Построение финансовой модели для точки фастфуда: ключевые инструменты

Финансовая модель — это система показателей, по которой можно спланировать и оценить состояние бизнеса. Она помогает спрогнозировать доходы и расходы и просчитать, как изменения на рынке или внутри компании отразятся на её положении. А инвесторам — понять, как устроена компания и будет ли она прибыльной.

Все хозяйственные операции можно оцифровать. Именно это делает финмодель. Она позволяет выявить наиболее значимые для бизнеса показатели: что больше всего влияет на выручку, чистую прибыль, денежный поток. Собственник получает часы с множеством колёсиков и, подкручивая каждое, смотрит, как оно будет влиять на результат.

 

Елена Фурман,
финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Финансовая модель говорит о доходах и расходах и отвечает на насущные вопросы о бизнесе:

Когда запускаешь бизнес, многие вещи являются гипотезами, и это нормально. Расчёт финмодели с предварительными цифрами помогает понять, стоит открывать бизнес или не стоит, к какому количеству трат готовиться. Хорошая история — построить два-три сценария: хороший, средний и плохой.

Этого будет достаточно, чтобы отказаться от каких-то бесполезных идей и не оказаться в ситуации, когда точно не хватит денег.

 

Никита Булгаков,
сооснователь венчурного фонда Cats.VC

Из чего состоит финмодель

Финмодель обычно составляют на год, максимум три вперёд, а потом постоянно корректируют прогноз с учётом реальной ситуации.

Полная модель состоит из таких блоков:

Воронка продаж

Это помесячный прогноз выручки, который строится на конкретных показателях. В случае точки фастфуда ключевыми могут быть средний чек и количество продаж в месяц.

Я, по-моему, даже делал модель предсказания трафика по дням недели, исходя из анализа чеков конкурентов. Если брать, например, точку в торговом центре, то обычно в выходные, в пасмурные дни там всё хорошо — куча людей и так далее. А в точках, где люди гуляют, трафик падает, потому что в грязь, дождь, слякоть, грозу, снегопад люди не очень хотят гулять по улице.

Александр Быков,
сооснователь сети кафе «Индийская точка», «Заря», Wonton King, Grèca, гастрономического пространства «Стороны света»

Операционная деятельность

Это прогноз по нескольким показателям, который отражают в отчёте о прибылях и убытках (P&L). Там должны быть такие строки:

Это сводный результат воронки продаж: сколько вы планируете зарабатывать каждый месяц при прогнозном количестве проданных блюд, конверсии, среднем чеке и проч.

Есть продажа — есть прямые переменные расходы. Это себестоимость блюда и затраты, которые зависят от выручки. Например, эквайринг при приёме оплаты.

Себестоимость складывается из расходов, связанных с продажей: закупочной стоимости сырья с учётом доставки от поставщика и упаковочных материалов.

В случае фастфуда это оклад кассиров.

Маржинальная прибыль = Выручка - Переменные расходы

Валовая прибыль = Маржинальная прибыль - Прямые постоянные расходы

Валовая прибыль должна покрыть все косвенные расходы, не зависящие от выручки: аренду, оклад управляющего, уборщицы и остальных сотрудников точки, расходы на маркетинг и рекламу.

EBITDA = Валовая прибыль - Косвенные расходы

Это прибыль до вычета налогов, амортизации и процентов по кредитам.

Чистая прибыль = EBITDA - (Налоги + Амортизация + Проценты по кредитам)

Если ведёте внешнеэкономическую деятельность (например, закупаете товар за рубежом), при расчёте учитывайте курсовую разницу со знаком плюс или минус.

Финансовая деятельность

Здесь отражают:

Инвестиционная деятельность

В этом блоке учитывают, как отражаются на состоянии бизнеса инвестиции: крупные покупки и другие денежные вложения. Если вы пока не планируете покупать недвижимость или дорогое оборудование, можно исключить этот блок. Но в идеале зашить его в финмодель на старте, чтобы через несколько лет, когда захотите масштабировать бизнес, легче было принять грамотное решение.

Допустим, вы захотите купить автомобиль в лизинг, чтобы доставлять заказы клиентам. Финмодель поможет определиться: может быть, лизинг убьёт ваш бизнес, и проще и дешевле будет обходиться сторонней доставкой.

Оборотный капитал

В этой таблице будет три строки: запасы, дебиторская и кредиторская задолженность. Дебиторская задолженность - это когда должны вам: вы уже отгрузили или отдали товар, а деньги пока не получили. Кредиторская — наоборот, должны вы: уже получили товар, а оплатить собираетесь позднее.

Запасы — это остатки товара в денежном выражении. Уровень запасов прогнозируют с учётом периода оборачиваемости — периода с момента покупки у поставщика до момента продажи покупателю. Один ингредиент лежит 30 дней, другой 2, надо вывести средний и соотнести с прогнозной выручкой.

Например, вы запланировали, что нужно продать блюд на 100 тысяч рублей. Рассчитайте, сколько нужно запасов, чтобы обеспечить этот объём продаж с учётом периода оборачиваемости: какое количество сырья нужно держать на складе, чтобы обеспечить такую выручку?

В какой-то момент придётся взять «из кассы» деньги и заплатить поставщику, то есть заморозить средства. Это отразится в прогнозном ДДС.

Прогнозный ДДС (отчёт о движении денежных средств)

Он помогает предусмотреть сезонность и кассовые разрывы — ситуации, когда у бизнеса нет денег на обязательные текущие расходы, например оплату аренды в положенный срок.

