Почему даже опытным работникам отказывают на собеседовании

Когда-то всё было просто: работодатель объявлял вакансию, собирал резюме, проводил собеседования и выбирал самого умелого кандидата. Но времена изменились. 
Почему даже опытным работникам отказывают на собеседовании
​​​​​​​Теперь недостаточно просто «продать» свои профессиональные навыки и стаж. Хорошему работодателю стало важно не только то, что и как вы умеете делать, но и как рядом с вами ощущают себя коллеги и клиенты. Причём нередко это оказывается даже поважнее опыта. 
Рассказываем, что теперь ценят в работниках и как показать на собеседовании, что вы — тот самый кандидат, которого нужно взять на работу.

Мало быть просто профессионалом

За что ценят кондитера? Кажется, за умение готовить вкусные десерты. Но если кондитер умеет делать прекрасные лакомства, и при этом никогда не успевает вовремя испечь свадебный торт молодожёнам, ценность его мастерства снижается. Чтобы у кондитера не было отбоя от заказов, кроме основного умения ему нужно развивать и другие навыки.

Специалисты по персоналу делят навыки на «жёсткие» (hard skills) и «мягкие» (soft skills). Умение декорировать эклеры — это «жёсткий» навык кондитера, суть его профессии. А способность сделать так, чтобы торт был у именинника в нужное время, даже если сломалась духовка или в супермаркете закончилась клубника для начинки — его «мягкий» навык. Такие навыки отражают личную эффективность, умение взаимодействовать с другими людьми, организовывать работу, договариваться и принимать решения.

​​​​​​​Сравним двух воображаемых кондитеров: один — просто хороший профессионал, а второй — профессионал с прокачанными «мягкими» навыками.

Просто хороший кондитерПрекрасный кондитер
Готовит десерты, от которых невозможно оторваться
Делает то, что заказали

Старается делать лучше и больше, чем от него ожидают

Отвечает за свои пирожные​​​​​​​

Болеет за успехи всей кондитерской и старается отвечать за общий результат

Как думаете, у какого из этих двух кондитеров больше шансов со временем построить успешную карьеру?

Что от вас ждёт работодатель

В разных компаниях и специальностях набор «мягких» навыков отличается. Для коммерческого директора строительной компании список требований длиннее, чем для риелтора. В дизайнере ценят умение задавать правильные вопросы клиенту и выявлять его потребности, а в администраторе салона красоты — улыбчивость и доброжелательность.

Но есть базовый список навыков, без которых сегодня трудно найти работу и стать сотрудником, которого по-настоящему боятся потерять.

Мы спросили у специалистов по персоналу, которые собеседуют кандидатов каждый день: «Какие мягкие навыки ценятся больше всего в ваших компаниях?». Получился такой список:

  1. Системное мышление — умение видеть задачу глобально: не просто свой узкий участок работы, а всё, что может повлиять на результат. Если бухгалтер при подготовке годового отчёта поделил масштабную задачу на несколько маленьких, приоритезировал их, заранее попросил сотрудников принести нужные документы, значит он умеет мыслить системно. 
  2. Управление результатом — умение выполнить задачу в срок, не теряя в качестве. Если таксист едет к клиенту, который спешит в аэропорт, и видит пробку, он может заранее попросить клиента перейти дорогу на нужную сторону, чтобы сэкономить время на развороте и успеть на нужный рейс.
  3. Ответственность — способность предвидеть последствия неверных решений и отвечать за свои поступки. Мастер маникюра знает, что нужно дезинфицировать инструменты. Поэтому какой бы сильной не была усталость в конце рабочего дня, ответственный мастер не станет пренебрегать обработкой. 
  4. Решение проблем — готовность исправлять ошибки, если решение оказалось неверным. Мебельщик, который неправильно измерил расстояние между стенами, а потом изготовил слишком большой диван, должен уметь найти способ исправить ситуацию. 
  5. Управление собой — умение контролировать свои эмоции, слова и действия. Представьте ситуацию: менеджер по продажам полдня работал с клиентом, а коллега взял и «увёл» его сделку. Вполне себе повод для конфликта, но эмоционально грамотный менеджер не станет грубить и ругаться на весь офис, а сможет разрешить ситуацию цивилизованно. 
  6. Сотрудничество — способность работать в команде. Готовность подменить заболевшего коллегу, чтобы тот отлежался дома пару дней — пример проявления этого навыка. 
  7. Клиентоцентричность — лояльность к клиентам и искреннее желание помочь им решить свои проблемы. Сотрудник магазина за минуту до закрытия не обязан обслуживать только что вошедшего покупателя, но если он всё же это делает, значит, ему не плевать на клиентов. 

