Бренд ― торговая марка, которая имеет сложившийся имидж и репутацию. Это совокупность визуальных характеристик и приёмов позиционирования. Объясняем, как создать стратегию развития, найти голос бренда и рассказать о корпоративных ценностях.
Бренд во многом определяет, как товар или услугу будут воспринимать клиенты, партнёры, конкуренты. Он создаёт ассоциативную связь ― о чём будут думать, вспоминая вашу компанию?
Разные цветочные магазины могут транслировать разные ценности, но практически всегда речь идёт об эмоциях. Именно они помогут сформировать своё позиционирование. Кто-то предложит минималистичные композиции из живых цветов, а кто-то ― оригинальные букеты из сухоцветов. Одни букеты воплощают строгую элегантность, другие ― яркую эклектику. В каждом случае бренд становится опознавательным знаком и отправной точкой для коммуникации. Бренд-стратегия позволит найти тех, кто разделяет ваши ценности, и выстроить с ними долгосрочные отношения. Коммерческую сторону этих отношений ― от чего зависит рост прибыли ― определяет маркетинговая стратегия.
Над бренд-стратегией нужно работать, учитывая свои ресурсы, в первую очередь финансовые. Оцените объём инвестиций в продвижение и ставьте реалистичные цели, учитывая погрешность 10―15% в большую сторону.
Первоначально у нас не было бренд-стратегии, мы всё делали интуитивно. К счастью, навыки позволяли: у меня образование в сфере рекламы, а моим первым партнёром был маркетолог. Лишь недавно мы решили сформулировать стратегию и наняли зарубежного специалиста ― консультация превратилась в своеобразную психотерапию бренда. В тот момент стало понятно, что малый бизнес часто строится на личных ценностях его основателей. Важно правильно транслировать эти ценности и искать аудиторию, которая их разделяет. Не стоит привносить ничего искусственно, нужно идти от своего чувствования.
Таблица 1. Как бренды транслируют свои ценности
Бренд | Ценности | Воплощение |
Krapiva: магазин горшечных растений и бетонная мастерская. |
Для ценителей природной красоты, осознанного потребления, бережного отношения к вещам и покупкам: «Каждое растение, которое есть у нас, со своим характером и настроением. Каждый изготовленный вручную горшочек или кашпо, несмотря на единство стиля, отличается дырочками и оттенком. Мы расскажем вам, как ухаживать за зелёным другом – как поливать, пересаживать, чем подкармливать, куда поставить». |
Компания создала блог, где рассказывает «о растениях с любовью». Для клиентов и просто единомышленников проводят мастер-классы по сбору букетов, «зелёные бранчи», а также «зелёные свопы» — бесплатные мероприятия, на которых все желающие обмениваются растениями. |
Floever Bureau — служба доставки цветов в коробках |
Для ценителей лаконичной красоты, оригинальных и стильных композиций: «Мы большие сторонники минимализма и чувства меры во всём – и особенно во флористике, поэтому цветы в коробке от Floever Bureau ― это природная красота, не обременённая лишними деталями. Мы верим, что минимализм может быть роскошным, поэтому создаём букеты для тех, кто понимает и ценит сдержанную элегантность». |
Компания верит, что «цветы красивы сами по себе, а упаковка это подчёркивает». Бренд известен своими фирменными монобукетами в шляпных коробках. В блоге есть даже «путеводитель по шляпным коробкам для цветов». Также компания продвигает бренд Bohemian, который объединяет сборные авторские композиции, букеты невест и цветы в корзинах. |
Источники: krapivakrapiva.ru , floeverbureau.com
Концепция нашего бизнеса ― максимально удобные и стильные растения для дома, а также запоминающиеся букеты. Это не сто одна роза, а что-то очень лаконичное, что хочется дарить и себе, и другим. Мы продаём растения сразу с кашпо, и чаще всего это идеальное сочетание, которое дополнит интерьер без лишних усилий с вашей стороны.
На предыдущем этапе вы проводили анализ рынка и конкурентов. Сейчас эти исследования нужно детализировать, чтобы составить полную картину ― в каком соотношении спрос и предложение.
Посмотрите, какие методы продвижения используют ведущие игроки рынка: POS-материалы (они находятся в точках продаж: промостойки, плакаты), онлайн-методы (таргетированная, контекстная реклама), реклама в СМИ. Обратите внимание, как бренды из вашей ниши заявляют о своих принципах. Например, eco-friendly магазины продают букеты в перерабатываемой упаковке и обратятся за рекламой к блогерам, поддерживающим экоинициативы.
Помните, что есть прямые и косвенные конкуренты. Первые предлагают те же продукты и услуги, что и вы, ― цветы. Вторые работают в другом ценовом сегменте или производят альтернативные товары, но борются с вами за один сегмент потребителей. Например, за тех, для кого альтернативой цветам станут конфеты и мягкие игрушки.
