Как выделить уникальное торговое предложение (УТП) и целевую аудиторию для пекарни

Знание аудитории и уникальное торговое предложение позволяют привлекать только тех, кому нужен ваш продукт и кто готов за него платить. Как прийти к обоюдной пользе — разбираемся в этой статье.

Зачем знать целевую аудиторию

Целевая аудитория (ЦА) — группа людей с общими признаками и потребностями, на которую направлены рекламные активности. У неё выделены:

Продавая всем вместо своей аудитории, вы не сможете:

ЦА неоднородна. Нужно сегментировать клиентов на более узкие группы и грамотно выстраивать позиционирование — подбирать для каждого сегмента аргументы, почему клиенту лучше выбрать вас, а не конкурентов. Помимо сегментов, аудиторию можно разделить на когорты — это группы людей, которые совершили или могут совершить одно и то же действие в заданный промежуток времени.

Мы начали анализировать целевую аудиторию, когда у меня уже была база клиентов. Мы задумались: кто наш покупатель? Покупают пирожные мамы детям в подарок. Также покупают взрослые, которые хотят себя удивить. Это был скорее наблюдательный анализ: что им важно? Мы не заказывали специальное исследование у маркетолога. У меня у самой рекламное образование, и я понимала, как нужно анализировать аудиторию. Здесь работает просто наблюдательность.

Юлия Куклинова,
Юлия Куклинова владелица кондитерского бутика CookLinova Pastry

Можно выстраивать позиционирование, больше отталкиваясь от общего портрета целевой аудитории, а можно — от задач, которые вы помогаете решить клиенту. Так называемых jobs to be done — «работ, которые должны быть сделаны» и на которые вы «нанимаете» продукт.

Например, идя в пекарню, клиент может хотеть:

Когда мы только открывали кондитерскую, мы знали, что у людей меняются гастрономические предпочтения. Обычным шоколадным десертом с клубникой уже никого не удивишь, люди хотят новых сочетаний. И мы стали развиваться в этом направлении — и в кондитерском искусстве, и в подаче, и в продвижении. 

Юлия Куклинова,
Юлия Куклинова владелица кондитерского бутика CookLinova Pastry

Для разных сегментов аудитории могут быть актуальны разные задачи — вы должны хорошо понимать, что именно и кому вы продаёте.

Среди наших покупателей есть неочевидная аудитория — мужчины, которые  хотят сделать подарок. Мы на них особо не делали ставки, потому что в нашей сфере больше ориентируются женщины. Но, оказалось, что есть небольшая аудитория среди мужчин. Мужчинам нужно, чтобы заказ был оформлен быстро и просто. Если женщина начинает расспрашивать про начинки и другие детали, то мужчинам всё это неинтересно, они задают два главных вопроса: сколько стоит и когда будет доставка?

Юлия Куклинова,
Юлия Куклинова владелица кондитерского бутика CookLinova Pastry

Как найти УТП

На предыдущем этапе вы погрузились в контекст и получили набор проблем. Далее с учётом этого вы думаете об отстройке: что такого уникального вы можете предложить клиенту.

Уникальное торговое предложение (УТП) — это ёмко сформулированная причина, по которой клиент должен выбрать именно вас, а не конкурентов. Например: создать пространство для учёбы и работы.

Из чего можно вывести уникальное торговое предложение:

Стоимость услуг

Качество в соотношении с ценой

Уровень сервиса

Расположение пекарни

Режим работы

Наше уникальное торговое предложение — пирожные в виде фруктов. Изначально наши наборы состояли из пирожных одного вида — мандаринов. Потом мне захотелось попробовать сделать пирожные в виде кокоса и манго. Формата ассорти — несколько видов пирожных в одном наборе — я не видела тогда нигде. Все продавали по шесть пирожных одного вкуса, потому что это удобно в производстве. Формат родился у нас случайно. Мне позвонила клиентка вечером и спросила, могу ли я выслать набор пирожных — она собиралась в гости к папе, и они нужны были ей срочно. Мы к тому времени всё распродали, но у меня оставалось несколько штук пирожных разных видов. Её это устроило. Я выложила пирожные на одну подложку и увидела, как это круто выглядит — совершенно новый формат. Я выставила фото ассорти в Инстаграме, и мы получили огромное число заказов, потому что попали в точку — вместо одного вкуса можно попробовать несколько, людям это понравилось. Наше УТП сформировалось органически, потому что мы прислушались к своей аудитории.

