в Санта-Монике, которая неотделима от его общей авторской задумки. Выбор в пользу коллекционного дизайна уменьшает шанс приобретения случайных вещей, смещает фокус ценностей и становится средством самовыражения: если ты выбираешь авторский дизайн, значит, понимаешь, как объект вписан в культуру, его контекст, ценность и исторические отсылки.
Воспитание художественного вкуса непосредственно влияет на восприятие дизайна. В этом смысле ярмарки современного искусства — концентрированный источник вдохновения, новых фокусов и важных знакомств. Некоторые арт-выставки включают в себя раздел дизайна (как Cosmoscow) или сопровождаются дочерними смотрами, полностью или частично посвященными декоративно-прикладному искусству, как, например, Design Miami – ярмарка-сателлит Art Basel. Но поездки на арт-ярмарки — это не только про насмотренность на искусство, но и про насмотренность на людей. Сегодня такие события — основная площадка для коммуникации не только арт-сообщества, но и представителей бизнеса, кино, моды: на vip-программу Art Basel, например, слетается больше всего частных самолетов в мире. Именно здесь случаются ключевые покупки и встречи, а также появляется редкая возможность получить доступ к частным коллекциям. За закрытыми дверями можно увидеть такой подход и уровень жизни, когда искусство является не просто признаком достатка, а образом жизни целых семей и их окружения.

Выбор искусства должен быть осмысленным.
Невозможно подбирать картину под цвет обоев.
Прежде чем впустить искусство в дом, нужно развить насмотренность.
Продумайте бюджет: делайте параллельные вложения в большие живописные работы и небольшие графические.
Строить дом, отталкиваясь от коллекции, стало трендом.
Итальянцы — нация, выросшая в окружении наследия великой Римской империи, обладает врожденным вкусом, а главное, умением ценить красоту утилитарных вещей. Мебельные фабрики, некоторые из которых являются ровесницами ХХ века, владеют лицензиями на производство его знаковых моделей и по сей день приглашают лучших дизайнеров и архитекторов для разработки новых коллекций.
Выставки и ярмарки позволяют смотреть на мир через другие линзы.
Взращивать дворцовый стиль в новостройках — пошло.
Персонализированный интерьер — это микс современного искусства, коллекционного дизайна и семейных реликвий.
Приглашать специалистов из Европы больше нет необходимости.
Не стоит уходить в сложные цветовые сочетания, если у вас недостаточно опыта.
Нужно избегать предметов, которые некрасиво стареют.
«Сбербанк Первый» — формат обслуживания клиентов ПАО Сбербанк.
ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России № 1481 от 11.08.2015.

© CБЕРБАНК ПЕРВЫЙ, 2020