К магазинам одежды много требований: санитарные нормы, стандарты пожарной безопасности, декларации и договоры. Какие правила нужно знать, чтобы не нарушить закон, рассказываем в статье.
Работать без разрешения МЧС запрещено. Это требование относится и к юридическим лицам, и к ИП. Заявление подаётся в территориальное подразделение вместе с обязательными документами в свободной форме. Образец можно найти на сайте региональных управлений МЧС.
Документы для подачи заявления согласно перечню МЧС:
Техническая документация — это документы, которые подтверждают безопасность систем электро-и водоснабжения и пожарной безопасности. К ним относятся:
Эти документы вы можете получить от компании, которая установит вам систему пожарной безопасности. Для проверки систем водоснабжения и электричества нужно привлекать других специалистов, которые проверят их работу.
Пример эвакуационного плана
МЧС в лице Госпожнадзора принимает решение в течение 30 дней с момента подачи заявления и, если пакет документов собран верно, выдаёт заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности.
По закону «О защите прав потребителей» в торговом помещении магазина нужно разместить документы:
Чаще всего их размещают на стенде, который называют уголком потребителя. Такого понятия в законе нет, поэтому, если площадь магазина не позволяет выделить место под стенд, можно хранить необходимые документы на кассе и показывать по просьбе покупателей.
Об отсутствии документов в уголке потребителя Роспотребнадзор может узнать из жалобы покупателя или в ходе проверки. Штраф по статье 14.5 КоАП РФ для ИП составит до 2000 рублей, для юридических лиц — до 40 000 рублей.
Если вы используете камеры видеонаблюдения, в магазине должна быть предупреждающая табличка. Например, с изображением видеокамеры и указанием «В магазине ведётся видеонаблюдение». Разместите её на видном месте, чтобы у проверяющих не возникло вопросов.
Если вы увидели, что в помещении была перепланировка, запросите у собственника выписку из ЕГРН, план помещения и заключение соответствующего органа о согласовании перепланировки.
Если помещение вас устраивает не полностью и вы хотите сделать перепланировку, получите разрешение госоргана. Заявителем может быть только собственник помещения — поэтому, если вы арендуете помещение, все возможные изменения, а также время подачи заявления, согласуйте с собственником.
Чтобы получить согласование перепланировки, соберите пакет документов:
Проверить, состоит ли компания в реестре СРО, можно на сайте Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). В графе поиска достаточно ввести ИНН фирмы, чтобы узнать, есть ли у неё свидетельство СРО.
Скриншот страницы сайта НОПРИЗ с формой для поиска организации по ИНН
Если помещение находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, дополнительно соберите:
Для его получения нужно обратиться в управляющую компанию дома или в ТСЖ, которое инициирует общее собрание собственников жилых помещений.
Собрание может быть проведено в очной форме (когда собственники собираются для принятия решения) или в заочной (когда собственники указывают свой выбор на опросном листе). Для согласования перепланировки нужно, чтобы согласны были более 50% владельцев.
Если вы планируете менять фасад магазина, например, добавить входную группу, получите заключение комитета архитектуры вашего города.
Готовый комплект документов нужно подать:
По закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вам нужно разработать программу производственного контроля. За её отсутствие суд может приостановить деятельность магазина на срок до 90 суток.
Образцы программы для каждого вида бизнеса есть в письме Роспотребнадзора № 01/4801-9-32. Обязательно укажите в программе:
Программу производственного контроля можете подготовить самостоятельно, использовав образцы из письма Роспотребнадзора, а можете обратиться в компанию, которая составит её для вас.
Помимо программы на розничной точке должны храниться специальные журналы . Готовые наборы журналов можно купить в магазине. В них предусмотрены все нужные поля: дата, название проводимой работы, подпись сотрудника. Вы и ваши ответственные работники должны регулярно вести журналы:
Если контролирующие органы (Роспотребнадзор, Госпожнадзор, трудовая инспекция) обнаружат, что в магазине есть не все необходимые документы, ИП и ООО могут получить штраф по ст. 6.3 КоАП РФ до 1 млн рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
На все товары, которые есть в вашем магазине или на складе, должны быть документы. Их нужно хранить, чтобы предоставить в случае проверки. В соответствии с Перечнем архивных документов хранить товарные накладные нужно 5 лет, срок отсчитывается с 1 января года, следующего за тем, в котором документ использовался последний раз: например, отразили в налоговой отчётности.
