Документы для открытия магазина одежды

К магазинам одежды много требований: санитарные нормы, стандарты пожарной безопасности, декларации и договоры. Какие правила нужно знать, чтобы не нарушить закон, рассказываем в статье. 

Разрешение на работу от МЧС 

Работать без разрешения МЧС запрещено. Это требование относится и к юридическим лицам, и к ИП. Заявление подаётся в территориальное подразделение вместе с обязательными документами в свободной форме. Образец можно найти на сайте региональных управлений МЧС

Документы для подачи заявления согласно перечню МЧС:

Техническая документация — это документы, которые подтверждают безопасность систем электро-и водоснабжения и пожарной безопасности. К ним относятся:

Эти документы вы можете получить от компании, которая установит вам систему пожарной безопасности. Для проверки систем водоснабжения и электричества нужно привлекать других специалистов, которые проверят их работу. 

Пример эвакуационного плана 

МЧС в лице Госпожнадзора принимает решение в течение 30 дней с момента подачи заявления и, если пакет документов собран верно, выдаёт заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности. 

Уголок потребителя

По закону «‎О защите прав потребителей» в торговом помещении магазина нужно разместить документы:

Чаще всего их размещают на стенде, который называют уголком потребителя. Такого понятия в законе нет, поэтому, если площадь магазина не позволяет выделить место под стенд, можно хранить необходимые документы на кассе и показывать по просьбе покупателей. 

Об отсутствии документов в уголке потребителя Роспотребнадзор может узнать из жалобы покупателя или в ходе проверки. Штраф по статье 14.5 КоАП РФ   для ИП составит до 2000 рублей, для юридических лиц — до 40 000 рублей.

Если вы используете камеры видеонаблюдения, в магазине должна быть предупреждающая табличка. Например, с изображением видеокамеры и указанием «В магазине ведётся видеонаблюдение». Разместите её на видном месте, чтобы у проверяющих не возникло вопросов.  

Документы на помещение

Если вы увидели, что в помещении была перепланировка, запросите у собственника выписку из ЕГРН, план помещения и заключение соответствующего органа о согласовании перепланировки.

Если помещение вас устраивает не полностью и вы хотите сделать перепланировку, получите разрешение госоргана. Заявителем может быть только собственник помещения — поэтому, если вы арендуете помещение, все возможные изменения, а также время подачи заявления, согласуйте с собственником. 

Чтобы получить согласование перепланировки, соберите пакет документов: 

Проверить, состоит ли компания в реестре СРО, можно на сайте Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). В графе поиска достаточно ввести ИНН фирмы, чтобы узнать, есть ли у неё свидетельство СРО.

Скриншот страницы сайта НОПРИЗ с формой для поиска организации по ИНН

Если помещение находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, дополнительно соберите:

Для его получения нужно обратиться в управляющую компанию дома или в ТСЖ, которое инициирует общее собрание собственников жилых помещений. 

Собрание может быть проведено в очной форме (когда собственники собираются для принятия решения) или в заочной (когда собственники указывают свой выбор на опросном листе). Для согласования перепланировки нужно, чтобы согласны были более 50% владельцев. 

Если вы планируете менять фасад магазина, например, добавить входную группу, получите заключение комитета архитектуры вашего города. 

Готовый комплект документов нужно подать:

Журналы в магазине

По закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вам нужно разработать программу производственного контроля. За её отсутствие суд может приостановить деятельность магазина на срок до 90 суток. 

Образцы программы для каждого вида бизнеса есть в письме Роспотребнадзора № 01/4801-9-32. Обязательно укажите в программе:

Программу производственного контроля можете подготовить самостоятельно, использовав образцы из письма Роспотребнадзора, а можете обратиться в компанию, которая составит её для вас. 

Помимо программы на розничной точке должны храниться специальные журналы . Готовые наборы журналов можно купить в магазине. В них предусмотрены все нужные поля: дата, название проводимой работы, подпись сотрудника.  Вы и ваши ответственные работники должны регулярно вести журналы:

Если контролирующие органы (Роспотребнадзор, Госпожнадзор, трудовая инспекция) обнаружат, что в магазине есть не все необходимые документы, ИП и ООО могут получить штраф по ст. 6.3 КоАП РФ до 1 млн рублей или приостановление деятельности до 90 суток. 

