7 МИН

Расчёт юнит-экономики, целеполагание

Юнит-экономика — это экономическая модель, которая показывает, сколько можно заработать или потерять на одном юните — товаре или услуге.


Если вы торгуете на маркетплейсах, то в вашем случае юнит — это товар.

С помощью юнит-экономики ещё до старта продаж можно приблизительно оценить, сможете вы заработать на конкретном товаре или нет. И принять решение, стоит ли выходить на маркетплейсы с этим товаром.

Как посчитать юнит-экономику для товара

В интернете на эту тему есть множество статей с формулами и метриками, мы же разберём простой пример, чтобы был понятен сам принцип.

Иван хочет выйти на OZON и начать продавать кружки.


Расходы на один юнит (кружку)

Себестоимость кружки: 200 рублей.

Упаковка: 30 рублей.

Итого: 230 рублей.

Иван видит, что конкуренты продают похожие кружки на OZON в среднем по 550 рублей. Иван думает, что если он снизит цену продажи до 500 рублей, то сможет конкурировать по цене и всё равно с каждой кружки будет зарабатывать по 270 рублей. Но это не так, давайте разбираться дальше.


Посчитаем другие расходы, которые нужно заложить:

  • Комиссия маркетплейса за продажу каждого товара (зависит от схемы работы).
  • Комиссия маркетплейса за эквайринг (приём денег от покупателя и перевод их продавцу).
  • Расходы на логистику маркетплейса.
  • Расходы на собственную логистику для доставки товаров на склад маркетплейса.
  • Расходы, связанные с возвратами и отменами.
  • Расходы на хранение товаров.
  • Расходы на подготовку контента и размещение карточки товара на маркетплейсе.
  • Расходы на рекламу и продвижение товара на маркетплейсе.
  • Расходы на участие в акциях, распродажах, системе лояльности.
  • Расходы на дополнительные услуги маркетплейса (обработка брака, утилизация товаров, Premium-подписка и т. п.).
  • Зарплаты сотрудников.
  • Расходы на аренду склада или офиса.
  • Налоги и сборы от государства.

Теперь примерно подсчитаем реальные расходы Ивана, если он будет работать с маркетплейсом по схеме FBS (Fulfillment by Seller), при которой он отправляет товары непосредственно со своего склада.

Доход с одного юнита (кружки) — 500 рублей.


Расходы на один юнит (кружку)

Себестоимость кружки: 200 рублей.

Упаковка: 30 рублей.

Расходы, связанные с маркетплейсом

Комиссия за продажу: 15% от цены продажи — 75 рублей.

Комиссия за эквайринг: 2% от цены продажи — 10 рублей.

Логистика маркетплейса (доставка покупателю) — 30 рублей за каждую кружку.

Дополнительные расходы

Возвраты и отмены: допустим, что на каждый товар выделяется 5% его стоимости для компенсации возможных возвратов и издержек по обработке — 25 рублей.

Подготовка карточки товара: включает расходы на создание качественного контента (фотографии, описание) и размещение на маркетплейсе. Допустим, Иван закладывает примерно 5000 рублей на создание качественной карточки.

Реклама и продвижение: на маркетплейсах необходимо рекламировать товар, чтобы получать заказы. Иван может выделить в месяц 5000 рублей на рекламу каждой карточки товара.
Налоги и сборы: например, для упрощённой системы налогообложения (6%) налог на один юнит составят 500 × 0,06 = 30 рублей.

Зарплаты, аренда, собственная логистика и прочие расходы: допустим, Иван ежемесячно тратит на них ещё 150 000 рублей.


Таким образом, получаем:

Если у Ивана получится продать за месяц только 1 кружку, то его убыток составит 159 900 рублей.

Если получиться продать 1000 кружек, то убыток составит 60 000 рублей.

А если получится продать 10 000 кружек, то прибыль составит 840 000 рублей.

Даже из такого примерного расчёта (а мы учли далеко не всё) видно, какие расходы являются постоянными, какие переменными, а какие — разовыми. Многие составляющие юнит-экономики влияют друг на друга, и управление ими позволит Ивану понять, за какую цену выгодно продавать товар, какой объём продаж ему нужен, сколько он может тратить на рекламу и т. д.
Модель нужно регулярно дополнять цифрами, пока не будут учтены все расходы, чтобы понимать — работаете вы в плюс или в минус.

Модель нужно регулярно уточнять, как только вы начнёте получать реальные данные об объёмах продаж, чтобы быстро принимать решения о необходимых изменениях.

Целеполагание

Юнит-экономика не только помогает анализировать текущие затраты и прибыль, но и является хорошим инструментом для постановки реалистичных целей в бизнесе.

1. Определите точку безубыточности

Точка безубыточности — это количество проданных товаров (юнитов), при котором доход покрывает все затраты — переменные и постоянные. Рассчитать её можно по формуле:

Точка безубыточности = Постоянные затраты / Прибыль на один юнит

Пример:

Постоянные затраты: 160 000 рублей.

Прибыль на один юнит: 100 рублей (500 рублей доход − 400 рублей переменные затраты).

Точка безубыточности: 160 000 / 100 = 1600 кружек.

Цель: спустя 3 месяца (или позже, в зависимости от размера заложенной подушки безопасности на «раскачку» бизнеса) Ивану нужно продавать не менее 1600 кружек в месяц, чтобы выйти в ноль.

Если цель не будет выполнена, Ивану нужно будет принять решение — оставаться на маркетплейсе или уходить с него.

2. Установите целевой уровень прибыли

После достижения точки безубыточности Иван может поставить цель по прибыли. Например, если он хочет зарабатывать 300 000 рублей в месяц, нужно рассчитать, сколько кружек он должен продать.

Цель = (Постоянные затраты + Целевая прибыль) / Прибыль на один юнит

Постоянные затраты: 160 000 рублей.

Целевая прибыль: 300 000 рублей.

Прибыль на один юнит: 100 рублей.

Цель: спустя 6 месяцев Ивану нужно продавать 4600 кружек в месяц, чтобы зарабатывать 300 000 рублей.

Благодаря целеполаганию Иван сможет:

  • Чётко понимать, сколько товаров нужно продать, чтобы покрыть все затраты и выйти в прибыль.
  • Планировать объёмы продаж и ресурсы, необходимые для их достижения.
  • Оценивать эффективность своих действий, сравнивая фактические результаты с целями.
  • Оптимизировать расходы и перераспределять ресурсы для достижения целевых показателей.
  • Масштабировать бизнес, фокусируясь на достижении конкретных этапов, например: увеличение прибыли, расширение ассортимента или выход в новые каналы продаж.
  • Вовремя выявить, что бизнес убыточен или не приносит ожидаемой прибыли, и принять решение о прекращении работы с маркетплейсом.
  • Расчёт более сложной юнит-экономики можно сделать в готовых калькуляторах, которые предоставляют маркетплейсы.

О юнит-экономике подробнее, с метриками и формулами — в статье.