КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ

10 МИН

Доллар бизнес бережёт: как заработать на Patreon

Лайки в интернете можно превратить в доллары. Рассказываем, как пользователи поддерживают тех, кто делится своим творчеством и профессиональной экспертизой.

Patreon — сервис платной подписки на контент. Авторы публикуют статьи, иллюстрации, фотографии, музыку, а в обмен на доступ к этим материалам получают деньги от поклонников. Последние выбирают одного или нескольких авторов, делают разовые взносы или оформляют подписку.

Деньги можно вывести через платежные системы PayPal или Payonеer (по данным на июль 2020 года счета в платёжной системе Payoneer заблокированы). На Patreon зарабатывают как физические лица, так и компании, например, издательства, музыкальные лейблы, независимые радиостанции, киностудии, а также другие коммерческие бренды, которые делятся своим опытом и творчеством.

Patreon в цифрах (по данным patreon.com и techcrunch.com):

  • Сервис доступен больше чем в 230 странах.
  • 5 миллионов активных посетителей в месяц.
  • 150 000 пользователей, создающих контент.
  • 1 миллиард долларов выплачено авторам с момента запуска Patreon в 2013 году.
  • Около 131 600 долларов в месяц зарабатывал политический подкаст Chapo Trap House — один из самых популярных аккаунтов на платформе в 2019 году.

Главное отличие Patreon от краудфандинговых платформ вроде Kikstarter в том, что он поддерживает не конкретный продукт, а людей. Сервис подходит для блогеров, писателей, музыкантов, комиков, косплееров, художников, разработчиков игр и других авторов контента.

Как устроен Patreon

   Авторы и патроны

Авторы публикуют контент, а подписчики, которые платят за него, становятся патронами (patron от англ. — «покровитель»). Можно одновременно быть и автором, и патроном, причём с одного аккаунта. Patreon береёт комиссию от 5 до 12 % с перечисленных авторам платежей, а также начисляет НДС 20 % при оплате с российских банковских карт. Зарубежные пользователи платят иностранный аналог НДС — Value Added Tax, VAT. Таким образом, если подписчик переводит с карты 10 долларов, 2 доллара спишут дополнительно в бюджет государства и минимум 50 центов пойдут на уплату комиссии сервису. Остальная сумма — в распоряжении автора.

В своём аккаунте на Patreon можно посмотреть входящие и исходящие платежи и общий баланс. Источник: support.patreon.com

   Тиры и бонусы

Базовая подписка — один доллар в месяц. Автор может установить еще несколько уровней подписки, или тиров (tier — от англ. «ярус», «уровень»). На каждом уровне свои бонусы: личная благодарность в статье или видео, доступ к закрытому чату или трансляции, эксклюзивное фото или брендированная иллюстрация, персональный урок или консультация, а также подарки в виде книг, виниловых пластинок.

Издательство и арт-пространство «Дистопия» предлагает три уровня подписок: за три доллара — приоритетный доступ к материалам и доступ в закрытый чат, за девять — упоминание имени в опубликованных материалах, за сто пятьдесят — упоминание бренда с активной ссылкой и в материалах, и на сайте. Каждый следующий уровень включает возможности предыдущего.

«Дистопия» предлагает стать спонсором понравившихся текстов или всего издания. Источник: аккаунт издательства на patreon.com

   Лайк, цель, репост

Варианты взаимодействия с контентом — как в соцсетях. Пользователи лайкают публикации и делятся ими, пишут комментарии и задают вопросы. Комьюнити, или сообщество, — одна из особенностей бизнес-модели Patreon.

Патроны поддерживают самого автора, его творчество и идеи. Они не требуют завершить проект или показать продукт к определённому сроку, но почти всегда рассчитывают на тесный контакт с автором.

Для привлечения пользователей сервис предлагает авторам ставить цели: «если я наберу 500 патронов — выйду в прямой эфир» или «если я буду получать 300 долларов, то уволюсь с работы и буду тратить всё своё время на Patreon».

Чем больше подписок, тем больше шансов на концерт.

Источник: аккаунт группы «Пасош» на patreon.com

Как заработать на Patreon

1

Заполните аккаунт

При регистрации выберите тематику блога (видео, статьи, подкасты и др.), укажите возрастные ограничения, валюту (доллары США, фунты стерлингов, евро). Как и в любой соцсети, нужно добавить фото и описание страницы.

Первые шаги в оформлении аккаунта: укажите тему блога и возрастное ограничение. Источник: patreon.com

Напишите цели и сообщение благодарности, которое увидят подписавшиеся пользователя. В блоке «О себе» сервис советует опубликовать видеообращение, а не текст. Вместо слов «поддержка», «помощь» или «пожертвовать» лучше использовать «эксклюзивный доступ», «присоединиться к закрытому сообществу», «вступить в клуб единомышленников».