Юлия Куклинова,
Юлия Куклинова владелица кондитерского бутика CookLinova Pastry

Анализ рынка щедр на подсказки: даже если кажется, что сейчас выделиться просто нечем, УТП можно вывести из нейтральных характеристик бизнеса — пока этого не сделали соперники.

К примеру, и у вас, и у конкурентов большой выбор одних и тех же пирожных или выпечки. Преподнесите это как важную характеристику заведения в целом: «Выбор пирожных и выпечки на любой вкус». Превратите факт в позитивное откровение, пусть сотрудники рассказывают, какой десерт менее калорийный, из чего приготовлен, какой он на вкус — дайте клиенту понять, что вы о нём заботитесь.

Сформулировать и проверить УТП на практике помогут уже не проблемно-контекстные, а проблемно-решенческие интервью. С их помощью можно проверять гипотезы решений.

Инстаграм даёт возможность анализировать аудиторию и конкурентов. В основном мы проводим анализ через опросы. Мы устраиваем опросы в игровой форме в нашем аккаунте. Кроме этого, обзваниваем клиентов, спрашиваем, что бы они хотели ещё, что им интересно. Так мы добираемся до потребностей клиентов.


Юлия Куклинова,
Юлия Куклинова владелица кондитерского бутика CookLinova Pastry

Отталкиваясь от набора проблем клиентов, вы разрабатываете гипотезу решения — что и по какой цене вы хотите предложить. Приходите с этим к тем же 50 клиентам и пробуете продать товар прямо на интервью. Если не продаётся, корректируете гипотезу или формулируете новую и снова идёте получать обратную связь от рынка. И так до тех пор, пока не найдёте рабочее предложение.

Важно пытаться продать выпечку и десерты, потому что на ни к чему не обязывающий вопрос «Ну, как вам такое предложение?» клиенты могут отвечать положительно из вежливости. А в процессе продажи всплывут реальные возражения. Например, высокая стоимость, что скажет или о на самом деле завышенных ценах, или о том, что респонденты — не ваша целевая аудитория.

Мы постоянно собираем обратную связь от клиентов. У нас есть чаты в WhatsApp, в которых очень много наших гостей. Они пишут, что бы им хотелось улучшить, что им надоело, что они хотят новенького, что мы делаем редко и т. д. Мы всегда прислушиваемся к их мнению, стараемся угодить им и сделать так, чтобы они были довольны. Нам повезло: у нас очень контактные гости, они очень любят давать обратную связь, поэтому нам не нужно вытягивать информацию клещами. Это очень полезная коммуникация.

Когда я встречаюсь с гостями в кондитерской, все эти вопросы я также задаю им. Большинство из гостей я знаю уже лично.

Антон Коновалов,
Антон Коновалов сооснователь кондитерских Beze

Некоторые гипотезы получится проверить только практикой. Но можно прибегнуть к непрямым продажам: запустить лид-формы в соцсетях, лендинг с акционным предложением или создать аккаунт пекарни или кондитерской в Инстаграме. Суть в том, чтобы увидеть отклик на ваше предложение. Но реальную картину вы получите только после открытия точки.

Как тестировать гипотезы

Гипотеза — это предположение, основанное на имеющихся данных, которое можно подтвердить или опровергнуть. Рецепта идеального УТП нет, поэтому лучше вывести несколько гипотез и проверить их на практике. И чем быстрее, тем лучше.

В гипотезе должны быть «зашиты» проблема и решение. Например, вы сформулировали такую гипотезу:

Если мы введём УТП, что в нашу кондитерскую можно записаться на мастер-класс по приготовлению десертов, 9 клиентов из 10 заинтересуются предложением.

Пятьдесят ваших респондентов, скорее всего, поделятся на несколько сегментов. Например, вы разговаривали с женщинами 25-35 лет. Оказалось, что среди них есть женщины, которые сидят дома с детьми, а есть бизнесвумен без детей. Вы тестируете гипотезу на одном сегменте и на другом.

В случае с этой гипотезой может произойти следующее.

