Название бренда 

Удачное название может помочь сэкономить на продвижении, а регистрация товарного знака — защитить бренд от недобросовестных конкурентов. Рассказываем, как выбрать название и что такое товарный знак.

фирменное наименование, которое обязательно фигурирует в учредительных документах: ООО «Ромашка»;

коммерческое обозначение — название или обозначение бренда, которое знают клиенты. 

Они могут быть одинаковыми. Разница в том, что ООО «Ромашка» может быть тысячи. А если вы зарегистрируете название «Ромашка» как товарный знак в определённых категориях товаров и услуг, то конкуренты не смогут предлагать такие же товары и услуги под таким же товарным знаком, не нарушив закон.  Товарные знаки регистрируются в определенных классах международной классификации товаров и услуг (МКТУ), в которой 45 категорий для разных видов бизнеса. То есть, если ООО «Ромашка» зарегистрировала «Орхидею» в 35 классе (включает розничную и оптовую торговлю цветов), то прямые конкуренты не смогут зарегистрировать такое же название. Но ООО или ИП с другим МКТУ смогут открыть, например, салон красоты «Орхидея». В статье не касаемся фирменных наименований и говорим только о коммерческих обозначениях.

Откуда брать идеи 

Опишите продукт

Например, предлагая цветы, вы продаёте не только розы и орхидеи, но и эмоции. Клиенты покупают букеты, чтобы подарить или разделить с кем-то радость.

Запишите перечень товаров в один столбец, а ассоциации, которые они вызывают, в другой. Например, красные розы — любовь, денежное дерево — уют в доме, букет невесты — счастливый день. Из ассоциаций может появиться вариант названия.

«Крапива» — это вариант, который придумали как черновой, и думали, что потом заменим на что-то лучше. Но так и оставили. Название соответствует нашему бренду. Оно не привязано к товару, который мы продаём, но связано с растениями. Крапива — жгучая и опасная, но с другой стороны — лекарственное растение со своим характером. Слово простое, легко пишется как на русском, так и на английском. За счет названия нас быстро запоминали клиенты. Это не какой-то очередной магазин «Роза».

Елена Чернина
основательница «зелёной» студии Krapiva

Отталкивайтесь от УТП (уникального торгового предложения)

Допустим, у вас уникальная ассортиментная матрица: вы продаёте оригинальные букеты с цветами и плюшевыми игрушками. Можно сделать на этом акцент и отразить в названии.

Четыре года у нашего проекта было французское название J'aime Ma Maison. Но мы столкнулись с тем, что не всем оно было понятно и удобно произносимо, поэтому у клиентов были сложности с нашей идентификацией. Необходимо было однозначное написание и произношение. Мы арендовали помещение на Большой Бронной в Москве — это был красивый особняк, похожий на настоящий замок. Так и появилось название — «Лавандовый Замок». 

Сергей Русаков
сооснователь магазина сухоцветов «Лавандовый Замок»

Изучите конкурентов

Цветочный бизнес — конкурентная среда, и придумать что-то уникальное и звучное не всегда просто. Вы можете воспользоваться наработками тех, кто уже прошел этот путь: вбить в поисковике название продукта и посмотреть, какие названия есть у ваших конкурентов, которые работают для другой аудитории или не доставляют в ваш город.

Уже на этом этапе выбирайте название, которое возможно зарегистрировать как товарный знак. Для этого проверяйте, оформлено ли понравившиеся название в Роспатенте. Если у вас есть и интернет-магазин, проверяйте  — свободен ли хостинг.

Когда регистрировали домен, изначально он был свободен, а через неделю — занят. В итоге нам пришлось выкупать домен. 

Полина Петрова
основательница цветочного магазина Flowie

Обратитесь к ценностям и миссии

Пропишите историю создания магазина или вашу собственную — как пришли к этому бизнесу, почему выбрали именно цветы. 

Наша философия в том, чтобы бескомпромиссно нести в мир прекрасное и делать близких людей счастливее. Как только я начала заниматься цветами, знала, что открою магазин с таким названием — немного дерзким и не оставляющим равнодушным. Саму надпись увидела много лет назад на заборе в виде граффити — и подумала, что это крутая фраза, которая цепляет и вызывает эмоции.

