УРОКИ БИЗНЕСА

5 МИН

Как жить без бухгалтера

Чтобы вести бухгалтерию, можно нанять сотрудника в штат, найти специалиста на аутсорсе или купить подписку на онлайн-сервис. Третьим способом воспользовался предприниматель Сергей Чистяков, который занимается разработкой сайтов, — он подключил «Бухгалтерию для ИП» от Сбербанка. Рассказываем о плюсах и минусах такого выбора.

Плюсы

Экономия денег

Отказ от услуг бухгалтера позволяет сэкономить. За использование сервиса «Бухгалтерия для ИП» от Сбербанка Сергей Чистяков платит 250 рублей в месяц. По подсчётам предпринимателя, услуги бухгалтера на аутсорсе обошлись бы ему примерно в 1500 рублей в месяц. Это 18 тысяч рублей в год.

Экономия времени

Чистяков использует тариф для ИП на УСН 6% без сотрудников. «Система практически всё делает за меня: рассчитывает налоги и взносы, формирует книгу учёта доходов и расходов, заполняет налоговую декларацию. Раз в квартал я делаю авансовые платежи, раз в год сдаю декларацию в ФНС. На каждый отчёт тратится около 20 минут», — говорит предприниматель. Другие сервисы Сергею не нужны: он обменивается документами с контрагентами по электронной почте.

Контроль сроков

Предпринимателям нельзя опаздывать с подачей налоговой декларации и авансовыми платежами: за каждый день просрочки ФНС начисляет пени, а за несданную вовремя декларацию придётся заплатить ещё и штраф. Одна из функций сервиса — заранее напомнить предпринимателю о сроках. «Я начинаю получать уведомления за месяц. В течение 30 дней мне приходит несколько SMS, мне не нужно держать в уме лишнюю информацию», — объясняет Чистяков.

Контроль изменений в законах

Если предприниматель берёт на себя функции бухгалтера, ему нужно следить за изменениями в законодательстве, разбираться в первичных документах (например, отличать акт выполненных работ от счёта, кассовый чек от бланка строгой отчётности и т. д.). Сервис онлайн-бухгалтерии оповещает пользователей о новых законах и подсказывает, на что обратить внимание.

По словам Сергея, предприниматели часто не знают всех нюансов: «Например, какой штраф придётся заплатить, если я забуду вовремя подать налоговую декларацию? Конечно, я могу сам поискать. Но в законе встречаются такие сложные формулировки, что запутаться очень просто. Поэтому, на мой взгляд, всегда лучше заплатить и проконсультироваться с профессионалом, чтобы разобраться со сроками уплаты налогов и размерами штрафов».

«В сервисе от Сбербанка такие консультации есть: они стоят 1500 рублей».


Минусы

Порядок в документах критичен

Отказ от услуг бухгалтера предполагает, что бизнесмен сам будет сортировать и хранить документы. Их достаточно разложить по папкам. Например, хозяйственные договоры с поставщиками и покупателями — в папку «Контрагенты», декларации и платёжные поручения по налогам — в папку «Отчёты ФНС». Сергей хранит всё в электронном виде, это упрощает дело.

Может быть сложно, если в штате есть сотрудники

ИП с сотрудниками сдают дополнительные отчёты в ФНС, Пенсионный и Страховой фонды. Объём работы повышается: нужно заниматься оформлением работников, проводить спецоценку безопасности рабочего места. В результате вести бухгалтерию сложнее, а обходится это дороже. Например, сервис «Моя бухгалтерия Онлайн» для ИП и ООО с сотрудниками стоит от 1 624 рублей в месяц. Но на аутсорсе получится ещё дороже — в среднем, 5-6 тысяч рублей в месяц.

Коротко

-

Онлайн-сервисы помогают вести бухучёт. Это быстрее и дешевле, чем с бухгалтером в штате или на аутсорсе.

-

Сервис сам формирует отчётность и напоминает, когда нужно отправить документы и заплатить налоги.

-

Единственное, с чем онлайн-сервис не поможет, — хранение документов. Чтобы в бумагах был порядок, группируйте их по папкам.

-

Если в штате есть сотрудники, вести бухгалтерию сложнее из-за дополнительных отчётов. Поэтому тарифы для предпринимателей со штатными работниками дороже.