Хранение товаров

На все товары, которые есть в вашем магазине или на складе, должны быть документы. Их нужно хранить, чтобы предоставить в случае проверки. В соответствии с Перечнем архивных документов хранить товарные накладные нужно 5 лет, срок отсчитывается с 1 января года, следующего за тем, в котором документ использовался последний раз: например, отразили в налоговой отчётности. 

К каждой поставке товара поставщик должен приложить:

  1. Товарную или товарно-транспортную накладную с полным наименованием изделий и указанием веса, количества, стоимости; 
  2. Декларацию или сертификат соответствия изделия.

Сертификат соответствия выдаётся на одежду первого слоя. Это:

Декларация о соответствии выдаётся на всю остальную одежду. 

И декларация, и сертификат требуются, чтобы подтвердить качество одежды. Проверить, какой из этих документов должен иметь конкретное изделие, можно в техническом регламенте

Для детской одежды правила строже: сертификат соответствия нужен на большее количество вещей, а ещё для некоторых позиций нужно свидетельство о госрегистрации. 

«‎Честный ЗНАК» — документы для работы 

«‎Честный ЗНАК» — это система для учёта маркированной продукции. Работать в ней обязаны изготовители, импортёры и продавцы одежды. 

Для системы «‎Честный ЗНАК» получите электронную цифровую подпись и зарегистрируйтесь в системе. Вместо товарных накладных заполнять нужно будет универсальный передаточный документ (УПД). Он объединяет в себе товарную накладную и счёт-фактуру. 

Кроме маркировки в системе «‎Честный ЗНАК» существуют:

Её наносит изготовитель в виде этикетки, вкладышей, ярлыков, или бирок. На этикетках одежды должны быть указаны:

Её наносит поставщик или продавец товара. Она содержит информацию о продавце и размещается на ценниках.    

Разрешения для продажи ювелирных изделий 

Если хотите продавать в магазине ювелирные изделия, вы должны:

  1. получить свидетельство о регистрации в Пробирной палате,
  2. разработать правила внутреннего контроля,
  3. согласовать правила внутреннего контроля с Пробирной палатой.

Также придётся собирать персональные данные покупателей: 

Данные, которые вам нужно собирать от покупателей, есть в приказе Росфинмониторинга № 261. Это: 

Эти сведения вы должны собирать в отчёт по специальной форме ФЭС 3-ФМ и раз в три месяца передавать в Росфинмониторинг через личный кабинет на портале ведомства. Даже если за период у вас не было продаж на суммы от 40 000 и 200 000 рублей, всё равно передавайте данные — в этом случае будет «нулевая отчётность». 

Разрешения для таможни 

Проще всего работать с поставщиками из России или стран-членов Евразийского экономического союза: Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии. Чтобы получать товары из других стран, придётся проходить процедуру растаможивания и зарегистрироваться в таможенном органе в качестве участника ВЭД. 

Происходит это на том же посту таможни, где вы получаете товар. Чтобы зарегистрироваться, в момент таможенного оформления товаров предоставьте документы.

ООО ИП
  • 2 экземпляра заявления о регистрации;
  • копия устава; 
  • нотариально заверенные копии свидетельств ОГРН, ИНН;
  • копия решения или протокола об учреждении ООО;
  • копия учредительного договора (если ООО создавалось несколькими лицами);
  • бухгалтерский отчёт за последний год;
  • банковские справки об открытии счетов;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • копии приказов о назначении главного бухгалтера и руководителя компании;
  • копии паспортов руководителя и главного бухгалтера, заверенные руководителем ООО
  • 2 экземпляра заявления о регистрации;
  • нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации ИП;
  • справки из банка об открытии счетов, срок давности – не более 1 месяца;
  • нотариально заверенная копия свидетельства ИНН;
  • копия паспорта;
  • выписка из ЕГРИП, срок давности – не более 1 месяца

После этого вы становитесь зарегистрированным в качестве участника ВЭД — больше процедуру проходить не понадобится.

