ПО ЗАКОНУ

  7 МИН

Что нужно знать о маркировке товаров

Разбираемся, какую продукцию необходимо маркировать, кто за это отвечает и как соблюдать закон.

Что такое маркировка и зачем она нужна

С 1 января 2019 года на некоторые виды продукции (или упаковку такой продукции) нужно наносить специальный контрольно-идентификационный знак (КиЗ). Предполагается, что этот подход позволит бороться с контрафактом и контрабандой и сделает легальный бизнес прозрачнее для налоговой.

С помощью КиЗ можно не только идентифицировать товар, но и отследить его путь от производства до продажи или списания. Данные доступны в системе «Честный знак». Бизнесменам, чей товар должен быть обязательно промаркирован, нужно зарегистрироваться в системе.

Отвечают за маркировку производители и импортёры. Но и для тех, кто только реализует российскую маркированную продукцию, тоже действуют новые правила.

Какие товары нужно маркировать

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется. С 2016 года правило действует для меховых изделий и алкоголя.

С 1 марта 2019 года нужно обязательно маркировать табачную продукцию.

С 1 июля 2019 года — обувь.

С 1 декабря:

  • духи и туалетную воду;
  • шины и покрышки, кожаную одежду, блузки;
  • верхнюю одежду;
  • постельное, туалетное и столовое белье;
  • фотокамеры и фотовспышки.

Маркировка лекарственных средств пока идёт в экспериментальном режиме: до 31 декабря 2019 года предприниматели могут добровольно ставить контрольные знаки на препаратах. Но с 1 января 2020 года маркировка станет обязательной.

Согласно данным системы «Честный знак», к 2024 году национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до детского питания.

Как выглядит маркировка

Маркировка — это код на упаковке, ярлыке, этикетке или таре. Его может создать по запросу производителя только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Код также добавляется в кассовый чек.

Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий выбрали RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix.

Как маркировать товары производителям и импортёрам

1

Зарегистрироваться в информационной системе. Для товаров, которые начали маркироваться в 2019 году, это ЦРПТ.

2

Запросить у ЦРПТ штрихкоды. Система генерирует уникальные коды и отправляет их производителю или импортёру. Количество запрашиваемых кодов неограниченно.

3

Производитель должен нанести полученные штрихкоды на каждую единицу товара. Импортёр отправляет полученные коды своему иностранному поставщику, а тот наносит маркировку на ввозимые в Россию товары.

4

Перед дистрибуцией товаров зарегистрироваться в системе «Честный знак». Поставки напрямую от производителя оформляются с помощью электронных универсальных передаточных документов (УПД). В них указываются коды продукции: товарный и маркировочный. При реализации коды товара обозначаются в накладных.

Как продавать маркированные товары

1

Купить, подключить и зарегистрировать онлайн-кассу. Она будет отправлять электронный чек оператору фискальных данных, а он проинформирует ЦРПТ о выходе товара из оборота.

2

Получить электронную цифровую подпись. Она нужна для работы в системе электронного документооборота (ЭДО).

3

Подключиться к ЭДО. В системе электронного документооборота вы будете принимать и отправлять универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе реквизиты из счетов-фактур и первичных учётных документов.

4

Приобрести и подключить сканер 2D-штрихкодов.

5

Наладить работу с кодами маркировки в вашей учётной системе и кассовой программе.

6

Принимая товар, необходимо сверить коды маркировки с данными, указанными в сопроводительных накладных. Кассирам нужно сканировать 2 штрихкода: товарный и маркировочный.

Товарный штрихкод — это обычный штрихкод в виде чёрных и белых полос, содержащий основную информацию о товаре: страна-производитель, предприятие-изготовитель, характеристики товара, например название, артикул или цвет. Он позволяет идентифицировать товар для передачи данных в систему, где хранятся сведения об оставшемся запасе продукции на складе и пр.

После сканирования кода маркировки информация о покупке поступает напрямую оператору фискальных данных. Он передаёт сведения о продаже в информационную систему и ФНС. После этого товар считается выведенным из оборота.

С маркированными товарами удобно работать в сервисе Сбербанка «Моя торговля». Это решение позволяет быстро регистрировать продажи и возвраты, печатать кассовые и товарные чеки, а главное, соблюдать требования ФЗ-54 по работе с ККТ


Что будет, если не нанести маркировку

Компаниям или индивидуальным предпринимателям, которые нарушат нормы маркировки, грозит штраф с конфискацией товара.

За производство и выпуск товара без маркировки — от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

За продажу без маркировки — от 2 до 4 тысяч рублей для физлиц, от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц, от 50 до 300 тысяч рублей для организаций.

За продажу алкоголя и (или) табака — от 4 до 5 тысяч рублей для физлиц, от 10 до 15 тысяч рублей для должностных лиц, от 200 до 300 тысяч рублей для организаций.

За отсутствие кода в чеке — предупреждение или штраф от 5 до 10 тысяч рублей для юрлиц, от 1,5 до 3 тысяч рублей для должностных лиц.