УРОКИ БИЗНЕСА

  6 МИН

Как минимизировать удар по бизнесу: советы предпринимателей

Известные российские предпринимателя рассказали, как подстраиваются под новые условия и пытаются извлекать выгоду из сложившейся ситуации.

Дмитрий Кибкало

сооснователь «Мосигры» и футбольной школы «Метеор»

Сейчас предпринимателю нужно ответить на два вопроса: какую потребность клиентов он удовлетворял до кризиса и как продолжать это делать. Хочу подчеркнуть: следует думать не о том, как снова сделать то же самое, а как давать клиенту то, чего он ждёт. Возможно, придётся быстро перестраиваться.

Например, футбольная школа решает сразу два вопроса: развитие ребёнка и свободное время родителя. Из-за пандемии эти потребности возросли: дети перестали ходить в школу, а мамы и папы продолжают работать. Но вести ребёнка туда, где много людей, стало опасно. Поэтому мы придумали онлайн-занятия с мячом, которые можно проводить у себя в комнате. Пока записываем ролики, дальше будем пробовать прямые эфиры с тренером.

Серьёзных вложений на запуск такого формата не потребовалось. Главное, надо было найти подходящую программу для записи и монтажа видео. Нужно время, чтобы поэкспериментировать и понять предпочтения детей и родителей. Цена дистанционных занятий, скорее всего, будет ниже. Но пока из-за нестабильности я этого обещать не могу.

Юрий Левитас

совладелец и генеральный директор Black Star Burger

В наших точках спрос снизился на 30—40 %. В других заведениях, с владельцами которых я знаком, — на 70—80 %. Мы стали больше рассказывать на сайте и в социальных сетях о возможности заказать бургеры на дом. Запустили акции: предлагаем 20%-ю скидку на фирменные бургеры, а при заказе обычного бургера второй — бесплатно.

Но тем, у кого доставка не была развита до кризиса, она вряд ли серьёзно улучшит ситуацию. Да, спрос на услугу может увеличиться примерно на 20 %, но только благодаря этому дело не выживет. Раньше мы доставляли продукт по трём каналам: использовали два агрегатора и кейтеринг. Планируем запустить ещё собственную службу.

Евгения Белонощенко

основательница сети центров развития для детей «Бэби-клуб»

Раньше нам никак не удавалось придумать дистанционный формат работы с маленькими детьми. Как только мы поняли, что клиенты заволновались и начали уходить из клуба, сразу нашли выход. За день команда придумала две онлайн-программы: прямую трансляцию и видеоролики.

Сейчас мы тестируем обе. Выберем ту, что больше понравится клиентам. Даже почувствовали себя медиакомпанией. Дополнительное оборудование, кроме рекордера, не потребовалось. Если будут проблемы со звуком, приобретём микрофоны.

Кажется, мы в таком бодром темпе давно не работали. У меня в жизни было много трудностей, поэтому я отношусь к происходящему спокойно. Конечно, ситуация застала всех врасплох, и мы пока пытаемся понять, куда двигаться дальше. Возможно, придётся снизить стоимость услуг, чтобы клиенты продолжили у нас заниматься. Но я не исключаю, что цены всё-таки останутся прежними, даже несмотря на то, что занятия теперь проходят в интернете: ведь инструктор делает ту же самую работу.

Елена Шифрина

основательница бренда полезных снеков Bite

Мы видим сумасшедший спрос на нашу продукцию. Это объяснимо: из-за пандемии люди скупают дезинфицирующие средства, медицинские маски и продукты, которые долго хранятся. Продажи наших снеков увеличились в два раза. Мы этому безмерно рады, но в то же время из-за курса доллара и карантина сырьё сильно подорожало и стало дефицитным. Пока наш товар скупают по старым ценам, дальше нам придётся их поднять на 25—30 %.

Сейчас мы работаем в две смены. Доплачиваем сотрудникам, если они выходят ночью, и набираем новых. У нас есть список соискателей, которые ранее уже были на собеседованиях, обзваниваем их и размещаем вакансии через сервисы для подбора персонала.

Элеонора Мовсисян

совладелица сети салонов красоты Nail Sunny

Поток клиентов упал на 30 %. Чтобы мастера не теряли заработок, мы начали переводить их на удалённую работу: они либо ездят к клиентам сами, либо принимают их у себя дома. К счастью, бухгалтерская программа, интернет-банкинг и рабочий чат доступны с любого гаджета. Стараемся рассказывать клиентам о возможности сделать маникюр на дому: делаем посты в соцсетях, клеим объявления на двери салона.

Наши сотрудники, как и раньше, носят маски, перчатки и бахилы. Дополнительно начали включать кварцевые лампы, которые можно использовать в присутствии людей, и увеличили запас кожных бесконтактных дезинфекторов.

До карантина мы проводили редизайн некоторых наших салонов. Пока решили это прекратить, чтобы минимизировать расходы.