  1. Вы предложили каждому из сегментов прийти на мастер-класс по приготовлению десертов.
  2. Выяснилось, что для бизнесвумен УТП не работает. У них нет времени дополнительно посещать мастер-классы, а десерты они предпочитают покупать, нежели готовить дома.
  3. Вы заметили, что женщины с детьми заинтересовались больше других, и вывели новое предложение: мастер-класс по приготовлению десертов для всей семьи. Можно прийти с ребёнком и вместе пройти обучение, после которого будет чаепитие.
  4. Снова провели интервью с тем же сегментом — выяснилось, что новая гипотеза работает лучше.
  5. Вы проверяете, работает ли предложение для более холодной аудитории. Ищете таких же мам, проводите интервью, а также запускаете опрос в соцсетях и тестовую рекламную кампанию.
  6. Результаты показали, что услуга интересна сегменту и он кажется большим. Вы финализируете УТП так: «Научим делать десерты вас и ваших детей» и открываете кондитерскую.

В дальнейшем можно выделить и найти ещё несколько близких сегментов и сформулировать для них отдельные УТП.

Второй подход к разработке УТП — метод специалиста в области бизнес-моделей Алекса Остервальдера. Полезно использовать оба подхода.

Из УТП должно быть ясно, какую проблему клиента вы решаете и как вы это делаете. Остервальдер выделяет такие типы потребительских проблем:

Если не съем любимый десерт с утра, настроение будет испорчено.

Я сижу дома с детьми нужно их как-то развлекать не только прогулками, но и походом в кондитерскую.

Нет времени печь пироги дома самостоятельно.

Рядом с работой нет мест, где можно купить вкусные десерты.

Если печь хлеб и пироги дома, они получатся не такими вкусными.

В новом месте десерты могут оказаться несвежими, я боюсь отравиться.

Основные задачи клиентов, которые они хотят закрыть в вашей пекарне или кондитерской (те самые JTBD), могут быть:

Взять что-то поесть из выпечки по дороге на работу.

Угостить коллег вкусными пирогами.

Поднять себе настроение сладким.

Заполним шаблон Остервальдера на примере кондитерской.

Услуги
  • стандартное приготовление десертов и выпечки
  • доставка пирожных с курьером
Задачи
  • купить что-то к чаю
  • подготовиться к празднику
Факторы помощи
  • доставка в день заказа
  • высокая скорость обслуживания
Проблемы/боли
  • нет возможности зайти за пирожными в кондитерскую
  • нет кондитерских поблизости с вкусными десертами
Факторы выгоды
  • дружелюбные сотрудники, которые готовы общаться
  • подходящие условия для быстрой доставки
Выгоды
  • качественный продукт
  • общение
  • быстрый сервис

Регулярно пересматривайте и дополняйте шаблон, чтобы:

Формулы-подсказки для составления УТП

Уникальное предложение можно составить по одному из этих шаблонов.

«Товар без того, что вызывает страх у покупателя»

Безглютеновая выпечка. Сработает, если аудиторию действительно беспокоит наличие глютена.

«Если…, то…»

Такая структура используется для обещания гарантий: «Если вам не понравится наш десерт, мы вернём деньги».

«Привычный товар + дополнительная польза»

Важно, чтобы польза была не надуманной, а исходила из потребностей ЦА. Например, упаковка чая в подарок при покупке набора пирожных.

«Товар + особенность»

Уникальное заключено в самом товаре, некое исключительное свойство. Например, «Пирожные с надписями или рисунками на заказ».

«Для»

Укажите конкретный сегмент аудитории ― бюджетная выпечка для студентов.

«Исключительность»

Предполагает, что товар есть только у вас, ― производство авторских пирожных на заказ.

Главное

  1. Изучите целевую аудиторию. Сегментируйте клиентов на более узкие группы и подберите для каждого сегмента аргументы, почему клиенту лучше выбрать вас, а не конкурентов.
  2. Выстраивайте позиционирование, отталкиваясь от общего портрета целевой аудитории или от задач, которые вы помогаете решить клиенту.
  3. Уникальное торговое предложение (УТП) можно вывести из стоимости товара, качества в соотношении с ценой, уровня сервиса, расположения пекарни или кондитерской, а также режима работы.
  4. Используйте результаты кастдева. Проверить УТП на практике помогут проблемно-решенческие интервью. Отталкиваясь от набора проблем клиентов, разработайте гипотезу решения — что и по какой цене вы хотите предложить.
  5. Рецепта идеального УТП нет, поэтому выведите несколько гипотез и проверьте их на практике. В гипотезе должны быть «зашиты» проблема и решение.
  6. Используйте шаблон ценностного предложения Остервальдера, а также формулы-подсказки для составления УТП.