Помимо конкурентов изучите потенциальных клиентов. Составьте портрет типичного покупателя: сколько ему лет, где он работает, сколько тратит на цветы ежемесячно, что ценит при обслуживании. Это поможет понять, какой сервис им предложить, как выстроить ценовую политику и стратегию общения.
Как изучить аудиторию и свою нишу:
Помимо букетов, мы занимаемся оформлением свадеб, дней рождений и просто ресторанов для любых мероприятий. Конечно, бывают не самые такие лучезарные события. Траурная флористика также входит в спектр услуг ― мы делаем венки и прощальные корзины. Этим занимаются не все, но я считаю, что даже в такие трагичные моменты всё должно быть красиво. Это жизнь.
Ценности компании ― нематериальная сторона бизнеса – положительные качества, которые отличают вас. Это чувства и эмоции, которые бренд несёт наряду со своей функциональностью. Именно они часто становятся решающим фактором при выборе товара или услуги. Ценности бренда часто сформулированы в виде философии или миссии. Они, как правило, не меняются, но, если изменения неизбежны, важно оповестить об этом клиентов.
Ценности компании «Лавандовый Замок» и основатели компании Сергей и Дарья Русаковы. Скриншот сайта lavendercastle.ru
Методы создания ценностей бренда:
Вопросы, которые помогут определиться с миссией бренда: что делает компания, какие проблемы клиентов или общества она решает, к чему стремится, какими методами достигает целей, как её наследие изменит мир, почему это важно для каждого сотрудника? Необязательно ответить на все, но ответы должны быть честными.
Я не определяла строгое позиционирование бренда, а просто решила создавать то, что мне самой было бы приятно покупать и делать это так, чтобы дарить приятные эмоции. Мне нравится красивый визуал, минимализм, приглушённые цвета, редкие сорта цветов, лаконичные флористические композиции: я обозначила это словом «элегантность». Минимализм, простота, индивидуальность ― эти ценности я стараюсь транслировать сама и ищу тех, кто разделяет их. Флористы, дизайнеры ― мы все примерно одинаково смотрим на вещи.
На этапе позиционирования подумайте, чем вы отличаетесь от конкурентов. Отстраиваться не обязательно, но выгодно с точки зрения инвестиций в репутацию. Мозг устроен таким образом, что запоминает то, что не ложится в привычную картину мира. При этом выделиться важно за счёт преимуществ, а не за счёт эпатажа.
При отстройке вы находите нишу внутри ниши: например, среди eco-friendly магазинов становитесь первым, кто перечисляет часть средств в фонд защиты окружающей среды. Вокруг этой идеи можно выстроить коммуникацию: организовывать благотворительные вечера, дарить скидки клиентам, которые приносят тару на переработку. Отстройка от конкурентов ― и есть ваше уникальное торговое предложение (УТП).
Выходя на рынок, мы предложили товары, которых в принципе было мало, ― суккуленты и бетонные кашпо. Интерес аудитории удалось завоевать благодаря новому формату и необычной подаче. Но сейчас делать ставку на уникальность рискованно: появились похожие магазины. Поэтому мы решили создавать особенный продукт. Мы привозим суккуленты, которых нет в Москве ни у кого, а кашпо создаём в коллаборации с художниками. Это стало престижным, люди хотят обладать чем-то, что лимитировано. Дополняет это УТП особенная атмосфера в магазине, а также комьюнити-менеджмент: мастер-классы, бранчи, свопы.
Цена также может стать УТП. Ценовая политика ― это принципы и методы, которыми компания руководствуется, когда устанавливает цены на товары и услуги. Она помогает управлять конкурентоспособностью продукции и достигать маркетинговых и финансовых целей. Например, получить максимальную прибыль или удержать долю на рынке.
Цели ценовой политики компании могут меняться и комбинироваться в зависимости от ситуации, задач компании, планов по масштабированию бизнеса и устройства процессов. Например, владелец магазина может поставить свою цель для каждого направления бизнеса: нарастить долю на новом для него рынке сухоцветов и одновременно получить максимальную прибыль от сервиса, где компания давно обошла конкурентов за счёт технологии.
Цели ценовой политики не должны друг другу противоречить. Так, невозможно одновременно добиться максимальной прибыли и роста объёма продаж. Ведь для первого нужно повысить цены, а для второго — снизить.
Айдентика ― от анл. identity ― идентичность. Это элементы, которые формируют «лицо» фирмы, запоминающийся образ, по которому клиент узнаёт компанию. Представьте, что ваш бренд говорит через визуальные символы или звуковые сигналы: какая это графика и мелодия?
Айдентика:
В вашем арсенале не обязательно окажутся все элементы айдентики, но те, которые будут, должны быть выполнены в едином стиле.
