УРОКИ БИЗНЕСА

5 МИН

Цифры для понимания: зачем нужны пояснения к бухгалтерскому балансу

Разбираемся, что входит в пояснения к бухгалтерскому балансу, какие компании обязаны сдавать этот документ в налоговую и чем он отличается от пояснительной записки.

Что такое пояснения к балансу

Бухгалтерский баланс — часть бухгалтерской отчётности предприятия. Он состоит из двух разделов: актива (имущество и запасы в денежном выражении) и пассива (то, на что куплено имущество и запасы, — капитал, резервы, займы). Баланс должен сойтись, то есть необходимо, чтобы показатели были одинаковыми. Вот так выглядит шаблон бухгалтерского баланса.

Пояснения тоже входят в состав бухгалтерской отчётности. Они раскрывают принципы бухгалтерского учёта в компании, а также данные, которые нецелесообразно включать в баланс, но важно знать, чтобы реально оценивать финансовое положение компании.

Кто должен готовить пояснения

Составлять пояснения к заполнению бухгалтерского баланса должны все предприятия, которые ведут бухгалтерский учёт, т. е. абсолютное большинство юрлиц. Исключения предусмотрены только для филиалов иностранных компаний. ИП и самозанятые вести бухгалтерский учёт не обязаны.

Не сдавать пояснения могут компании, использующие упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта: субъекты малого бизнеса, НКО и участники проекта «Сколково». Но есть организации, которым запрещено прибегать к упрощённым методам, даже если они соответствуют вышеупомянутым критериям. Например, не могут это делать коллегии адвокатов, жилищно-строительные кооперативы, организации бюджетной сферы и т. д.

Какие данные указывать в пояснении

Обязательно уточняйте следующую информацию:

  • нематериальные активы предприятия (например, товарные знаки);
  • основные средства (в том числе стоимость помещений, оборудования, земельных участков и т. д.);
  • финансовые вложения (акции или долговые ценные бумаги, которые купила компания; средства, размещённые на депозитах в банках);
  • запасы (активы, предназначенные для продажи);
  • дебиторская и кредиторская задолженность;
  • затраты на производство;
  • оценочные обязательства организации (например, по оплате отпусков, вознаграждениям за выслугу лет, судебным разбирательствам, возможному гарантийному ремонту ранее проданных товаров);
  • обеспечения обязательств (раздел заполняется компаниями, которые получали или передавали имущество в залог, а также выдавали свои ценные бумаги в счёт кредиторской задолженности);
  • полученная материальная госпомощь (финансовые субсидии или помощь в виде оборудования, которое оценивают в денежном выражении).

Дополнительно, если этих данных нет в информации, сопровождающей бухгалтерский отчёт, укажите:

  • юридический адрес организации;
  • основные виды деятельности;
  • среднегодовую численность сотрудников за отчётный период или численность штата на отчётную дату;
  • состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.

Обязательных требований к форме нет. Например, можно подготовить текстовые пояснения к бухгалтерской отчётности или оформить их в виде таблиц. Можно ориентироваться на шаблон Минфина — в нём есть образцы пояснений для каждого раздела баланса.

Чем пояснения к балансу отличаются от пояснительной записки

Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчётности. Организации могут прикладывать этот документ к бухгалтерскому балансу по желанию. Он представляет собой характеристику финансового положения компании в целом. В нём указывают дополнительную информацию для заинтересованных сторон: акционеров, кредиторов, потенциальных инвесторов.

В записке можно привести планы развития организации, предполагаемые капитальные и долгосрочные вложения, указать динамику важнейших финансовых показателей организации за определённый период. Или, например, предупредить вопросы налоговиков, ответив на них заранее.

Другими словами, в пояснительную записку можно включить любую информацию, которая подтвердит финансовую стабильность компании и продемонстрирует, что риски для инвесторов и кредиторов сведены к минимуму.

Из пояснительной записки должно быть ясно, что это дополнение к отчётности:

  • не ставьте в бухгалтерской отчётности ссылки на пояснительную записку;
  • придумайте для пояснительной записки название, благодаря которому читатель поймёт, что документ не входит в отчётность.

Записка может быть оформлена в любом виде. Допустимо использовать диаграммы, таблицы или просто текст.

Короче

-

Пояснения к бухгалтерскому балансу должно составлять большинство компаний, ведущих бухучёт. Организации, которые применяют упрощённый способ ведения бухучёта, могут этого не делать.

-

Пояснение к бухгалтерскому балансу ежегодно сдаётся в ФНС вместе с бухгалтерской отчётностью.

-

Пояснения к балансу и пояснительная записка — это разные документы. Пояснительная записка дополняет отчёт, не будучи его частью. Там можно прописать планы по развитию компании, которые интересны инвесторам или партнёрам.