Чтобы клиенты могли платить картой, подключите услугу, которая называется «эквайринг». В этой статье разбираем, как всё устроено и сколько это стоит.
Эквайринг (от англ. acquire — «приобретать, получать») — это услуга, которую оказывает бизнесу банк-эквайер. Он предоставляет оборудование, с помощью которого можно принимать оплату картами, проводит платежи и берёт за это комиссию.
Ещё в процессе оплаты участвует банк-эмитент — выпустивший карту, которой пользуется покупатель.
В торговых точках для приёма платежей используют POS-терминалы (англ. point of sale — «точка продажи»). Через них можно платить обычными и бесконтактными картами, а также другими устройствами, например смартфонами. Именно такой вид эквайринга — торговый — подойдёт магазину цветов. Можно подключить торговый эквайринг от СберБизнеса.
Другой вариант — приём оплаты по QR-коду через банковское приложение. Куар-коды вы наверняка не раз видели: двухмерные штрихкоды, которые можно считать с помощью камеры смартфона. В СберБизнесе такой вид эквайринга называется SberPay QR.
Ставка по нему не зависит Онлайн-кассу мы подключили ещё когда был только интернет-магазин, так как к нам стали приезжать за самовывозом в цветочную студию. Тогда доля безналичных платежей была небольшой. А когда появилась торговая точка, процент оплат картой вырос настолько, что мы поняли, что без эквайринга просто невозможно.
Карты и сервисы бесконтактных платежей (например, Samsung Pay) смягчают «боль от оплаты» — неприятные ощущения, которые испытывают люди, расставаясь с деньгами. Позволив клиентам платить картой, вы не только избавите их от части переживаний, но сможете увеличить средний чек.
Покупатели, у которых есть карта с кешбеком или бонусами, предпочитают этот вариант оплаты и готовы потратить чуть больше, так как часть суммы вернётся на счёт.
Платить картой удобнее, чем доставать и считать наличные. Тем более если в руках букет цветов.
Из вашего магазина никто не уйдёт снимать наличные и не передумает возвращаться, обманув вас. Наоборот: от других, у кого платить картами нельзя, придут к вам.
Можно стать партнёром какого-нибудь банка, и покупатели с его картами будут получать повышенный кешбек за оплату ваших товаров. Для вас это обычная скидка, для клиента — повод зайти к вам снова.
Эквайринг экономит время: на то, чтобы принять наличные, открыть кассу и отсчитать сдачу, его уходит больше, чем на то, чтобы нажать несколько кнопок на кассе и терминале. А если клиент платит смартфоном, который держит в руке, или часами, оплата происходит даже быстрее, чем просто картой.
Чем меньше наличных, тем реже придётся прибегать к инкассации денег сверх лимита кассы в конце рабочего дня. При выручке менее 200 000 рублей в день можно подключить самоинкассацию и вносить средства на расчётный счёт самостоятельно.
При безналичных расчётах невозможно расплатиться фальшивыми деньгами и почти исключается риск того, что администратор обсчитает покупателя: даже если он введёт неправильную сумму на терминале, в банковском приложении клиента останется соответствующее подтверждение.
Если наличными расплачиваются единицы, из кассы практически нечего красть. Продавцу будет сложнее обмануть вас: недостача заметнее.
Банк-эквайер бесплатно обучает сотрудников торговой точки работе с оборудованием.
Если клиентов с банковскими картами мало и прибыль от них низкая, эквайринг может быть невыгоден.
Про банковские расходы не забывайте. Ты открываешь бизнес и думаешь, что будешь платить налоги и спать спокойно. Нет, ещё, например, эквайринг, терминалы, стоимость обслуживания. Нельзя смотреть только на одну цифру — ставку по эквайрингу, смотрите расходы в сумме, что и как в перспективе, в дальнейшем.
Если возникнут технические неполадки, оплата картами может перестать работать.
Между платежом и поступлением денежных средств на счёт продавца обычно проходит от 1 до 3 дней.
