РАБОТА С БАНКОМ

6 МИН

Как обманывают мошенники

Приводим самые распространённые схемы и объясняем, как действовать, чтобы ваш бизнес не пострадал.

Ситуация 1

Реквизиты мошенника вместо реквизитов контрагента

Что происходит

1. Вы переписываетесь с партнёром по электронной почте и заказываете у него счёт на оплату.

2. Партнёр высылает счёт в электронном письме.

3. Мошенник получает доступ к почте контрагента, сообщает вам, что указанный в договоре счёт заблокировали, и просит оплатить по другим реквизитам. На самом деле счёт принадлежит мошеннику и открыт или на организацию с наименованием, похожим на имя контрагента, или якобы «дочку» контрагента.

4. Не проверив реквизиты, вы переводите деньги мошеннику.

Как этого избежать

 Свяжитесь с партнёром по контактам, отличным от указанных в письме или счёте, и уточните, менялись ли реквизиты.

 Обращайте внимание на адрес электронной почты, с которого пришло письмо от контрагента. Если обычно он выглядит как «почта.ru», мошенник может, например, отправить письмо с адресов «почта.ru.cc», «почта123.ru», «п0чта.ru».

 В качестве пароля используйте сложные сочетания букв и цифр. Зашифруйте детскую считалочку, химическую формулу, трудный термин, акроним. Не используйте ФИО, номера телефонов, имена родственников, клички питомцев, даты рождения, номера счетов, карт и документов, удостоверяющих личность.

 Используйте двухфакторную авторизацию для входа в почтовый сервис.

 Включите оповещение о входе в свой аккаунт с нового устройства.

Ситуация 2

Предложение от «агента» крупной компании

Что происходит

1. Мошенник создаёт сайт с выгодным сезонным предложением и представляется оптовым закупщиком крупного импортёра или его дочерней компанией.

2. Вы находите сайт в поиске, связываетесь с «поставщиком» и заключаете договор на оплату товаров или услуг.

3. Не проверив контрагента, вы переводите деньги мошеннику.

Как этого избежать

 Ознакомьтесь с отзывами и другой информацией в интернете об организации, с которой хотите заключить договор.

 На сайтах производителей есть списки дистрибьюторов и дочерних организаций. Если новый поставщик утверждает, что связан с крупной компанией, поищите его в соответствующем списке перед заключением договора.

Ситуация 3

Звонок от «сотрудника службы безопасности»

Что происходит

1. Мошенник звонит вам, представляется сотрудником службы безопасности банка и сообщает, что произошла попытка хищения средств.

Для их сохранности он предлагает вам:

Вариант 1. Предоставить доступ к компьютеру или телефону с личным кабинетом.

Вариант 2. Установить программу для удалённого управления вашим устройством.

Вариант 3. Перевести средства в «защищённую ячейку» по реквизитам, которые он сообщит.

2. Вы делаете что-то из того, о чём попросил «сотрудник службы безопасности», и деньги попадают на счёт мошенника.

Как этого избежать

 Установите на мобильный телефон программу, которая сверит номер звонящего с базой контактов мошенников (Kaspersky WhoCalls, Яндекс, 2ГИС).

 Сразу завершите разговор, если в момент входящего звонка вам:

  • задают вопросы о персональных данных: номерах карт, пароле из СМС, паспортных данных, последних совершённых операциях, кодовых словах;
  • сообщают, что для сохранности ваших денег нужно установить дополнительное программное обеспечение или перевести деньги на другой счёт.

Ситуация 4

Вирус в фишинговом письме

Что происходит

1. От имени банка, регулятора или госорганов мошенник направляет фишинговое письмо с информацией о нарушениях со стороны организации, требованиях к ней и т. п. Письмо содержит вирус.

2. Вы открываете вложение, якобы содержащее важную информацию, и вирус поражает ваше устройство.

3. Вирус собирает персональные данные и подменяет в платежах ваши реквизиты на мошеннические.

Как этого избежать

 Обращайте внимание на адрес электронной почты, с которого пришло письмо от вашего контрагента. Если обычно он выглядит как «почта.ru», мошенник может, например, отправить письмо с адресов «почта.ru.cc», «почта123.ru», «п0чта.ru».

 Всегда проверяйте вложения в письме на предмет вирусов.

 Не переходите по ссылкам на скачивание документов, которые ведут на неизвестные страницы или страницы домена, отличные от домена отправителя.

Ситуация 5

«Выгодное предложение» и аванс за него

Что происходит

1. Мошенник размещает объявление или создаёт сайт с предложением товаров или услуг по цене ниже средней по рынку.

2. Вы откликаетесь на предложение, мошенник просит аванс — оплату всей или части покупки.

3. Вы переводите деньги со своего счёта на счёт мошенника.

4. Мошенник пропадает, и вы не можете с ним связаться.

Как этого избежать

 Ознакомьтесь с отзывами и другой информацией в интернете об организации, с которой хотите заключить договор.

 Обращайте внимание на признаки мошенничества:

  • Нет информации о компании, реквизитов, в контактных данных не указан стационарный телефон, отсутствует адрес.
  • На сайте только хорошие отзывы, их много, и они дублируют друг друга.
  • Сайт сделан на скорую руку: текст содержит опечатки, фото взяты со стоковых сайтов и не соответствуют действительности.
  • Заказ можно подтвердить только после предоплаты: или на электронный кошелёк, или переводом на карту либо расчётный счет. Настоящие магазины предлагают клиентам несколько вариантов на выбор, включая оплату наложенным платежом и наличными курьеру.