Оценка рисков

Бизнес — это всегда риск, и возможные неприятные ситуации лучше продумать наперёд. Объясняем, как их оценить и предотвратить.

Виды деловых рисков

Обычно под «деловым риском» имеют в виду одно или несколько событий с негативными последствиями для компании. При этом риски — не всегда что-то плохое: часть из них вскрывает проблемы, которые требуют решения, зоны роста и даже новые возможности.

Риски делят на систематические и несистематические. Несистематические возникают в отдельно взятой компании, их можно спрогнозировать и оценить своими силами. Систематические риски угрожают рынку в целом или отдельным сферам бизнеса. Предсказать их возникновение и оценить последствия могут только эксперты.

Систематические риски

Подвидом юридических рисков можно считать налоговые.

Яркий пример: отменили единый налог на вменённый доход (ЕНВД), и многие бизнесы в России сильно пострадали, потому что не все могут платить даже УСН 6%. Налоговые риски для малого бизнеса самые серьёзные.

 

Елена Фурман,
финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Несистематические риски

Производственные

Это, например, неожиданный отказ поставщика с вами сотрудничать или форс-мажор, который порушил логистику.

Я давал интервью, и в этот момент ко мне подбежал один из менеджеров и говорит: «Паш, срочно нужна помощь на кухне».

Захожу и вижу, что на стене горят розетки, то есть не дым, не тление, а прям огонь. Я спрашиваю у персонала: «Что, мы не знаем что делать?». Выключили пробки, достали огнетушитель. Потушили, и я спрашиваю: «Всё? Я больше не нужен?» и ушёл завершать интервью.

Меня спросили: «Павел, а куда вы отлучались?», на что я ответил: «У нас был небольшой пожар, мы его потушили, все окей». И только потом я понял, что это страшный случай, который мог произойти и ночью, когда мы не успели бы локализовать огонь.

Эта история показывает моё отношение ко всем форс-мажорам. Люди по-разному ведут себя в стрессовых ситуациях. Кто-то в ступоре, кто-то спокойно реагирует. А я всегда считаю, что «надо сделать, а об ущербе думать потом».

Павел Зеленин,
основатель сети кофеен Nook

Финансовые

Возникают из-за недополучения прибыли, неликвидности десертов на продажу и т. п.

К таким рискам относятся кредитные - риск невыплаты займов, процентный и валютные риски.

Процентный риск — это потери на фоне изменений ставки рефинансирования, в связи с которым банк может повысить ставку по кредиту.

Валютные риски возникают при экспорте или импорте продукции. Например, вы закупаете товар в Европе крупными партиями и делаете очередной заказ по курсу 75 рублей. Первый транш, то есть перевод части суммы по контракту, проходит по оговорённой стоимости. А следующий — по курсу гораздо выше. Чтобы подстраховаться, следите за динамикой курса валюты. Если курс растёт, можно купить валюту заранее на весь контракт.

 

Елена Фурман,
финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Рыночные

Появляются из-за нестабильности ситуации на рынке, ценовой политики организации и появления новых конкурентов в нише. Например, рядом с вашей кофейней открылась франшизная точка сильного бренда.

Методы оценки рисков

Способы оценки рисков делят на количественные и качественные.

Количественно оценить риски помогут расчёты: маржинальной прибыли и рентабельности по марже; валовой, операционной и чистой рентабельности по каждому виду прибыли.

К качественным методам оценки относятся:

К оценке и анализу рисков на предприятии привлекают независимого эксперта. Он изучает составленный собственником список рисков или предлагает свой.

Вы ранжируете риски по вероятности возникновения или серьёзности последствий. Результат метода — заполненная таблица с рейтингом рисков.

Метод базируется на разборе рисков, которые наиболее вероятны для вашей сферы или с которыми сталкивались в прошлом.

Типичные риски кофейни

Если заполнять такую таблицу по итогам каждого реализованного проекта, по ней можно будет проверять возможные риски будущих.

Разновидность контроля списков источников риска. Отличается тем, что предыдущий опыт не только исследуют, но выявляют с его помощью закономерности между процессами в разных проектах.

Как снизить риски и предотвратить последствия

Последствия несистематических рисков реально минимизировать грамотным менеджментом. Продумайте, как предотвратить конкретные происшествия и что делать, если что-то из этого уже случилось.