Универсального навыка, который поднимет вас по карьерной лестнице в любой профессии, не существует. Важно адекватно оценить себя в точке А и терпеливо развивать все навыки, чтобы прийти в точку В.

Как оценить свои шансы

Хорошая новость: нет людей совсем без «мягких» навыков. Если вы пишете список дел на день и приоритезируете задачи вместо того, чтобы хаотично реагировать на все входящие запросы, значит, уже проявляете навык «Системное мышление». А если вы успешно реализовали даже небольшой проект, то проявили навык «Управление результатом».

Чтобы оценить свои «мягкие» навыки, сделайте следующее:

  1. Выберите любой навык из списка выше. 
  2. Вспомните и запишите примеры ситуаций, когда вы его проявляли — это пригодится на собеседовании. Для работодателя характеристика «ответственный, стрессоустойчивый и дружелюбный» без примеров звучит слишком абстрактно и неубедительно. 
НавыкПример проявленияЧто это значит для работодателя
Управление собой«Однажды из-за транспортной компании клиент нашего магазина не получил вовремя свой заказ. Он пришёл к нам и громко ругался. Я вежливо и внимательно выслушал его и на следующее утро сам доставил заказ».Сотрудник умеет держать себя в руках в стрессовых ситуациях, поэтому у него не возникнет конфликтов с коллегами и клиентами.
Сотрудничество«Как-то раз у нас появился новичок, которому приходилось много раз подолгу объяснять, как пробивать товар на кассе. Под конец дня терпение и силы заканчивались, но в итоге мы всё же одолели кассу. Через полгода новичок стал лучшим продавцом месяца и поблагодарил меня за вклад в его развитие».Кандидат быстро вольётся в коллектив благодаря умению работать в команде, не придётся тратить на его адаптацию полгода.


Как презентовать себя на собеседовании

1. Выпишите самые яркие примеры проявления навыков на отдельный лист. Это необходимо, чтобы не забыть всё на свете в ответственный момент — из-за волнения такое бывает часто.

Плохо

Рекрутер: 

— Пожалуйста, приведите пример, как вы справлялись с подобной ситуации ранее? 

Кандидат: 

— Вот был у меня случай… Ммм, забыл :( 

Хорошо

Рекрутер: 

— Можете рассказать, как вы справлялись с подобными проблемами? 

Кандидат: 

— Да, у меня было много таких ситуаций в работе. Я как раз выписал себе несколько примеров, чтобы не забыть. Вот один из них…

2. ​​​​​​​Не умаляйте своих заслуг. Многие считают, что их профессиональные результаты недостаточно важны, чтобы рассказывать о них на собеседовании. Но даже самый простой пример того, как вы проявили себя в работе, лучше, чем его отсутствие.

Плохо

Рекрутер: 

— Расскажите о своих сильных сторонах. 

Кандидат:

— Я очень ответственный сотрудник. А ещё внимательный и стрессоустойчивый.

Хорошо

Рекрутер: 

— Расскажите о своих сильных сторонах.

Кандидат:

— На предыдущей работе у меня была репутация ответственного сотрудника. Как-то раз я выявил большую недостачу: курьер не довёз часть товара. Благодаря мне компания не потеряла три миллиона рублей.

3. Будьте готовы к тому, что вам откажут. Никто не может влиять на то, выберут его кандидатуру или нет. Если вы грамотно составили резюме, проанализировали свои мягкие навыки и придумали примеры проявлений для каждого навыка — вы уже молодец. 

Так не надо

«Отказали! Я так и знала! Я никчёмный бездарь, провалила собеседование. Мне никогда не найти работу...» ‘-(

Лучше так

«Мне отказали — жаль, но ничего страшного. Возможно, попался более сильный кандидат. Завтра посмотрим, какие ещё есть вакансии, может найдётся что-нибудь и получше».

​​​​​​​И последняя рекомендация: если вам отказали, не стесняйтесь спросить у рекрутера, чем именно привлёк кандидат, получивший должность, и что не устроило в вашей кандидатуре. Не факт, что вам ответят, но если удастся получить обратную связь, она поможет вам лучше подготовится к следующим собеседованиям.

Что запомнить

  1. Будьте готовы рассказать на собеседовании не только про свои «жёсткие» навыки, но и про «мягкие».
  2. Проанализируйте, какой набор «мягких» навыков особенно важен для людей вашей специальности. 
  3. Оцените свои «мягкие» навыки, вспомните и запишите примеры ситуаций, когда вы его проявляли. 
  4. Будьте уверены в себе и никогда не сдавайтесь.

Помните: рано или поздно у вас обязательно получится найти хорошую работу! 

Это тоже интересно