Тарифы банков различаются, но издержки у всех кредитных организаций одинаковые: они платят межбанковские комиссии и комиссии платёжным системам, тратятся на обслуживание оборудования и зарплаты персонала. Все эти расходы в той или иной мере включаются в ставку эквайринга.
Вот что ещё влияет на общую стоимость услуги.
Как правило, комиссия эквайринга для АЗС и, например, булочной будет отличаться. Это связано с тем, что сам банк-эквайр тоже платит комиссии платёжным системам.
Общее правило: чем больше оборот, тем ниже обычно ставка. В СберБизнесе ставка динамическая — пересчитывается каждый месяц с учётом роста или падения оборота. А если клиент подключает торговый эквайринг и SberPay QR, учитывается общий объём безналичных платежей.
Ставка может меняться в зависимости от региона.
Есть автономные переносные и стационарные POS-терминалы, а также интегрируемые с онлайн-кассами. У СберБизнеса есть SmartPOS, объединяющий функции кассы и терминала эквайринга. А также сервис SberPay QR — приём оплаты по куар-коду от клиентов СберБанка, Тинькофф и Совкомбанк — Халва, при подключении которого вообще не нужно оборудование. Чем шире функционал терминала, тем выше стоимость.
Оборудование можно купить или арендовать. Если покупаете терминал самостоятельно не у банка, проверьте, есть ли у него необходимые сертификаты. Без них принимать оплату вы не сможете.
Средняя стоимость терминалов по рынку — от 10 до 25 тысяч рублей.
Как правило, оборот, для которого банк устанавливает комиссию, рассчитывается как среднее арифметическое: выручка всех точек суммируется и делится на количество терминалов.
Сервисное обслуживание каждого терминала тоже стоит денег. СберБизнес не берёт плату за него при обороте от 80 тысяч рублей на терминал или аренде онлайн-кассы. Плату за сервисное обслуживание онлайн-касс в СберБизнесе нужно вносить независимо от величины оборота.
Терминалы могут работать от электросети или аккумулятора, а к интернету подключаться с помощью Ethernet, сим-карты или по Wi-Fi. СберБизнес предоставляет для своих терминалов сим-карты и оплачивает услуги связи за вас.
Размер комиссии может быть меньше, если у банка есть свой процессинговый центр, так как не нужны посредники. У СберБизнеса такой есть.
Если какой-то банк предлагает вам ставку значительно ниже, чем у конкурентов, будьте готовы к дополнительным комиссиям — например за зачисление средств на расчётный счёт в другом банке.
Особенность торгового эквайринга от СберБизнеса — динамическое ценообразование. Процент комиссии напрямую зависит от оборота и пересчитывается ежемесячно. Это значит, что, если ваш оборот резко вырастет, вам не придётся переплачивать или упрашивать банк снизить ставку — она снизится автоматически в рамках тарифной сетки.
Стоимость эквайринга складывается из суммы за сервисное обслуживание и размера комиссии с учётом оборота и количества терминалов.
В первые два календарных месяца после подключения эквайринга банк берёт комиссию по публичному тарифу для вашего типа бизнеса при среднем обороте — от 150 до 200 тысяч рублей в месяц. За сервисное обслуживание в этот период вы не платите.
Цветочный магазин в Курске подключил торговый эквайринг 23 марта. Согласно сетке тарифов, до конца марта и весь апрель процент комиссии составит 2,35% вне зависимости от реального оборота. А уже в мае ставку автоматически пересчитают в соответствии с фактическим объёмом безналичных платежей.
Предположим, в мае оборот цветочного — 79 тысяч рублей, ставка — 2,5%, плата за сервисное обслуживание единственного терминала — 500 рублей.
В августе владельцы бизнеса подключают SberPay QR от СберБизнеса. Теперь при расчёте месячного оборота учитывается объём безналичных платежей и по терминалам, и по куар-коду — в сумме выходит 100 тысяч рублей. В связи с этим в сентябре ставка снижается до 2,45%, а сервисное обслуживание терминала становится в этом месяце бесплатным.
В октябре магазин в дополнение к терминалу арендует SmartPOS и платит уже только за сервисное обслуживание этого устройства. А за терминал не платит, пока оборот держится на том же уровне.