В прогнозном ДДС три строки, соответствующие предыдущим блокам: операционная, финансовая и инвестиционная деятельность. Он покажет, будете ли вы в плюсе или минусе в конце каждого месяца: сколько будет денег оставаться на конец каждого месяца при такой выручке, объёме продаж и проч. Если в минусе — это и есть кассовый разрыв, и вы всё, что вы себе запланировали - командировку или премию сотрудникам, реализовать не получится.

Прогнозный баланс

Баланс поможет понять, за счёт чего бизнес будет жить при таких показателях финмодели: например, будет расти дебиторская или кредиторская задолженность? Некритичный блок на первом этапе, лучше составлять его вместе со специалистом.

Как пользоваться финмоделью

Финмодель ляжет в основу вашего управленческого учёта: можно заменять прогнозные значения на реальные и смотреть динамику развития бизнеса, увидеть первый выход в плюс или сдвиг срока окупаемости.

Каждый шаг будет вносить корректировки: получили новые данные — отразите их в финмодели. Так же можно просчитывать наперёд разные сценарии.

Вот вы хотите закупить новую печь, это стоит 1 млн рублей. Вы смотрите в финмодель и спрашиваете себя: «Есть у меня миллион рублей, могу я его вытащить или нет?». Добавляете поток плюсовых денег (предполагаемую выручку от продажи блюд из печи), вносите 1 миллион рублей в строку «Инвестиционная деятельность/Капитальные затраты» в прогнозном ДДС. И соотносите это с тем, сколько денег сейчас приносит точка: что в этом случае ждёт вас в следующем месяце? Будет ли кассовый разрыв?

 

Никита Булгаков,
сооснователь венчурного фонда Cats.VC

Также финмодель поможет рассчитать точку безубыточности: какой объём выручки покроет постоянные расходы.

Точка безубыточности отвечает на вопрос, сколько нужно продаж, чтобы выйти в ноль. И в натуральном выражении рассчитывается по такой формуле:

Постоянные расходы / (Цена - Переменные расходы)

Посчитайте свои постоянные ежемесячные расходы: аренду и коммуналку, фонд оплаты труда. Допустим, это 150 тысяч рублей. Ваш средний чек — 250 рублей, средняя себестоимость блюда - 100 рублей.

150 000 / (250 - 100) = 1000

Получается, что точке фастфуда нужно 1000 клиентов в месяц, чтобы выходить в ноль. В денежном выражении точка безубыточности будет такой:

Количество клиентов x Средний чек = 1000 x 250 = 250 000 рублей.

Соответственно, чтобы точка не работала в убыток, выручка не должна падать ниже этого значения. Срок окупаемости можно предсказать, считая прибыль накопительным итогом, то есть каждый месяц прибавляя то, что заработали, к сумме за предыдущие периоды.

Доход собственника закладывают и считают по-разному - в зависимости от того, как и когда он хочет начать выводить деньги из бизнеса и тратить их на себя. Отметим, что дивиденды есть только тогда, когда есть чистая прибыль.

  1. Начисляют зарплату и учитывают в постоянных ежемесячных расходах.
  2. В блоке «Финансовая деятельность» вводят строку «Дивиденды», чтобы увидеть, бизнес прибыльный или убыточный. Если прибыльный — подгадать момент, когда можно вывести деньги без угрозы кассового разрыва.
  3. Сочетают два подхода.

Дополнительные метрики

Необязательно ограничиваться вышеперечисленными показателями, если они не дают вам полной картины. Можно и вовсе выбрать другие, главное, чтобы вы понимали, зачем их считаете.

Есть ворох метрик, и адекватный подход — не просто считать все метрики подряд, а отвечать на вопросы про свой бизнес. Как только встаёт какой-то вопрос, загуглите, какая метрика уже существует, чтобы на него отвечать. Или, если ни одна из существующих для вас не работает, придумайте свою. Именно поэтому метрик настолько много или они настолько разные — многие выбирают второй путь.

 

Никита Булгаков,
сооснователь венчурного фонда Cats.VC

Юнит-экономика в воронке продаж

Чем важнее для бизнеса продажи через интернет, тем больше смысла считать юнит-экономику в дополнение к финансовой модели. Юнит-экономика — это инструмент маркетингового анализа, который отвечает на два вопроса:

Юнит — это показатель, который вы хотите масштабировать, зарабатывая на нём. Можно выбрать в качестве юнита клиента или пользователя соцсетей. Вы сами решаете, какой показатель важнее. Например, для театра юнит — это зрительское кресло в зале.

Само собой, юнитов может быть несколько, и для каждого нужно считать отдельно:

Оба этих показателя можно увидеть и посчитать с помощью первого раздела финмодели — воронки продаж.

К примеру, вы запустили таргетированную рекламу точки в Инстаграме и потратили на неё 10 000 рублей. По ссылке перешли 2000 человек, а добрались и купили блюдо всего 5. Получается, каждый из пяти человек стоил вам 10 000 / 5 = 2000 рублей. В этом случае при среднем чеке в 250 рублей затраты на привлечение клиента на 1750 рублей превышают количество денег, которое он принёс.

Но ситуация может измениться с течением времени: если клиент будет приходить постоянно, позднее CAC окупится. Это и есть LTV — сумма денег, которую клиент потратит, пока будет к вам ходить. Срок, в течение которого клиент будет с вами оставаться, предугадать сложно, поэтому важно окупить его как можно раньше. Для примерного прогноза можно узнать средний срок жизни клиента у конкурентов, которые давно на рынке.

В идеале заработок с одного покупателя должен быть в 3-4 раза больше CAC.