Помещение, правила хранения и персонал — рассказываем, что нужно учесть при открытии магазина детских товаров.
Стояла задача открыться в максимально сжатые сроки. На ремонт нам давалось всего 4 недели, 10 дней из которых выпадали на майские праздники, когда почти вся страна традиционно не работает. Это стечение обстоятельств добавило трудностей.
Помещение было уже с отделкой от прежнего арендатора, и вносить изменения в конструктив не потребовалось. Основной нашей задачей было сделать косметический ремонт в соответствии с брендбуком. Хотелось создать уютный, сдержанный, современный интерьер, который бы отражал суть нашего проекта.
Если нашли подходящее помещение, проверьте, насколько его планировка соответствует вашим требованиям и закону.
Влажную уборку нужно проводить ежедневно.
В декоре магазина мы используем экологичные материалы, много дерева. Делаем акцент на свете — нужно, чтобы всё было видно, чтобы фото для Инстаграма выглядели классно. Одежду развешиваем по цветам и сочетаниям — это увеличивает средний чек. В магазине есть детские уголки, библиотека. Мы делаем акцент на безопасности — в помещении нет острых углов. Стремимся к тому, чтобы покупатели оставались в магазине как можно дольше.
Чаще всего приходится не только делать ремонт, но и освобождать помещение от предыдущих арендаторов.
На плечи арендатора ложится ремонт, демонтаж. Когда нам передали помещение, это была белая коробка. Для демонтажа от прошлого арендатора нам дали около 10 дней арендных каникул.
Я была в Португалии, вдохновлялась их дизайном — деревянный пол, естественные цвета, минимализм, минимум мебели, стеллажей, всё экологично и натурально. В нашем магазине два рейла и полки из гипсокартона.
Если вас не устраивает разграничение площадей в помещении, можно сделать перепланировку или реконструкцию. В торговых центрах, скорее всего, администрация не даст разрешение на перепланировку, но в отдельных зданиях это сделать возможно. При перепланировке основные характеристики помещения не меняются — например, только добавляются внутренние перегородки. При реконструкции — появляются дополнительные выходы, меняется форма или размер оконных проемов.
И перепланировку, и реконструкцию необходимо согласовывать с органами власти. Заявителем может быть только собственник помещения — если вы арендуете помещение, все возможные изменения, а также время подачи заявления согласовывайте с собственником.
Для получения разрешения на перепланировку нужно подготовить:
Если помещение находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, дополнительно потребуются:
Обратитесь в управляющую компанию или в ТСЖ, чтобы они организовали собрание. Оно может быть проведено в очной форме (когда собственники собираются для принятия решения) или заочной (когда собственники указывают свой выбор на опросном листе). Для согласования перепланировки нужно, чтобы согласны были более 50% владельцев.
Собственнику нужно подать заявление с приложенными документами:
По СанПин 59.13330.2016 при входе в ваш магазин должен быть установлен пандус — если помещение вы арендуете в торговом центре, для вас это условие не актуально. Есть пандусы-пороги, телескопические пандусы, пандусы-платформы. Для мам с колясками удобнее всего пандус-рампа — ширина колёс на колясках разная, важно, чтобы подниматься комфортно было всем.
При открытии в ТЦ основной расход — ремонт. Как правило, площадь передаётся арендатору без отделки. Бывает и такое, что ритейлер делает крутой ремонт, а потом он достаётся другому арендатору, но на это нельзя рассчитывать. Ещё нужно предусмотреть зону отдыха персонала — место, где сотрудники будут обедать, разогревать еду, отдыхать.
Без чего не получится открыть магазин детских товаров:
В магазине нужно принимать товарные накладные, ставить товар на учёт, передавать данные о продажах, проводить инвентаризацию. Для этого вам понадобятся:
При выборе вентиляционной системы учитывайте, насколько хорошо она:
Если магазин расположен на первом этаже жилого дома или другого общественного здания, в нем должны быть отдельные системы вентилирования воздуха, не присоединенные к вентиляции здания. В складских помещениях должна быть естественная вытяжка с раздельными выводящими каналами и воздуховодами.
Чаще всего магазины оборудуют приточно-вытяжной системой: свежий воздух поступает через наружные приточные решетки, проходит очистку и поступает в помещение по воздуховодам, а отработанный воздух удаляется через вытяжные системы. Перед монтажом оборудования специалист проведет расчёты по необходимому объему воздуха: 20 м³/ч на одного посетителя, 60 м³/ч на одного сотрудника.
Если магазин расположен в жилом доме, дополнительно обеспечьте звукоизоляцию, а систему канализации отделите от общей домовой: стояки бытовой канализации из квартир жилого дома нельзя продлевать и прокладывать в помещении магазина.
Если магазин расположен в отдельном здании, то следить за ливневой канализацией и очисткой ливневых стоков должен предприниматель.