Екатерина Головкова
соосновательница цветочного магазина «Купи жене цветы»

Выбирайте язык, учитывая целевую аудиторию и планы развития компании

Подумайте, поймет ли клиент название, сможет ли правильно прочитать. Если работаете с российской аудиторией, уходите от сложнопроизносимых иностранных слов: не все клиенты смогут правильно прочитать название, что заставит их чувствовать себя неуверенно. Важно, чтобы клиенты испытывали позитивные эмоции в момент оформления заказа или общения с продавцом, а не смущение и неловкость. 

Я выбирала что-то, что не только будет отражать цветочную тематику, но и красиво смотреться в шрифте, потому что у нас типографический логотип. 

Полина Жукунова
основательница магазина Floever Bureau

Устройте мозговой штурм

Привлеките к нему друзей и близких — из случайных ассоциаций может получиться уникальное название. Соберите получившиеся варианты и проведите голосование за лучший среди друзей и коллег. 

Хотела, чтобы название ассоциировалось с цветами и было английском языке, потому что для меня так мелодичнее. На ум пришло «homie», что переводится как «дружественный, родной». И путём случайных ассоциаций слова слились воедино, я написала капсом, попробовала разные шрифты, и мне понравилось. Получилось очень красиво, его и утвердили.

Полина Петрова
основательница цветочного магазина Flowie

Логотип магазина цветов Flowie. На нем изображён пример названия с большим шрифтом и графическими элементами. Источник: flowie.shop

Мы с мужем друг к другу обращаемся «зая». Долго думали над названием, и спустя несколько месяцев брат сказал: «Zaya Flowers неплохо звучит». Мне понравилось, так и назвали. Логотип разработан с присутствием зайчиков, в ассортименте и интерьере много игрушечных зайцев ручной работы. 

Юлия Кириленко
основательница салона флористики Zaya Flowers

Что такое товарный знак

Товарный знак — это зарегистрированное обозначение бренда. Его наличие помогает предпринимателю выделиться на рынке, а клиентам — отличить магазин от конкурентов. 

Предприниматель может зарегистрировать несколько товарных знаков, например название, логотип и слоган. Регистрировать товарный знак нужно в каждой стране, где вы хотите развивать бизнес. Только в ЕС, США и других странах это будет называться «торговой маркой». 

Право на использование товарного знака действует 10 лет. Продлевать его можно неограниченное количество раз, обязательно — с повторной регистрацией.

Каким может быть товарный знак

Пример комбинированного товарного знака. Источник: сайт «Гардиум»

Пример изменяющегося товарного знака. Источник: сайт «Гардиум»

Многие звёзды российского шоу-бизнеса зарегистрировали свои имена как товарные знаки. Например, Николай Басков и Филипп Киркоров. 

Пример товарного знака с именем собственным. Источник: сайт Online Patent 

Что не может быть товарным знаком

Зачем регистрировать

Патентный троллинг

В 1999 году компания ООО «Технополис» зарегистрировала в Роспатенте обыкновенную бутылку как «стеклянный сосуд».

Получив на руки патент, компания стала требовать от производителей газированных напитков 0,5% от прибыли за право «пользоваться их интеллектуальной собственностью». 

По закону все верно: если компания разливает напитки в «придуманные ООО "Технополис" бутылки, то обязана платить лицензионные отчисления. К счастью для производителей пива и газировки, коллегия Палаты по патентным спорам аннулировала патент через год. 

Это первый широко известный случай патентного троллинга в России. Такие компании регистрируют патент или товарный знак на повсеместно используемые вещи (как в примере с бутылкой) или на юридически не оформленные названия. А потом требуют денежную компенсацию за нарушение прав. 

Конечно, это абсурдная ситуация. Но, если сразу не зарегистрировать товарный знак, есть риск потерять прибыль. А после получения свидетельства о регистрации товарного знака, если конкуренты создадут сайт с таким же названием, деньги сможете требовать уже вы. Размер компенсации определяет суд — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.    

Регистрация на опережение 

Предприниматель решил оградить себя от конкурентов и зарегистрировать товарный знак. Но когда обратился в Роспатент, выяснилось, что конкуренты сделали это раньше него. 

Мы уже почти год регистрируем товарный знак. Это заняло больше времени, чем я ожидала. Мы поздно стали регистрировать. Когда выходили на рынок 8 лет назад, наше название было уникальным. Сейчас есть бар и магазины с таким же названием. И чтобы пройти проверку на уникальность в Роспатенте, уходит много времени. 

