Сад всегда был воплощением и символом счастья. На протяжении тысячелетий во всех мировых культурах наши предшественники находили человеческое счастье в его совершенном состоянии именно в саду. Само слово «рай» этимологически происходит от греческого paradeisos, то есть «парк, рай, райский сад». Как сказал Роберт Пог Харрисон, знаменитый профессор литературы из Стэнфорда, сад воплощает в себе обещание счастья, и не просто счастья как такового — обещание гаудиума, то есть радости, за пределами нашего смертного присутствия на земле. В человеческом воображении сады часто фигурируют как места видений и прозрений, являясь духовными, эротическими или светскими. Не предметы, не идеи, а сама Жизнь находит проявление в садах.
Эпикур, древнегреческий философ III века, разработал одну из первых теорий удовольствия — рационального гедонизма. Как ни странно, но Эпикур не был эпикурейцем в современном понимании этого термина — гурманом, фуди, любителем роскоши. Он был гедонистом, но не сладострастником. Его рацион состоял из оливок, сыра, хлеба и вина, но он знал, и делился знанием со своими последователями, как получать удовольствие от простых вещей, находя в них смысл. Эпикур не просил отказываться от удовольствий, но предлагал определять им меру.
Эпикур был одним из первых, кто ввел классификацию, в которой разделил человеческие потребности и желания на естественные и пустые. Именно пустые, бессмысленные желания обрекают нас на невозможность насытиться и принуждают к погоне за количеством, нежели за качеством и смыслом.
Одна из основных идей Эпикура выражена в следующей фразе:
Переосмысление философии эпикурейства для XXI века может помочь нам найти ответы на острые вопросы нашего существования: вечный поиск счастья, жизнь в экономике органического роста, замедление экологической деградации. Но одно из самых весомых наследий Эпикура для сегодняшнего дня — это осознанное потребление.

Структура современной жизни зачастую определяет успех как количественную функцию денег. Чем больше денег, тем больше ты можешь купить. Чем больше ты можешь купить, тем ярче ты можешь показать свой социальный успех. Мы бежим за количеством, забывая о смысле, но по определению не можем добежать до границы, поскольку ее просто нет. Или, как говорил сам Эпикур:
Лучше всех это выразила американская художница Барбара Крюгер, перефразировав французского философа XVII века Рене Декарта в своей знаменитой работе 1987 года: «I shop therefore I am», то есть «Я покупаю, значит я существую».

В России часто коммуникация через потребление ограничена базовыми уровнями: достаток и социальный статус, вкус и стиль. Но все больше и больше людей стремятся показать свой культурный капитал вместо финансового, свою личность в ее широте и глубине вместо поверхности. Именно на это и нацелено осознанное потребление.
В первую очередь это потребление, которое сопровождается вопросами: что, как и зачем вместо сколько и сколько стоит. Осознанное потребление — это потребление со смыслом, где ответы на эти вопросы и создают некую дополнительную смысловую нагрузку.
это потребление, определяемое не столько количеством, сколько качеством, где большое внимание уделяется ингредиентам, тонкостям производственного процесса, специфике происхождения.

это потребление, которое позволяет оживить глубину контекста отношения человека и предмета. Классическим примером этого является покупка предметов дизайна, напоминающих о путешествии. Эпикур говорил: «Прежде смотри, с кем ты ешь и пьешь, а потом уже, что ешь и пьешь».

это потребление для самовыражения, для того, чтобы подчеркнуть грани своей личности, своих личных интересов, своих ценностей. Примером этого может быть покупка майки Dior «We Should All Be Feminists», если ты поддерживаешь равноправие полов и хочешь об этом громко сказать.

это потребление, демонстрирующее знание. Именно поэтому оно очень коррелирует с понятием знатока или ценителя: вина, сигар, машин, но и, естественно, искусства.

Список можно продолжать долго, но главное, это хоть чуточку задумываться о смысле более или менее важной покупки каждый раз, когда мы тянемся за кредитной карточкой. От этого зависит наше собственное счастье и счастье нашего общего дома под названием человек.

Вадим Григорян, креативный директор, консультант по культуре и стратегии брендов


Неспроста учебные заведения имеют долгую историю ассоциации с садами. Достаточно вспомнить загородную усадьбу Святой Женевьевы в средневековом Париже, сады британских колледжей в Кембридже и Оксфорде, парковую идиллию традиционного американского кампуса. Знаменитые древнегреческие школы тоже были расположены именно в садах на окраинах Афин: академия Платона, лицей Аристотеля и сад Эпикура. Последний стал вдохновением нашего «Цифрового сада».
Барбара Крюгер, «Я покупаю, значит я существую».
Фото предоставлено Vostock-Media
«Сбербанк Первый» — формат обслуживания клиентов ПАО Сбербанк.
ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России № 1481 от 11.08.2015.

© CБЕРБАНК ПЕРВЫЙ, 2020