Согласно опросу, 42% потребителей готовы отказаться от заказа из-за неудобной доставки. Ключевые характеристики, которые влияют на принятие решения о покупке, — это цена и скорость. В статье — как обеспечить быструю, качественную и недорогую доставку без ущерба для бизнеса.
Срезанные цветы относятся к скоропортящимся товарам. Поэтому не смогут пережить транспортировку на дальние расстояния. Если у вас небольшой цветочный магазин, ограничьтесь доставкой по городу или области.
Для магазина цветов актуально 3 способа доставки:
При самовывозе магазину не нужно тратиться на курьеров. Клиент заказывает букет на сайте, флористы его заранее собирают, покупатель забирает заказ и оплачивает заранее на сайте или уже на месте. Риск такого способа — клиент забудет про заказ.
Чтобы этого избежать, подключите систему оповещений: за день до и во время заказа. Настройте уведомления так, чтобы человек точно их увидел, — кроме почты можно подключить СМС-оповещения и сообщения в мессенджерах. Не забывайте про время: напоминание за пару часов до конца рабочего дня, например в 17-18 часов, будет эффективнее: покупатель вспомнит и изменит маршрут до дома, чтобы забрать букет или цветок в горшке.
Примерно 65% наших клиентов выбирают самовывоз, 35% — доставку. Наш магазин находится в центре Тулы, рядом остановка общественного транспорта и бесплатная парковка. Людям удобно заскочить по дороге за букетом.
Курьерская доставка несёт в себе больше рисков, чем самовывоз: курьер может опоздать или привезти цветы в плохом состоянии, на момент заказа в магазине может не оказаться нужных цветов.
Конечная коммуникация покупателя происходит с курьером. Он должен быть деликатным (особенно при анонимных заказах), уметь аккуратно поправить букет и довезти его в сохранности. У сторонних курьеров много других заказов, и цветы могут потерять товарный вид при долгом хранении в багажнике или перевозке с другими товарами.
Доставить готовое блюдо проще, чем букет цветов. Он хрупкий, часто негабаритный — его сложно транспортировать. Если заказать курьера из службы доставки, всегда есть риск, что букет довезут до клиента в ненадлежащем качестве. В идеале стоит находить своих курьеров, которые будут работать только с вашими заказами. Флорист всегда платит курьеру больше, чем агрегаторы. Но за это курьер соблюдает опрятный внешний вид, он знает, как обращаться с букетом: не опрокидывает при ходьбе, не оставляет долго на жаре и прочее.
При оформлении срочных заказов ценник возрастает. Поэтому для цветочных, которые работают исключительно на доставку, дешевле и надёжнее нанять курьера в штат.
Мы пользуемся услугами доверенных курьеров, которые работают с нами уже несколько лет. Обычно нам достаточно 3 курьеров. А в сезонные всплески обращаемся в сервисы курьерских доставок.
Сергей Русаков
сооснователь магазина сухоцветов «Лавандовый Замок»Доставка — лицо бренда. И нам важно, чтобы курьеры были проверенные — адекватные, ответственные и вежливые. Обычно хватает 2-4 курьеров. Но в сезонные всплески и праздники нанимаем дополнительных людей. Размещаем вакансии курьеров в студенческих пабликах. Всех, кто откликается, добавляем в чат во «Вконтакте» или Телеграме. И когда нам не хватает своих курьеров, то мы пишем в чат и те, кто могут — берут заказ. Платим им за выполненную работу.
Но если ваши клиенты чаще выбирают самовывоз, то можно обойтись без своих курьеров.
В основном люди приезжают в магазин. Даже если делают заказ на сайте — выбирают самовывоз, чтобы посмотреть на растения. На доставку чаще заказывают букеты. Но букеты хотят либо рано утром, либо поздно вечером. И даже если бы в штате был курьер, он бы не успел доставить все заказы, поэтому нам удобнее пользоваться курьерами сторонних компаний. Например, большие заказы в другие города отправляем «Деловыми линиями». По Москве — «Достависта», «Пешкарики», «Яндекс. Доставка».
Магазин может оплачивать работу курьеру по факту или подписать агентский договор с курьерской службой. Например, при заключении договора со службой доставки магазин цветов может переложить обязанность выдавать чек на курьерскую компанию и сэкономить расходы на обслуживание контрольно-кассового оборудования.
Подписывая договор и выстраивая работу, обращайте внимание на потребности клиентов: например, брать курьеров с плавающим графиком — чтобы они могли доставлять товары после 18.00.
Предлагая курьерскую доставку, бизнес может и заработать. Себестоимость поездки курьера ниже, чем ее стоимость. А это — дополнительный заработок.