Елена Чернина
основательница «зелёной» студии Krapiva

Упущенная прибыль 

Другой не самый очевидный сценарий — это невозможность зарабатывать на продаже мерчандайза — продукции со своей символикой. 

В 2015 году компания Skype Limited (владелец программы для видеозвонков Skype) не смогла зарегистрировать товарный знак на логотип, потому что он был схож до степени смешения с логотипом телеканала Sky.

Компании договорились, что Skype продолжит использовать логотип компании, но не сможет выпускать и продавать мерчандайз. Позже Skype сменил логотип.

Изменения логотипа Skype. Источник: брендбук компании  

Что еще дает товарный знак

Главное

Регистрация товарного знака

Вы выбрали название и удостоверились, что оно свободно. Теперь нужно получить официальное подтверждение на право его использования. Рассказываем, как зарегистрировать товарный знак.

За регистрацию всех товарных знаков в России отвечает Роспатент. Он проверяет заявки на соответствие законодательству, в том числе — на сходство и тождество, а также ведёт базу всех зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности. 

Выбирать МКТУ нужно сразу — расширить список после подачи заявки нельзя. Чтобы добавить новый, придётся регистрировать заново. 

Зарегистрировать товарный знак можно двумя способами: 

Компании часто обращаются в патентное бюро: юристы помогают тщательно проверить ТЗ перед регистрацией, выбрать нужные классы и не переплатить пошлину, правильно заполнить и отправить документы. А если вам придёт отказ — бюро будет пытаться оспорить это решение. 

Товарный знак регистрировали с поверенным. По знакомству нашла компанию, которая подготовила документы и подала их в Роспатент за 50 тысяч рублей. Регистрация заняла около месяца или чуть больше. 

Полина Жукунова
основательница магазина Floever Bureau

Если уверены, что помощь специалистов не понадобится, подавайте  документы в Роспатент самостоятельно. Для этого предстоит пройти несколько шагов.

1. Проверьте, свободен ли товарный знак

Это можно бесплатно сделать, например, на сайте Online Patent или «Линкмарк». Знаки проверяются по графическому (визуальная схожесть), семантическому (идея и смысл) и фонетическому (произношение вслух) сходствам. А платную проверку можно заказать на сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС).  

Но даже проверка не даст гарантии, что бренд свободен. Если подадите заявку 15 июня, а конкурент — 14 июня, конкурент получит приоритет товарного знака — временное преимущество, которое позволит ему вас опередить. 

Допустим, вы решили зарегистрировать «Красивые цветы». Заранее проверьте, нет ли в базе уже зарегистрированных схожих до степени смешения названий. Допустим, «Цветы для красоты» Роспатент может счесть за фонетическое сходство и отказать в регистрации. 

Если вы оплатите госпошлину и выяснится, что знак уже кто-то занял, вернуть деньги не получится. 

2. Соберите нужные документы

3. Подайте документы в Роспатент

4. Оплатите пошлины и другие взносы

Регистрация товарного знака в России обойдется минимум в 31 тысячу рублей. А если захотите выйти в другие страны, стоимость вырастет в несколько раз. При электронной подаче заявления предусмотрена скидка 30%.

В минимальный список базовых государственных пошлин входят: 

Посмотреть расценки можно на сайте Роспатента

5. Дождитесь решения Роспатента

По регламенту Роспатента регистрация товарного знака занимает 18 месяцев и две недели, срок может быть увеличен. Но, по опыту предпринимателей — участников проекта, на процедуру уходит меньше времени. 

Мы наняли патентного поверенного, и в 2017 году его услуги обошлись около 40 тысяч рублей. Мы подали на регистрацию товарного знака и через полгода получили сертификат. 

Сергей Русаков
сооснователь магазина сухоцветов «Лавандовый Замок»

На формальную экспертизу заявки и проверку оплаты пошлин уйдёт около месяца. А на экспертизу по существу отводится уже до года с момента подачи заявки. 

Если патентное ведомство выдало положительное заключение, то вы оплачиваете оставшиеся пошлины — за регистрацию и выдачу свидетельства. В течение месяца со дня проверки уплаты пошлин Роспатент регистрирует товарный знак и публикует сведения в официальном бюллетене. В течение этого срока на руки выдадут само свидетельство. 

Если «Ромашка» зарегистрировала знак, но не использовала его в течение трёх лет, другая компания может аннулировать охрану бренда и зарегистрировать ТЗ на себя.  

Главное