Нормы освещения стоит проверить по СанПин 52.13330.2016: освещённость должна составлять не менее 700 люксов (лк), но для большего удобства покупателей лучше сделайте не менее 800 лк. Главное, чтобы яркость была не слишком высокой — дети могут начать раздражаться и плакать из-за слишком активного освещения.
В магазине детских товаров стараются обеспечить освещение трёх видов:
Охранная система безопасности в магазине не обязательна, но важна для защиты имущества и безопасности сотрудников, особенно если магазин находится в отдельном здании. Часто владельцы бизнеса используют такую комбинацию функций охранной системы:
Если ваш магазин находится в торговом центре, установите антикражные рамки на выходе — если посетитель не заплатит за вещь и кассир не снимет защитную бирку, система уведомит о попытке кражи.
Основные требования пожарной безопасности
За нарушение правил пожарной безопасности бизнес может получить штраф: для ИП — до 30 тысяч рублей, для юрлиц — до 200 тысяч рублей.
Особенных условий хранения детские товары не требуют — в отличии от продуктов питания, для них нет санитарных норм и ГОСТов. Но некоторые правила лучше соблюдать и хранить:
Если есть потребность в складе, оцените, насколько его месторасположение удобно для вас, чтобы не тратить много денег на возможную смену локации и логистику.
Вся мебель делалась на заказ по эскизам дизайнера. К сожалению, только один поставщик оборудования из четырёх успел в срок к открытию. Пришлось искать временную альтернативу из готового ассортимента, пока не будет произведено основное оборудование.
В итоге у нас получился светлый магазин, который отличается от всех, находящихся рядом. Он притягивает к себе взгляд за счёт неярких оттенков, натуральных материалов и оригинального ассортимента.
Мы всегда учитываем, что в магазин будут приходить дети и продумываем, что они увидят со своей высоты и что могут взять, обычно на этой высоте мы размещаем то, что может их заинтересовать. Еще в ЦДМ у нас есть небольшой игровой уголок, где расположен столик со стульями и раскраски, и где дети могут провести время, почитать или порисовать.
Также в оборудовании, которое находится в середине зала (например, многоярусная тумба-трансформер с отсеками для хранения в ЦДМ), мы сделали закруглённые края, чтобы они были более безопасны для детей, ведь дети могут бегать, случайно что-то задеть и удариться.
У нас в ассортименте нет товаров, которые могли бы быть опасны для детей, нет бьющейся посуды или хрупких ёлочных игрушек — все игрушки выполнены из металла и хлопка. Поэтому каких-то определённых требований по продукции для торгового зала у нас нет — все товары безопасны для детей и могут находиться в прямом доступе наших маленьких покупателей.
С июня 2021 года в большей части регионов России введена обязательная вакцинация работников торговли (требования уточняйте в вашем регионе). Если кто-то из ваших сотрудников не вакцинирован, вы можете получить штраф: до 50 000 рублей для ИП и до 300 000 рублей для юрлиц. Если такое нарушение будет обнаружено повторно либо повлечёт причинение здоровью окружающим, суд сможет приостановить работу магазина до 90 суток.
Обычно команда магазина состоит из:
Что сделать при найме персонала:
Мы привыкли, что торговая вывеска выглядит как красочный баннер с названием магазина. Но с юридической точки зрения это в первую очередь табличка, на которой продавец обязан разместить основную информацию о магазине:
Информация на табличке не должна вводить покупателей в заблуждение. В частности, не пишите фактический адрес вместо юридического. Если хотите рассказать, что принимаете оплату по картам, можете, например, наклеить стикер от банка на дверь.
Кроме обязательной таблички в магазине должна быть наружная вывеска.
Прежде чем заказывать вывеску для магазина, изучите дизайн-код вашего города. Если он существует, найти его можно на сайте администрации города или на специальной странице: обычно он состоит из порядков и правил размещения и эксплуатации информационных конструкций.
Например, в Ижевске дизайн-код города описывает типы объектов, конструкций и правил, регулирующих внешний вид города. В Москве действует руководство по размещению вывесок в центральной части города.
Наружные вывески бывают:
Информационные вывески нужно согласовывать с органами власти. Например, в Москве это Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура), в Санкт-Петербурге — Комитет по градостроительству и архитектуре.
В ведомстве нужно предоставить:
После получения согласия подайте пакет документов в дальнейшие органы: в Санкт-Петербурге, например, это ГКУ «Городская реклама и информация». К заявлению нужно приложить:
На рассмотрение заявления уходит до 60 дней, поэтому документы важно подготовить в точном соответствии с правилами: если в рассмотрении откажут, вы потеряете время на исправления.
За работу без обязательной вывески предусмотрены штрафы: для ИП — до 2,5 тысяч рублей, для юрлиц — до 40 тысяч рублей.
Что делать для профилактики заболевания:
Какие документы нужны:
Социальная дистанция:
Какие документы должны быть: приказ и инструкции для персонала.
Организация питания:
Какие документы должны быть: приказ и инструкции для персонала.
Перед началом работы убедитесь в том, что: