7 МИН
Расчёт юнит-экономики, целеполагание
Юнит-экономика — это экономическая модель, которая показывает, сколько можно заработать или потерять на одном юните — товаре или услуге.
Если вы торгуете на маркетплейсах, то в вашем случае юнит — это товар.
С помощью юнит-экономики ещё до старта продаж можно приблизительно оценить, сможете вы заработать на конкретном товаре или нет. И принять решение, стоит ли выходить на маркетплейсы с этим товаром.
В интернете на эту тему есть множество статей с формулами и метриками, мы же разберём простой пример, чтобы был понятен сам принцип.
Иван хочет выйти на OZON и начать продавать кружки.
Расходы на один юнит (кружку)
Себестоимость кружки: 200 рублей.
Упаковка: 30 рублей.
Итого: 230 рублей.
Иван видит, что конкуренты продают похожие кружки на OZON в среднем по 550 рублей. Иван думает, что если он снизит цену продажи до 500 рублей, то сможет конкурировать по цене и всё равно с каждой кружки будет зарабатывать по 270 рублей. Но это не так, давайте разбираться дальше.
Посчитаем другие расходы, которые нужно заложить:
Теперь примерно подсчитаем реальные расходы Ивана, если он будет работать с маркетплейсом по схеме FBS (Fulfillment by Seller), при которой он отправляет товары непосредственно со своего склада.
Доход с одного юнита (кружки) — 500 рублей.
Расходы на один юнит (кружку)
Себестоимость кружки: 200 рублей.
Упаковка: 30 рублей.
Расходы, связанные с маркетплейсом
Комиссия за продажу: 15% от цены продажи — 75 рублей.
Комиссия за эквайринг: 2% от цены продажи — 10 рублей.
Логистика маркетплейса (доставка покупателю) — 30 рублей за каждую кружку.
Дополнительные расходы
Возвраты и отмены: допустим, что на каждый товар выделяется 5% его стоимости для компенсации возможных возвратов и издержек по обработке — 25 рублей.
Подготовка карточки товара: включает расходы на создание качественного контента (фотографии, описание) и размещение на маркетплейсе. Допустим, Иван закладывает примерно 5000 рублей на создание качественной карточки.
Реклама и продвижение: на маркетплейсах необходимо
рекламировать товар, чтобы получать заказы. Иван может
выделить в месяц 5000 рублей на рекламу каждой карточки
товара.
Налоги и сборы: например, для упрощённой системы
налогообложения (6%) налог на один юнит составят 500 ×
0,06 = 30 рублей.
Зарплаты, аренда, собственная логистика и прочие расходы: допустим, Иван ежемесячно тратит на них ещё 150 000 рублей.
Таким образом, получаем:
Если у Ивана получится продать за месяц только 1 кружку, то его убыток составит 159 900 рублей.
Если получиться продать 1000 кружек, то убыток составит 60 000 рублей.
А если получится продать 10 000 кружек, то прибыль составит 840 000 рублей.
Даже из такого примерного расчёта (а мы учли далеко не
всё) видно, какие расходы являются постоянными, какие
переменными, а какие — разовыми. Многие составляющие
юнит-экономики влияют друг на друга, и управление ими
позволит Ивану понять, за какую цену выгодно продавать
товар, какой объём продаж ему нужен, сколько он может
тратить на рекламу и т. д.
Модель нужно регулярно дополнять цифрами, пока не будут
учтены все расходы, чтобы понимать — работаете вы в плюс
или в минус.
Модель нужно регулярно уточнять, как только вы начнёте получать реальные данные об объёмах продаж, чтобы быстро принимать решения о необходимых изменениях.
Юнит-экономика не только помогает анализировать текущие
затраты и прибыль, но и является хорошим инструментом для
постановки реалистичных целей в бизнесе.
1. Определите точку безубыточности
Точка безубыточности — это количество проданных товаров
(юнитов), при котором доход покрывает все затраты —
переменные и постоянные. Рассчитать её можно по формуле:
Точка безубыточности = Постоянные затраты / Прибыль на один юнит
Пример:
Постоянные затраты: 160 000 рублей.
Прибыль на один юнит: 100 рублей (500 рублей доход − 400 рублей переменные затраты).
Точка безубыточности: 160 000 / 100 = 1600 кружек.
Цель: спустя 3 месяца (или позже, в зависимости от размера заложенной подушки безопасности на «раскачку» бизнеса) Ивану нужно продавать не менее 1600 кружек в месяц, чтобы выйти в ноль.
Если цель не будет выполнена, Ивану нужно будет принять решение — оставаться на маркетплейсе или уходить с него.
2. Установите целевой уровень прибыли
После достижения точки безубыточности Иван может поставить цель по прибыли. Например, если он хочет зарабатывать 300 000 рублей в месяц, нужно рассчитать, сколько кружек он должен продать.
Цель = (Постоянные затраты + Целевая прибыль) / Прибыль на один юнит
Постоянные затраты: 160 000 рублей.
Целевая прибыль: 300 000 рублей.
Прибыль на один юнит: 100 рублей.
Цель: спустя 6 месяцев Ивану нужно продавать 4600 кружек в месяц, чтобы зарабатывать 300 000 рублей.
Благодаря целеполаганию Иван сможет:
О юнит-экономике подробнее, с метриками и формулами — в статье.