К каждой поставке товара поставщик должен приложить:
Сертификат соответствия выдаётся на одежду первого слоя. Это:
Декларация о соответствии выдаётся на всю остальную одежду.
И декларация, и сертификат требуются, чтобы подтвердить качество одежды. Проверить, какой из этих документов должен иметь конкретное изделие, можно в техническом регламенте.
Для детской одежды правила строже: сертификат соответствия нужен на большее количество вещей, а ещё для некоторых позиций нужно свидетельство о госрегистрации.
«Честный ЗНАК» — это система для учёта маркированной продукции. Работать в ней обязаны изготовители, импортёры и продавцы одежды.
Для системы «Честный ЗНАК» получите электронную цифровую подпись и зарегистрируйтесь в системе. Вместо товарных накладных заполнять нужно будет универсальный передаточный документ (УПД). Он объединяет в себе товарную накладную и счёт-фактуру.
Кроме маркировки в системе «Честный ЗНАК» существуют:
Её наносит изготовитель в виде этикетки, вкладышей, ярлыков, или бирок. На этикетках одежды должны быть указаны:
Её наносит поставщик или продавец товара. Она содержит информацию о продавце и размещается на ценниках.
Если хотите продавать в магазине ювелирные изделия, вы должны:
Также придётся собирать персональные данные покупателей:
Данные, которые вам нужно собирать от покупателей, есть в приказе Росфинмониторинга № 261. Это:
Эти сведения вы должны собирать в отчёт по специальной форме ФЭС 3-ФМ и раз в три месяца передавать в Росфинмониторинг через личный кабинет на портале ведомства. Даже если за период у вас не было продаж на суммы от 40 000 и 200 000 рублей, всё равно передавайте данные — в этом случае будет «нулевая отчётность».
Проще всего работать с поставщиками из России или стран-членов Евразийского экономического союза: Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии. Чтобы получать товары из других стран, придётся проходить процедуру растаможивания и зарегистрироваться в таможенном органе в качестве участника ВЭД.
Происходит это на том же посту таможни, где вы получаете товар. Чтобы зарегистрироваться, в момент таможенного оформления товаров предоставьте документы.
ООО | ИП |
|
|
После этого вы становитесь зарегистрированным в качестве участника ВЭД — больше процедуру проходить не понадобится.
Процесс таможенного оформления товаров занимает время, поэтому придётся заключить договор об услугах склада временного хранения.
Соберите документы для растаможивания:
Помимо регистрации и заключения договора:
Для декларирования г руз размещается на складе временного хранения, а вы подаёте таможенную декларацию в центр электронного декларирования (ЦЭД). Товар проверяется на соответствие всем документам. В итоге таможенный орган выносит решение — о выпуске или запрете товара к ввозу в Россию. Решение таможня принимает в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.
Если вы всё сделали правильно, специалист таможенной службы поставит на декларации штамп «Выпуск разрешён». После этого груз перестаёт быть иностранным товаром и становится товаром ЕАЭС.
Покупая товары из-за рубежа, предприниматели часто совершают ошибки — из-за них можно столкнуться не только с необходимостью исправления документов и задержкой груза, но и с административной ответственностью:
Чтобы избежать ошибок и бюрократических сложностей, можно обратиться к таможенному брокеру — об услугах таких специалистов поговорим в следующих шагах.
У вас должны быть подписаны и находиться в магазине договоры:
Периодичность осмотров работников магазина — один раз в год.
За отсутствие необходимых договоров ИП и юрлиц могут наказать приостановлением деятельности до 90 суток.
До начала работы подайте уведомление о начале деятельности в Роспотребнадзор. В уведомлении укажите дату начала деятельности. Оно подаётся по форме на сайте Роспотребнадзора одним из способов: