Схема продаж на маркетплейсах — это модель, по которой
продавцы взаимодействуют с маркетплейсом, отгружают товары и ведут продажи. Продавец может как
делегировать хранение товаров и обработку заказов маркетплейсу, так и оставить часть процессов на
своей стороне.
Обычно имеет смысл выбирать разные схемы работы для
разных групп товаров.
Рассмотрим основные схемы продаж,
которые используют OZON, Wildberries и Яндекс Маркет.
Продавец привозит товары на склад маркетплейса, где они
хранятся до продажи. Маркетплейс отвечает за хранение, упаковку, доставку и обслуживание клиентов.
Преимущества схемы
- Снижение операционных затрат:
маркетплейс берёт на себя логистику.
- Быстрая доставка до покупателя, т. к.
товар находится на складе маркетплейса.
Недостатки схемы
- За хранение товаров нужно платить.
Если товар плохо продаётся и долго лежит на складе маркетплейса, то вы больше заплатите за
хранение. Чем товар габаритнее и тяжелее, тем дороже хранение.
- Маркетплейсы утилизируют повреждённые
товары или те, которые вы не забрали вовремя. За это тоже придётся заплатить.
- У продавца нет быстрого доступа к
товарам. Чтобы их забрать, нужно пройти сложную процедуру.
Для каких товаров
подходит
Малогабаритные товары, которые
быстро распродаются на маркетплейсе.
Продавец хранит товары у себя и сам занимается
упаковкой товаров. После поступления заказа продавец передаёт упакованный товар в доставку
маркетплейса. Маркетплейс генерирует продажи и занимается логистикой заказа — определяет сроки и
стоимость доставки — но не хранит и не упаковывает товары.
Преимущества схемы
- Продавец контролирует свой товар.
- Товар не «замораживается» на складе
одного маркетплейса. Удобно для тех, кто продаёт на нескольких площадках.
- Можно проверять спрос на отдельные
группы товаров на маркетплейсе или быстро уйти с него, если продавать стало невыгодно.
Недостатки схемы
- Нужен склад для хранения и упаковки
товаров и персонал, который будет этим заниматься.
- Нужно соблюдать стандарты
маркетплейсов по наличию товаров, скорости и качеству их упаковки и передачи в доставку
маркетплейсов.
- Доставка до покупателя идёт медленнее,
что может влиять на решение о покупке.
- Логистика от маркетплейса дороже, чем
при схеме FBO.
Для каких товаров
подходит
Товары с нестабильным спросом.
Продавец сам хранит, собирает и отправляет товары
клиенту. Маркетплейс выступает как витрина, с которой приходят заказы.
Преимущества схемы
- Полный контроль за товаром, упаковкой
и логистикой — можно обеспечивать высокий уровень сервиса, который не всегда может гарантировать
маркетплейс.
- Подходит для товаров, которые требуют
специальных условий доставки.
Недостатки схемы
- География доставки у продавца может
быть меньше, чем у маркетплейса.
- Нужен человек в штате, который будет
отвечать на вопросы покупателей, связанные с доставкой товара, и решать проблемы.
- Вся ответственность за логистику, в
том числе за возвраты, лежит на продавце.
- При доставке товара нужно соблюдать
стандарты маркетплейсов.
Для каких товаров
подходит
- Тяжелые и крупногабаритные товары.
- Хрупкие товары.
- Эксклюзивные и брендовые товары.
- Товары с дополнительным сервисом при
доставке (например, стиральная машина с установкой или мебель с подъёмом в квартиру).
Также есть специфическая схема
работы — экспресс-доставка. Такая схема есть у OZON и Яндекс
Маркета. Она требует быстрой сборки заказа и передачи его курьеру маркетплейса в течение 30–60
минут. Подходит для продажи цветов и еды.