УРОКИ БИЗНЕСА

  5 МИН

Как оптимизировать расходы бизнеса

Объясняем, от каких расходов предприниматели сейчас могут отказаться, чтобы сэкономить деньги.

Оптимизируйте арендные площади

Если бизнес нельзя перевести на удалёнку, можно пересмотреть расходы на аренду помещений. Помимо рабочих площадей (складов, торговых залов), есть ещё и офисы, а вместе с ними — парковочные места, коммунальные платежи и другие расходы. Они точно не понадобятся вам в ближайшее время.

Отложите открытие новых точек

Если выручка офлайн-точек существенно снизилась, стоит пересмотреть планы по расширению сети. Надеяться на то, что после открытия удастся быстро компенсировать выручку за счёт притока клиентов, не стоит: на раскрутку филиала вы можете потратить как минимум полгода. Для вас это будет инвестиционный актив, зарабатывать на нём сразу не получится. Лучше придумайте, как в текущей ситуации масштабироваться в онлайне.

Это же касается и запуска франшизы. Несмотря на то, что вашими партнёрами станут самостоятельные предприниматели, сначала придётся вложиться: как минимум подготовить документы и разместить рекламу.

Отложите эксперименты и разработку новых офлайн-продуктов

Сейчас это лишний риск для бизнеса. Сосредоточьтесь на работе с текущими клиентами и их потребностях. Попробуйте сократить расходы на развитие и разработку новых продуктов.

Например, так поступил основатель челябинского стартапа «Нейротехнолоджи» Юрий Корюкалов. Компания производит аппараты для коррекции позвоночника и устранения боли в спине и шее. По мнению предпринимателя, пока люди сидят дома и больше времени уделяют себе, спрос на существующие модели может вырасти. Поэтому он сократил на 40 % затраты на разработку новых аппаратов и решил вместе с командой сосредоточиться на продвижении проверенных продуктов.

Сократите расходы на платные сервисы

У офисных работников может быть корпоративный доступ к платному софту и облачным сервисам, которыми они редко пользуются. Выясните, какие программы им действительно нужны для работы — возможно, никто не использует платные планировщики и хранилище файлов и все ограничиваются таблицей Excel.

Определите критичный минимум инструментов, который нужен для работы без ущерба качеству, и отмените подписки на невостребованные сервисы. Уточните, не оплачивают ли сотрудники какие-нибудь сервисы за свой счёт с последующим возмещением.

Привлеките бухгалтера на аутсорсе

Ещё один способ сэкономить — отказаться от штатных специалистов в пользу аутсорса. По мнению соосновательницы консалтинговой компании 4B Solutions Татьяны Григоренко, московские компании в среднем тратят на каждого штатного специалиста 100–150 тысяч рублей в месяц, а с учётом оплаты справочно-правовых систем и программного обеспечения — до 400 тысяч рублей в месяц.

Чтобы уменьшить эти траты, обращайтесь к бухгалтеру по необходимости. Найдите специалиста сами или подключите пакет поддержки профессиональной бухгалтерии на аутсорсе.

Откажитесь от корпоративного транспорта

Сдавайте в аренду автомобили, которые простаивают в парке, пока ваши сотрудники работают из дома. Это лучше, чем продавать машины экстренно и за бесценок. Сейчас транспорт пригодится предпринимателям, которые запускают собственную службу доставки. Ещё один вариант — передать машину транспортному агрегатору. Сервис возьмёт на себя поиск клиентов и обеспечит загруженность, но за эти услуги придётся платить комиссию.

Откажитесь от корпоративного тарифа такси, пока все проводят встречи по видеосвязи. Оставьте эту возможность тем сотрудникам, которым нужно посещать офис даже во время режима самоизоляции, чтобы уберечь их от общественного транспорта.

Короче

1

Попробуйте отказаться от офисов и парковочных мест и арендовать только рабочие площади: склад, кухню, торговый зал.

1

Временно откажитесь от открытия новых точек. Первое время в них придётся дополнительно инвестировать. Ищите возможности для развития в онлайне.

1

Выясните, какими рабочими инструментами на самом деле пользуются сотрудники, и отмените подписку на все ненужные сервисы и программы.

1

Придумайте, как не давать простаивать корпоративному транспорту — попробуйте сдать его в аренду или передать транспортному агрегатору.