УРОКИ БИЗНЕСА

 3 МИН

Был офлайн, стал онлайн: как «оцифровывать» бизнес

Всё начинается с подхода предпринимателя к решению уйти в онлайн — зачем это нужно, как бизнес будет жить в новом формате и работать с клиентами. Просто создать сайт или аккаунт в соцсети недостаточно. О причинах, мешающих вывести своё дело в сеть, рассказывает Константин Холстинин, постоянный эксперт федеральной программы «Бизнес класс» от Google и Сбербанка.

Детально опишите и выровняйте бизнес-процессы

Многие считают, что первым делом нужно заняться технической стороной вопроса и нанять программиста, который «что-нибудь запрограммирует» — и дело сделано, осталось дождаться первых заказов. Специалист понадобится. Но, чтобы правильно выполнить свою задачу, ему нужно понимание, откуда и в каком формате приходят данные, как они обрабатываются и кем, где хранятся, как анализируются и в каком формате выдаются во внешний мир клиентам.

-

Первая задача — чётко описать алгоритм работы всех отделов. Выберите сотрудников, которые зафиксируют все процессы и выявят проблемные зоны. Можно привлечь внешних специалистов — главное, чтобы работу каждого отдела описывали люди, которые в нём не работают, нужен взгляд со стороны.

-

После обсудите с командой, что в старой структуре работало хорошо, а что плохо. Возможно, какие-то операции можно упростить или удалить из цепочки. Большая ошибка — пытаться оцифровать всё, не меняя бизнес-процессов.

Настройте коллектив на работу по-новому

Другой формат работы влечёт за собой пересмотр обязанностей персонала, наём специалистов из разных сфер и, конечно же, формирование новых корпоративных ценностей. Для многих бизнесов переход в онлайн подразумевает большую прозрачность работы и чёткие критерии продуктивности — это дополнительный стресс для «старых» сотрудников.

Такие нюансы ведут к сопротивлению внутри коллектива: сотрудники не могут, не хотят или не понимают, как принять изменения. Покажите, что готовы к честному и открытому диалогу, объясните, какие изменения в операционном и психологическом плане ждут людей. Процесс перехода на удалёнку подразумевает вдумчивую работу с персоналом. В некоторых случаях стоит привлечь специалистов и провести тренинги, чтобы помочь коллективу освоиться в новых условиях. А с кем-то из сотрудников придётся расстаться.

Придумайте, как будете изучать поведение и запросы клиентов

Многие ошибочно полагают, что сайт — уже залог успеха: у большей аудитории есть доступ к продукту или услуге, значит, заказов будет больше заказов и доход увеличится. Но не забывайте: одновременно с вами в онлайн уже вышли все, кого вы считаете и не считаете конкурентом.

Современный клиент точно понимает, что, как и когда он хочет. Он знает, что решений на рынке много, поэтому его по-настоящему интересуют только те компании, кто ещё вчера предвидел его пожелания и готов предложить ему продукт или услугу быстро и на выгодных условиях.

Нет одного правильного инструмента или технологии для анализа поведения целевой аудитории. Важно постоянно изучать рынок, прямых конкурентов и компании в смежных сферах; новые инструменты, которые помогают общаться и собирать данные об аудитории; думать на несколько шагов вперед.

Клиент уже не только потребитель — он хочет видеть в вас партнёра, помогающего находить решения.