Процесс таможенного оформления товаров занимает время, поэтому придётся заключить договор об услугах склада временного хранения.

Соберите документы для растаможивания: 

  1. Документы, подтверждающие право собственности на товар: договор, паспорт сделки, инвойс.
  2. Договор страхования груза.
  3. Транспортная документация — накладные в зависимости от типа перевозки: соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении ( СМГС), авианакладная, ТТН, коносамент. При автоперевозке дополнительно понадобится свидетельство о регистрации транспортного средства.
  4. Документы на товар — акты загрузки, упаковочные листы, сертификаты соответствия, декларации о соответствии, свидетельства о регистрации, документы об оплате товара.
  5. Код продукции по ТН ВЭД и документация, подтверждающая его.
  6. Документы, подтверждающие внесение таможенных платежей.
  7. Документы, подтверждающие таможенную стоимость товара, заявленную декларантом (экспортная декларация, прайс-лист).
  8. Документы о соблюдении правил валютного контроля.

Помимо регистрации и заключения договора:

  1. заплатите налоги, сборы и таможенные пошлины — ставки зависят от общей стоимости товаров,
  2. сообщите таможне о грузе в течение 1 часа с момента его поступления на границу, 
  3. обеспечьте доступ к грузу для досмотра,
  4. предоставьте заполненную декларацию. 

Для декларирования г руз размещается на складе временного хранения, а вы подаёте таможенную декларацию в центр электронного декларирования (ЦЭД). Товар проверяется на соответствие всем документам. В итоге таможенный орган выносит решение — о выпуске или запрете товара к ввозу в Россию. Решение таможня принимает в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.

Если вы всё сделали правильно, специалист таможенной службы поставит на декларации штамп «Выпуск разрешён». После этого груз перестаёт быть иностранным товаром и становится товаром ЕАЭС. 

Покупая товары из-за рубежа, предприниматели часто совершают ошибки — из-за них можно столкнуться не только с необходимостью исправления документов и задержкой груза, но и с административной ответственностью:

Чтобы избежать ошибок и бюрократических сложностей, можно обратиться к таможенному брокеру — об услугах таких специалистов поговорим в следующих шагах. 

Договоры на обслуживание

У вас должны быть подписаны и находиться в магазине договоры: 

  1. Вывоза твёрдых бытовых отходов.
    Он заключается с региональным оператором по вывозу мусора. Акты об оказанных услугах тоже нужно хранить, как подтверждение вывоза мусора.
  2. Утилизации ртутьсодержащих приборов.
    Его необходимо заключать, если в вашем магазине используются люминесцетные, энергосберегающие и другие ртутные лампы.  
  3. Поставки воды, электроэнергии в помещение магазина.
  4. Дератизации, дезинсекции и дезинфекционных работ в помещении магазина.
    Даже если вы не замечали в вашем магазине насекомых и грызунов, вы обязаны заключить такие договоры. Проводить работы по дератизации и дезинсекции вправе только компания с лицензией. Ро­спо­треб­над­зо­р рекомендует проводить такие работы раз в месяц.
  5. Обслуживания системы вентиляции и кондиционирования.
  6. Установки и обслуживания системы сигнализации о пожаре.
  7. Проведения медицинских осмотров.

Периодичность осмотров работников магазина — один раз в год. 

За отсутствие необходимых договоров ИП и юрлиц могут наказать приостановлением деятельности до 90 суток.

До начала работы подайте уведомление о начале деятельности в Роспотребнадзор. В уведомлении укажите дату начала деятельности. Оно подаётся по форме на сайте Роспотребнадзора одним из способов:

Главное 

  1. Получите заключение МЧС в лице Госпожнадзора.
  2. Подготовьте документы из уголка потребителя и необходимые журналы в магазине.
  3. Соберите документы, подтверждающие законность перепланировки.
  4. Зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК». 
  5. Подпишите все обязательные договоры со снабжающими компаниями.
  6. Подайте уведомление о начале деятельности в Роспотребнадзор.