Упаковка и небольшие подарочки — бесплатно. Сама доставка стоит 200 рублей. Мы не стали её делать бесплатной, потому что не хотелось эту сумму включать в стоимость букета. В регионе достаточно сложно найти курьеров и изначально я пользовалась доставкой такси. Иногда доставляем сами, так как Тула — небольшой город. На удивление, платная доставка не отпугивает клиентов.
Оплата на месте — это расходы на кассовое оборудование. Чтобы сэкономить, мотивируйте клиентов покупать онлайн: предложите удобный способ (например, Apple Pay или Google Pay) или начисление бонусов при оплате на сайте.
Службы доставки предлагают различные страховки, от которых можно отказаться.
Компания-агрегатор работает с крупными транспортными компаниями и за счёт большого количества заказов получает от них скидки, которыми делится со своими клиентами. Небольшой цветочный магазин не сможет обеспечить большое число заявок на доставку и соответственно — получить скидку от Почты России или СДЭК.
Для отправки заказов по всему миру мы пользуемся услугами Почты России, ЕМС, СДЕК и др. Для того, чтобы букеты из сухоцветов доезжали до получателя без повреждений, их очень важно правильно упаковать. С каждым годом мы совершенствуем упаковку для более безопасной доставки клиентам.
Если вы торгуете цветами в горшках или сухоцветами, которые не имеют короткого срока хранения, то можете воспользоваться доставкой транспортными компаниями и доставлять цветы по всей России.
Например, у «ПЭК» или «Деловые Линии» есть офисы более чем в 1000 городах. Вариант отлично подходит для оперативной доставки в города, где покупать может бесплатно забрать посылку со склада компании. Но при оформлении доставки важно указать, что вы отправляете хрупкий товар. В таком случае устанавливаются специальные условия перевозки. На них идут повышенные тарифы, но меньше риск порчи цветов.
На сайтах транспортных компаний есть раздел с калькуляторами, который позволяет рассчитать точную стоимость доставки.
Благодаря компании «РКА-Логистика» мы смогли быстро доставить корпоративный заказ на 200 разных адресов из Крыма в Москву. Менеджер сидела почти круглосуточно на телефоне и согласовывала поставки, а курьеры контрагента развозили заказы по нужным адресам. В итоге мы закрыли этот заказ за 4 дня. Клиенты были очень довольны и положительно отзывались о логистической компании.
Сергей Русаков
сооснователь магазина сухоцветов «Лавандовый Замок»
Согласно исследованию американской компании Ware2Go, 54% потребителей покупают чаще в магазинах, которые предлагают бесплатную доставку. Почти 70% опрошенных кликают на рекламу с быстрой бесплатной доставкой.
Для малого бизнеса не всегда выгодно брать расходы на доставку на себя. Поэтому есть несколько способов, которые могут привлечь покупателей и сократить издержки магазина.
Допустим, цветочный продает растения в горшках. В способах доставки указано, что клиент должен набрать корзину на 800 рублей, иначе доставка будет недоступна. Но в ассортименте есть позиции по 400 рублей. В таком случае ваше условие незаконно — магазин не может устанавливать минимальную сумму заказа для доставки, так как принуждает клиента добавлять в корзину ненужные ему вещи. За это можно получить штраф от 10 до 20 тысяч рублей.
А если прописать другое условие: при заказе от 400 рублей — доставка будет стоить 150 рублей, а от 800 рублей — бесплатно, то это не противоречит закону о защите прав потребителей.
Рассмотрим на примере: магазин в день доставляет 20 цветочных горшков со средним чеком в 500 рублей. На курьера он тратит по 100 рублей, а прибыль с каждого заказа — 20%.
Считаем:
Доход | 20 x 500 = 10 000 |
Валовая прибыль | 10 000 x 20% = 2000 |
Расходы на доставку | 20 x 100 = 2000 |
Чистая прибыль | 2000 — 2000 = 0 |
При бесплатной доставке вы выйдете в ноль. Чтобы чистая прибыль составила, допустим, 2 тысячи рублей, валовая должна равняться 4 тысячам рублей.
Считаем: 4000 / 20% / 20 = 1000. То есть сумма минимального заказа должна составлять 1 тысячу рублей.
Например, доставка стоит 300 рублей. Если клиент приводит друга и делится с ним промокодом, ему на счет падает 300 бонусных рублей, которые можно потратить на следующую покупку. Так для покупателя доставка выходит бесплатной.
Например, предлагать бесплатную доставку при оплате картой. Если клиент платит при получении заказа, доставка стоит от 300 до 500 рублей.
Например, при частных заказах или большой закупке предлагать клиенту скидку или бесплатную доставку.
Даже если заказ на 100 тысяч рублей, придётся нанимать грузовик и грузчиков — для нас это большая статья расходов. Мы вводим бесплатную доставку как бонус. Клиентам делам либо скидку, либо бесплатную доставку как подарок.