Риск: новые конкуренты поблизости

Например, вы открываете кофейню в бизнес-центре со свободными для аренды площадями и не можете заранее предугадать, какой бизнес станет вашим соседом. Это могут быть прямые конкуренты, которые перетянут посетителей.

Решение: увеличьте вложения в маркетинг и закажите дополнительную рекламу, чтобы посетители о вас знали. Предложите посетителям то, чего нет у конкурентов.

Риск: конфликты с соседями

В одном помещении с вами могут открыться заведения другого формата, например — бары, которые будут создавать поток выпивших людей и отталкивать посетителей.

У нас хорошее месторасположение, но не самые удачные для уютной кофейни соседи — бары и шаурма. Одна клиентка нам сказала: «Я к вам не заходила, потому что думала, что вы такое же маргинальное место». Такие комментарии от гостей доказывают, что атмосфера рядом с вашим местом важна. Окружение важно, но и с любыми соседями можно договориться.

Екатерина Коваль,
соосновательница кофейни «Розетка и кофе»

Решение: вступайте в диалог, ищите компромиссы. Чтобы люди знали о вас и приходили за кофе, несмотря на соседние заведения, нужно построить сильный бренд.

Риск: снижение трафика

Вы заранее оценили локацию и открыли точку с хорошей проходимостью около метро. Но станцию закрыли на несколько недель из-за строительства других веток, и у вас снизился трафик.

Решение: активно ведите соцсети, настраивайте таргетированную рекламу и предлагайте посетителям скидки или акции, например 7 кофе в подарок. Это может побудить гостей изменить утренний маршрут и зайти за кофе именно к вам.

Риск: воровство

Воровать деньги и продукты могут сотрудники. Например, администратор в момент инвентаризации списывает упаковки кофейных зёрен или выпечку как неликвид или изначально не ставит на приход и забирает себе. 

Решение:

Управленческий баланс поможет выявить воровство.

Риск: аллергическая реакция у клиента

Представьте, клиент заказал кофе на овсяном молоке, а бариста по ошибке сделал на обычном. У посетителя возникла аллергическая реакция из-за непереносимости лактозы.

Решение: если негативная реакция возникла из-за ошибки сотрудника, можно депремировать его или зафиксировать дисциплинарное нарушение. А клиента — обязательно успокоить, сварить кофе за счёт заведения и предложить скидку на повторное посещение. Давать посетителям таблетки от аллергии вы не имеете права — можете только предложить сходить в аптеку и купить нужный препарат.

Риск: недовольство клиентов  

Напиток был слишком горячий или бариста неприветливый. Это может спровоцировать гостя на скандал или негативные отзывы в соцсетях.

Решение: не вступайте в конфликт и не доказывайте посетителю, что кофе должен быть именно такой температуры. Идите на контакт, оформляйте возвраты и предлагайте скидки на следующую покупку.

Риск: задержка поставок

Например, вы оплатили партию молока, а поставщик нарушил сроки или совсем не привез товар. В итоге — напитки на основе молока пришлось на время вывести из меню, что повлекло потерю выручки и недовольство клиентов.

Решение: пропишите в договоре процент неустойки на нарушение сроков. В этом случае вы сможете взыскать с контрагента деньги за невыполненные обязательства.

К тебе не приехало молоко, но всё равно нужно работать. Ты идёшь в соседний магазин и покупаешь. Сейчас есть быстрые доставки — Metro, Утконос, «Яндекс.Лавка». Очень много решается в ручном режиме, к таким ситуациям нужно быть готовым.

Екатерина Коваль,
соосновательница кофейни «Розетка и кофе»

Риск: текучка кадров

Вы вкладываетесь в обучение персонала, а человек увольняется через 2 месяца, и вам приходится снова искать людей в команду и обучать их.

Решение: разработайте такую систему мотивации и KPI для сотрудников, чтобы им хотелось увеличивать продажи, а не уходить к конкурентам. Например, введите ежемесячное премирование за лучшие показатели и ежеквартальное — за хорошие отзывы в соцсетях.

Главное

  1. Риски есть в любом бизнесе, некоторыми из них можно управлять.
  2. Снизить риски и минимизировать их последствия поможет аналитика и чёткий план действий на случай негативных обстоятельств.