УРОКИ БИЗНЕСА

  5 МИН

Как получить электронную подпись для участия в торгах

Объясняем, какой вид электронной подписи нужен участникам тендеров и аукционов и на что обратить внимание при её получении.

Государственные тендеры и коммерческие торги с участием госкомпаний в основном проходят на электронных торговых площадках. Процесс регулируется федеральными законами № 44 и № 223. Важное условие для участников — наличие электронной подписи (ЭП).

Электронная подпись — это информация о подписавшем документ человеке, закодированная при помощи уникальной последовательности символов. Она гарантирует, что заказчик и поставщик — реальные лица, и даёт юридическую силу документам, используемым в торгах.

Виды ЭП

В России используется три вида электронных подписей.

Ст. 5 63-ФЗ

1

Простая электронная подпись подтверждает только сам факт подписи и определяет автора документа. Такая ЭП используется в банковских операциях, для идентификации в информационных системах, заверения внутрикорпоративных документов.

2

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП) даёт возможность не только определить, кто подписал документ, но и отследить, какие изменения в него вносились. НЭП можно использовать в документообороте с контрагентами, если стороны предварительно заключили специальный договор.

3

Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) создаётся с помощью криптографических средств, подтверждённых ФСБ России, и обладает самой высокой степенью защиты. Гарантом подлинности КЭП выступает специальный сертификат, который выдаёт аккредитованный удостоверяющий центр. Такая подпись позволяет сдавать отчётность в контролирующие органы, участвовать в электронных торгах и вести электронный документооборот с контрагентами без дополнительных соглашений. Визированный КЭП документ приравнивается к бумажному варианту с подписью от руки.

По закону, только усиленная КЭП даёт право участвовать в торгах на электронных площадках


Удостоверяющие центры

Получить ЭП для участия в электронных торгах можно только в аккредитованных удостоверяющих центрах (УЦ). Их актуальный перечень можно найти на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.

Ч. 2 ст. 5 44-ФЗ

В число услуг различных УЦ входят экспертная техподдержка, бесплатный перевыпуск сертификата при изменении требований электронной торговой площадки (ЭТП) и прочее. В качестве дополнительной услуги УЦ может выпустить электронную подпись за несколько часов — обычно она выдаётся в течение 3–5 дней.

Как сделать ЭП для торгов

Порядок действий такой:

1

Сравните тарифы разных УЦ и функции ЭП, которые они предоставляют. Почитайте отзывы и выберите подходящий центр.

2

Подготовьте заявление и необходимые документы. По закону, их список, как и порядок регистрации, устанавливает сам УЦ.

Ниже приведены списки самых распространённых документов для регистрации ЭП.

Для юрлиц: ИНН, лист записи ЕГРЮЛ с ОГРН, документ, подтверждающий полномочия действовать от имени юрлица, паспорт и СНИЛС человека, на которого генерируется сертификат.

Для ИП: ИНН, номер ОГРНИП, паспорт и СНИЛС владельца сертификата, доверенность, если ЭП для торгов получает уполномоченный представитель.

Ч. 7 ст. 13 63-ФЗ

3

Подайте документы и оплатите услугу. Цена на электронный ключ для участия в торгах зависит от функциональных возможностей. В среднем на 2019 год от 5000 до 12 000 рублей за годовое использование.

4

Получить сертификат ЭП. Сертификат и ключи электронной подписи занесут на сертифицированный электронный носитель (токен с USB-разъёмом или смарт-карту).

5

Установить программное обеспечение, которое выдадут вместе с ключом, настроить браузер для корректной работы ЭП на электронной площадке. С этим могут помочь сотрудники УЦ.

После нужно зарегистрироваться в ЕСИА и в Единой информационной системе в сфере закупок, разместить информацию и документы в Едином реестре участников закупок и при необходимости аккредитоваться на электронных площадках.

Для клиентов «Сбербанк Бизнес Онлайн» универсальная ЭП, действующая на 8 федеральных и 90+ коммерческих площадках, стоит от 6600 рублей