Элементы айдентики:
Элементы будут «жить» на разных носителях как в онлайне, так и в офлайне. Логотип должен одинаково выигрышно смотреться и на подарочном сертификате, и в презентации, и на униформе сотрудников.
Айдентику можно заказать в дизайн-студии или сделать самим. Чтобы проверить, как работает ваша айдентика, уберите из упаковки название компании и посчитайте, сколько людей узнает ваш бренд. Логотип, слоган и другие элементы формируют товарный знак компании.
Как зарегистрировать товарный знак с помощью поверенного?
Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение, с помощью которого можно выделить компанию и её продукт на рынке. Чаще всего в качестве товарных знаков регистрируют названия, логотипы, слоганы и этикетки. Без разрешения владельца знака другие предприниматели не имеют права использовать в своём деле такие же или даже просто очень похожие обозначения. За нарушение прав на товарные знаки взыскивают компенсации от 10 тысяч до 5 млн рублей, иногда и больше.
Регистрацией товарного знака стоит заняться ещё на этапе выбора названия бренда. Вы выбираете десяток понравившихся названий, проверяете их уникальность на сайте ФИПС , чтобы отбросить совсем занятые, а оставшиеся два-три названия передаёте уже на полноценную проверку юристу по интеллектуальной собственности — патентному поверенному. Дальше вы подаёте заявку на регистрацию товарного знака, платите госпошлины и проходите экспертизу. В результате вы получаете свидетельство на товарный знак. Теперь вам принадлежит исключительное право на этот знак — это значит, что ближайшие десять лет на территории всей страны только вы имеете право работать под таким брендом.
Айдентику нужно зафиксировать в корпоративном документе, чтобы с ним в любой момент могли ознакомиться сотрудники, партнёры или подрядчики, которые, например, делают для вас вывеску или презентацию. Чаще всего этим документом является брендбук, своего рода паспорт бренда.
Зачем нужна паспортизация:
На этом этапе вы решаете, как ваш бренд будет говорить с внешним миром, как его услышат клиенты, партнёры и даже конкуренты. Коммуникационная стратегия — это план по обмену информацией и получению обратной связи. Он включает продвижение в соцсетях и СМИ, работу с блогерами и поклонниками бренда, мониторинг потребительского мнения.
Чтобы выстроить коммуникацию, ответьте на вопросы:
Сообщений может быть несколько, равно как и сегментов аудитории. Но стиль общения един. Его можно проследить в разных коммуникационных каналах: в соцсетях, в блоге, на сайте, в мессенджерах. Этот стиль формирует tone of voice ― голос бренда: принципы общения с аудиторией (язык, термины, обращение, дистанция).
Бренд можно продвигать через разные каналы: печатную рекламу, email-рассылки, СМИ и др. Как правило, все эти способы продвижения связаны. Объединение каналов коммуникации называется омниканальность. Клиент мог читать ваш блог, посетить мастер-класс, подписаться в соцсетях и только потом позвонить и прийти в магазин.
Подавляющее число брендов предпочитают интегрированные маркетинговые коммуникации, когда одновременно задействуют СМИ, социальные сети, наружную рекламу, email-маркетинг.
В работе с каналами продвижения обычно отдельно выделяют PR (public relations, паблик рилейшнз, связи с общественностью, пиар). Это поддержка позитивной коммуникации со всеми, кто пересекается с брендом. Если маркетинг направлен на действующих и потенциальных клиентов, то PR ― на СМИ, общественные организации, поставщиков, органы власти, коллег и конкурентов.
Проанализируйте, какие медиа читают ваши потенциальные клиенты, какими сервисами пользуются, каким брендам они доверяют. Задача PR-активности ― выстроить партнёрские отношения с этими компаниями.
Бренд-стратегия развивается вместе с компанией, оставаясь гибкой. Адаптируйте её к реалиям рынка ― например, если клиенты в пандемию ушли в онлайн, продумайте каналы коммуникации в интернете. При этом сотрудники, партнёры и подрядчики должны быть в курсе, как выглядит ваша стратегия. Если вы меняете позиционирование, стоит их проинформировать.
Каждый сотрудник, который находится на виду у клиента, ассоциируется с брендом. Важно позаботиться об имидже, подумать, как он может транслировать ценности. В соцсетях компании сотрудники должны придерживаться единого стиля общения. Даже стиль одежды продавцов может усилить позиционирование бренда.
При выборе и взаимодействии с партнёрами, в том числе блогерами, важно помнить о ценностях компании. Если вы привлекаете людей и компании, которые придерживаются противоположных взглядов, будьте готовы аргументировать свой выбор.
Брендбук поможет наладить сотрудничество с подрядчиками. Это инструкция для всех, кто будет работать с фирменным стилем компании: дизайнеров, сценаристов, SMM, художников.