Бизнес — это всегда риск, и возможные неприятные ситуации лучше продумать наперёд. Объясняем, как их оценить и предотвратить.
Обычно под «деловым риском» понимают одно или несколько событий с негативными последствиями для компании. При этом риски — не всегда что-то плохое: часть из них вскрывает проблемы, которые требуют решения, зоны роста и даже новые возможности.
Риски делят на систематические и несистематические. Несистематические возникают в отдельно взятой компании, их можно спрогнозировать и оценить своими силами. Систематические риски угрожают рынку в целом или отдельным сферам бизнеса. Предсказать их возникновение и оценить последствия могут только эксперты.
Под видом юридических рисков можно считать налоговые.
Яркий пример: отменили единый налог на вменённый доход (ЕНВД), и многие бизнесы в России сильно пострадали, потому что не все могут платить даже УСН 6%. Налоговые риски для малого бизнеса самые серьёзные.
Производственные
Это, например, неожиданный отказ поставщика с вами сотрудничать или форс-мажор, который порушил логистику.
Старайтесь какую-то часть денег откладывать, потому что обязательно что-нибудь произойдет: поставщик подведёт, попадётся плохое сырье, изменятся договорные отношения с партнёрами. Или просто-напросто сами «накосячите», и придётся это решать.
Финансовые
Возникают из-за недополучения прибыли, невозможности продать товар с браком и т. п. К таким рискам относятся кредитные — риск невыплаты займов, процентный и валютные риски.
Процентный риск — это потери на фоне изменений ставки рефинансирования, в связи с которым банк может повысить ставку по кредиту.
Валютные риски возникают при экспорте или импорте продукции. Например, вы закупаете товар в Европе крупными партиями и делаете очередной заказ по курсу 75 рублей. Первый транш, то есть перевод части суммы по контракту, проходит по оговорённой стоимости. А следующий — по курсу гораздо выше. Чтобы подстраховаться, следите за динамикой курса валюты. Если курс растёт, можно купить валюту заранее на весь контракт.
Рыночные
Появляются из-за нестабильности ситуации на рынке, ценовой политики организации и появления новых конкурентов в нише. Например, рядом с вашим магазином открылась точка сильного бренда.
Способы оценки рисков делят на количественные и качественные.
Количественно оценить риски помогут расчёты: маржинальной прибыли и рентабельности по марже; валовой, операционной и чистой рентабельности по каждому виду прибыли.
К качественным методам оценки относятся:
К оценке и анализу рисков на предприятии привлекают независимого эксперта. Он изучает составленный собственником список рисков или предлагает свой.
Вы ранжируете риски по вероятности возникновения или серьёзности последствий. Результат метода — заполненная таблица с рейтингом рисков.
Метод базируется на разборе рисков, которые наиболее вероятны для вашей сферы или с которыми сталкивались в прошлом.
Типичные риски магазина одежды:
Если заполнять такую таблицу по итогам каждого реализованного проекта, по ней можно будет проверять возможные риски будущих.
Разновидность контроля списков источников риска. Отличается тем, что предыдущий опыт не только исследуют, но выявляют с его помощью закономерности между процессами в разных проектах.
Последствия несистематических рисков реально минимизировать грамотным менеджментом. Продумайте, как предотвратить конкретные происшествия и что делать, если что-то из этого уже случилось.
Повышение аренды может сказаться на цене товара, что повлечёт уменьшение прибыли.
Решение: заключайте арендный договор, в котором прописана фиксированная плата или возможность повышения с ограничением, например, на 5% в год.
Решение:
Управленческий баланс поможет выявить воровство.
Вы посмотрели на сайте каталог поставщика и заказали партию платьев. Когда поставка приехала, оказалось, что вживую товар выглядит иначе, и это не заявленный 100%-й хлопок, а вискоза, которая электризуется при примерке.
Решение: если есть возможность, посетите склад лично и оцените товар до покупки. Или закупайте новую продукцию небольшими партиями.
Когда перешли в онлайн, первое время было сложно делать заказы. Например, я думала, что на фото серьги-кольца, а когда приехали, оказалось, что это микроскопические каффы. Связываешься в брендом, решаешь, как сделать возврат или выставляешь на продажу. Бизнес так устроен — всегда что-то придумываешь и решаешь.
Покупатель приобрел товар, срок возврата прошёл, а у платья разошлась молния. Клиент пришёл к вам в магазин и стал требовать возврата денег.
Решение: идите на контакт с покупателем, оформляйте возвраты и предлагайте скидки на следующую покупку.
Одна женщина написала жалобу на имя генерального директора, что наш магазин продал ей украшение и сильно подвёл. У девушки был романтический вечер, и, когда она оказалась с молодым человеком в бассейне, цепочка расстегнулась. Разные ситуации бывают, но если мы можем помочь клиенту, то всегда идём навстречу. Мы лояльны.
Вы оплатили партию платьев, а поставщик нарушил сроки или совсем не привез товар.
Решение: пропишите в договоре процент неустойки на нарушение сроков. В этом случае вы сможете взыскать деньги за невыполненные обязательства со стороны контрагента.
Вы взяли нового сотрудника, обучили базовым правилам стилистики, а он через 2 месяца ушёл работать в соседний магазин одежды. Вам придётся снова искать людей в команду и обучать их.
Решение: разработайте такую систему мотивации и KPI для сотрудников, чтобы им хотелось увеличивать продажи, а не уходить к конкурентам. Например, введите ежемесячное премирование за лучшие показатели и ежеквартальное — за хорошие отзывы.