При заполнении аккаунта выберите уровни доступа к контенту (тиры) и бонусы за подписки (награды).

Сервис предложит стандартный набор бонусов для каждого уровня в зависимости от темы блога — в данном случае «Видео». Источник: patreon.com

Главное правило — узнаваемость. Если у вас есть лояльная аудитория в Инстаграм или Facebook, постарайтесь привлечь её на Patreon. Это практически единственный вариант продвижения аккаунта: сервис не предусматривает каких-либо возможностей для дистрибуции контента.

2

Выберите бизнес-модель

  • Membership: авторы открывают платный доступ к эксклюзивному контенту. Эту схему предпочитает 70 % пользователей. Они публикуют контент, когда посчитают нужным. Важна регулярность, ведь патроны могут в любой момент отписаться. Помимо создания контента, важно поддерживать контакт с сообществом единомышленников: задавать и отвечать на вопросы, делиться планами.
  • Subscription: авторы получают оплату за единицу контента — эпизод сериала, главу книги или комикса, рисунок или видео. Например, каждая серия документального сериала The Great War Team выходит после закрытия сбора на определённую сумму. При этом остаются в силе и другие бонусы: фото или видео со съёмок, фанатские встречи и др.
  • Ongoing Support: постоянная поддержка авторов вне зависимости от частоты публикаций. Формат для тех, у кого есть фанатская база. Американский блогер Тим Урбан, ведущий журнал Wait But Why, выпускает статьи примерно раз в год. При этом у него 4000 патронов. Дело в том, что подписчики его знают не только как автора на Patreon: Тим ведет трансляции на TED, берёт интервью у Илона Маска, популяризирует науку.

3

Выберите тарифный план

  • Lite: система ежемесячно списывает 5 % от всех начисленных патронами средств и предоставляет базовый набор инструментов.
  • Pro: за возможность добавлять тиры, оперативную техподдержку и другие дополнительные функции система оставляет себе 8 %.
  • Premium: вышеперечисленные возможности, поддержка персонального менеджера Patreon и многопользовательский доступ к аккаунту. Комиссия: 12 %.

4

Публикуйте контент

Подумайте, какой контент предложить пользователям. Независимые творцы зарабатывают авторскими материалами. Российский дизайнер и иллюстратор Илья Кувшинов рисует персонажей для сериала Netflix «Призрак в доспехах». На Patreon он делится не только готовыми иллюстрациями, но и зарисовками, видеопроцессом их создания. Почти тысяча патронов платят ему более 2 тысяч долларов в неделю. По словам художника, два часа работы для Patreon приносят больший доход, чем 12 часов в студии Netflix. При этом эмоциональная отдача от подписчиков для него гораздо важнее выгоды.

Российская музыкальная группа Alai Oli завела аккаунт на Patreon в сентябре 2019 года по инициативе вокалистки Ольги Маркес. Она считала, что музыканты недостаточно зарабатывают, потому что на большое количество концертов времени не хватает. На июль 2020 года у команды около 800 патронов, которые получают доступ к фото и мерчу, месячный заработок — порядка 2800 долларов без вычета комиссии и налогов.

Если вы не имеете отношения к творческим специальностям, делитесь экспертизой. Директор SMM-агентства Gurov Agency Павел Гуров рассказывает на Patreon о новостях диджитал-индустрии, лайфхаках по продвижению в соцсетях. Патронам он предлагает «доступ к закрытым рассылкам и свой опыт рекламщика». Среди бонусов: приглашение в закрытый чат консультаций, упоминание в инстаграм-блоге и подкаст, записанный на виниловой пластинке. Около 480 патронов переводят порядка 1500 долларов ежемесячно.

На сайте Graphtreon.com можно отслеживать, кто из авторов Patreon стал самым популярным и собрал больше всего денег.

5

Обновляйте контент и продвигайте аккаунт

Привлекать спонсоров внутри платформы сложно, сервис в этом почти никак не помогает. Остаются самые очевидные способы продвижения:

  • ссылка или виджет Patreon на личном сайте и в соцсетях,
  • анонсы предстоящих публикаций: с согласия подписчиков можно делать рассылку,
  • развитие сообщества: отвечайте на сообщения патронов, реагируйте на комментарии, благодарите подписчиков, прислушивайтесь к их пожеланиям,
  • сотрудничество с другими пользователями: пусть они расскажут о вашем аккаунте и предложат бонусы взамен на подписку.

Если вам близка система Patreon, стоит присмотреться к его русскоязычному аналогу Boosty от Mail.ru Group. Он поддерживает российские платежные системы и забирает комиссию в 7 %. Однако в силу новизны он пока не особо популярен.