УРОКИ БИЗНЕСА

  7 МИН

Как разработать стратегию развития компании

Риск проиграть конкурентам или оказаться невостребованным возрастает в разы, если у предприятия нет стратегии развития. Рассказываем, как её разработать и реализовать.

Что такое бизнес-стратегия

Стратегия развития компании — это долгосрочное глобальное планирование. Руководитель или собственник решают, во что вырастет предприятие через несколько лет, каких целей нужно достигнуть и в каком направлении двигаться.

Различайте стратегию и тактику: первое — это «чего мы хотим», а второе — «как это сделать»


Шаг 1

Исследование макросреды

На бизнес влияет много внешних факторов, начиная от общего состояния экономики и кончая позициями крупных игроков в сфере. Проанализировав состояние макросреды, можно спланировать доходность и решить, открывать ли новые направления.

Продумывая стратегию организации на несколько лет вперёд, учитывайте следующее:

  • Законопроекты, которые могут повлиять на нишу. Их можно найти насайтах Госдумы и региональных законодательных органов.
  • Планируемые сделки крупных компаний, слияния и поглощения лидеров рынка влияют на отрасль в целом.
  • Динамика доходов населения.

Например, если у вас небольшой локальный таксопарк и вы узнали, что крупный агрегатор такси планирует захватить эконом-сегмент в регионах, это повод задуматься о перепрофилировании. Например, в течение года можно полностью перейти в премиум-класс.

Шаг 2

Анализ микросреды

Важно понять, как сейчас развиваются конкуренты и какие потребности есть у клиентов: положение дел в других компаниях может влиять на вашу ценовую политику и активность продвижения.

В анализе помогут:

  • Маркетинговые исследования рынка. Благодаря этим данным вы поймёте, растёт ли отрасль или, наоборот, количество денег в ней снижается. Маркетинг поможет также понять основные потребности клиентов.
  • Информация о других игроках рынка. Посмотрите, в каком направлении они развиваются, какие сегменты сейчас захватывают, какие услуги или товары анонсируют.

Например, если прямой конкурент кофейни сосредоточился на развитии точек в офисных центрах, то, в зависимости от объёма рынка, можно вступить в борьбу или, наоборот, активно развивать точки «кофе с собой».

Шаг 3

SWOT-анализ

Когда вы уже знаете, какие внешние факторы могут повлиять на бизнес и чего можно ожидать от конкурентов, изучите сильные и слабые стороны своего дела и сопоставьте их с полученными на первых двух этапах данными.

Для этого используйте SWOT-анализ — инструмент планирования, который помогает объединить всю информацию о бизнесе и сформулировать долгосрочные цели.

Составьте таблицу с четырьмя колонками:

  • strengths — преимущества перед конкурентами;
  • weaknesses — слабые стороны проекта;
  • opportunities — внешние факторы, положительно влияющие на ваше дело или открывающие возможности для достижения каких-то целей;
  • threats — внешние угрозы и отрицательно влияющие на бизнес факторы.

А потом систематизируйте информацию.

Шаг 4

Матрица Ансоффа

Для разработки стратегии развития предприятия попробуйте классический маркетинговый метод матрица Ансоффа. Он заключается в выборе одного из четырёх направлений:

  1

Старый товар и старый рынок

Увеличение объёма сбыта на старом рынке и работа над ростом количества продаж. Например, сейчас вы продаёте 100 килограммов кофе в месяц и ставите цель продавать тонну

  2

Старый товар и новый рынок

Выход на новую целевую аудиторию, открытие филиалов в других городах или странах. Пример: вы решаете продавать по 100 килограммов кофе в месяц в соседних городах.

  3

Новый товар и старый рынок

Усовершенствование продукта. Так, можно продавать кофе, обжаренный по инновационной технологии, о которой покупатели ещё не знают.

  4

Новый товар и новый рынок

Так называемая диверсификация.

Диверсификация может иметь разные формы:

  • Новое с использованием уже имеющихся ресурсов. Например, продавец кофе открывает в том же помещении точку «кофе с собой». В этом случае он варит напиток из зерна тех же поставщиков.
  • Расширение матрицы товаров: продавали кофе — добавили в ассортимент чай и сладости.

Подумайте, какое направление развития будет эффективнее, учитывая результаты SWOT-анализа.

Шаг 5

Определитесь с целями и задачами

Сформулируйте основную цель. Например:

  • стать лидером рынка и увеличить объём реализации товара в n раз через 2 года;
  • открыть x филиалов в других городах в ближайшие 5 лет;
  • вывести и реализовать y единиц нового товара в течение года;
  • расширить товарную матрицу магазина на z позиций и открыть гипермаркет через 1,5 года.

Затем пропишите глобальные задачи для каждой цели. Так, чтобы стать лидером рынка, нужно:

  • увеличить складские мощности;
  • провести модернизацию производства;
  • расширить отдел продаж;
  • найти новые форматы продвижения;
  • договориться о поставках с крупными сетями;
  • открыть точки реализации во всех микрорайонах города.

Универсальных целей и задач нет, их нужно формулировать для каждого предприятия отдельно. Когда определите направление развития, приступайте к продумыванию тактики и выстаивайте операционную деятельность так, чтобы выполнить запланированное в установленные сроки (важно, чтобы они были реалистичными).

В итоге у вас получится гибкий задокументированный план, который можно и нужно обновлять в зависимости от внешней среды и состояния предприятия. Анализируйте, куда сейчас движется компания и насколько это соответствует изначальному замыслу, а потом модернизируйте документ, дополняя новыми целями.