Локальные и зарубежные маркетплейсы

В предыдущих статьях мы выяснили, зачем выходить на маркетплейсы и как на них работать. Рассмотрели и сравнили основные российские площадки. В этой статье расскажем, где ещё можно продавать свои товары, и кому больше подойдут локальные и зарубежные маркетплейсы.

Локальные маркетплейсы

Выше мы разобрали наиболее известные российские маркетплейсы, которые доставляют товары по всей стране и даже за рубеж. Но есть и другие менее известные площадки, на которых тоже можно успешно продавать свои товары. Радиус локальных маркетплейсов, как правило, ограничен, но они имеют ряд своих преимуществ.

Плюсы локальных маркетплейсов

Среди наиболее активно развивающихся локальных маркетплейсов можно отметить KazanExpress.ru. Это торговая площадка, на которой представлены китайские и российские товары и предлагается бесплатная доставка за один день. Маркетплейс доставляет товары со склада в Казани в более 108 городов.

Основная статистика по маркетплейсу KazanExpress.ru. Источник: сайт для партнёров

Платформа работает с продавцами по схеме фулфилмента, чтобы сохранить низкую себестоимость доставки и выгодную комиссию для партнёров: от 3 до 35% от суммы продаж. В сумму комиссии уже включены все расходы за хранение, доставку, сборку заказов, возвраты, рекламу, создание контента для карточек товара и эквайринг. Чем выше цена товара, тем ниже размер комиссии.

Маркетплейс уступает по количеству аудитории и количеству городов присутствия гигантам, но может стать выгодным вариантом для тех, кто живёт недалеко от Казани, продаёт товары в среднем и ниже среднего ценовом сегменте и ориентируется на клиентов, подпадающий под географический охват KazanExpress.ru.

Зарубежные маркетплейсы

Не все хотят продавать товары в России. Продажи за рубежом могут принести большую выручку. К тому же некоторые категории товаров продаются лучше в других странах.

По данным Data Insight, ключевыми направлениями российского онлайн-экспорта в 2020 году стали Беларусь, Казахстан, США и Западная Европа. С продажей в страны СНГ помогут справиться российские маркетплейсы (например, Wildberries), а для торговли с Европой, США и другими странами придётся искать новые площадки.

Прежде чем погружаться в процессы регистрации на зарубежных платформах, посмотрите, где ваш товар востребован, изучите специфику местного рынка. То, что хорошо продаётся в России, может совершенно не пойти в других странах. Так, например, по данным исследования eBay и Data Insight, в 2020 году большую часть выручки от продажи на экспорт российским продавцам принесли товары из категорий «Одежда и обувь», «Коллекционные товары», «Товары для дома и интерьера», «Электроника» и «Товары для спорта, отдыха и досуга». Не ограничивайтесь статистикой, поищите похожие товары у конкурентов, изучите их преимущества, стоимость и отзывы от покупателей. Подумайте, что может выделить ваш товар среди всех предложений.

Следующий шаг ― ознакомление с законодательством и подготовка нужных документов. В зависимости от площадки и географии покупателей требования будут отличаться, но есть общие пункты, на которые стоит обратить внимание.

Требования к товарам

Правилами международной торговли могут быть наложены ограничения или запрет на продажу определённых видов товаров. Выясните нормы законодательства относительно своего ассортимента и выбранного направления. Сделать это можно, например на сайте eBay.

Требования к защите личных данных

Для экспорта товаров в страны Европы необходимо строго придерживаться Общего регламента по защите личных данных, действующего с 25 мая 2018 года.

Требования к подтверждению права на интеллектуальную собственность

Например, для торговли в США товарами собственного производства нужно зарегистрировать товарный знак на территории страны, а также в «Реестре брендов Amazon», если вы входите на эту площадку.

Требования к способу расчёта

Для регистрации на любом американском или европейском маркетплейсе нужно иметь данные международной карты или виртуального кошелька в международной платёжной системе. Большинство маркетплейсов используют для расчётов с продавцами и покупателями PayPal, но некоторые требуют открыть счёт в местном банке.

Можно попробовать разобраться в требованиях конкретного маркетплейса самостоятельно или прибегнуть к помощи компаний, которые берут на себя весь процесс оформления необходимой для зарубежной торговли документации.

При выборе зарубежного маркетплейса ориентируйтесь на те же критерии, по которым мы разбирали российские площадки.

Дополнительно стоит обратить внимание на:

Рассмотрим несколько самых популярных зарубежных маркетплейсов.

Amazon

Amazon ― крупнейший американский маркетплейс, который продаёт товары по всему миру. На июнь 2021 года, по данным сервиса Statista, компания признана одной из самых дорогих в мире после Apple. Аудитория платформы превышает 300 миллионов покупателей, а количество зарегистрированных продавцов ― больше миллиона. Amazon уже позволяет продавать товары в 28 стран и планирует выход на новые рынки. Подробнее об условиях сотрудничества можно узнать на странице для бизнеса.

Также Amazon предлагает посмотреть обучающие видео по работе с платформой на странице Amazon Seller University. Все материалы на английском, но можно включить русские субтитры.

Основная статистика по маркетплейсу. Источник: https://sell.amazon.com/

Документы. Для сотрудничества с этим маркетплейсом нужно будет открыть расчётный счёт в американском банке, а затем отправить площадке номер банковского счёта и его маршрутный номер.

Продавать на Amazon могут как физические, так и юридические лица. Чтобы работать как компания, нужно продавать не менее 40 единиц товара в месяц.

Размер комиссии. Для компаний площадка предлагает тариф для бизнеса за 40$ в месяц без платы за каждый проданный товар. Плюс будет взиматься дополнительная комиссия за продажу от 5% до 45% в зависимости от категории товара. Точную стоимость продаж можно рассчитать на странице калькулятора.

Приём оплаты. Расчёт с продавцом производится через 3-5 дней с момента получения оплаты от покупателя. Выплаты можно получить одним из трёх способов:

Хранение и логистика. Маркетплейс предлагает две модели сотрудничества.

Продвижение. Amazon предлагает несколько вариантов продвижения.

eBay

eBay изначально создавался как торговая площадка, где покупатели и продавцы могли совершать сделки без какого-либо вмешательства со стороны компании. На платформе можно было купить коллекционные предметы, подержанные вещи и handmade (изготовленные своими руками) сувениры. Популярности eBay добавила система аукциона: продавец назначал первоначальную цену, а покупатели соревновались между собой, предлагая свои цифры. В итоге товар забирал тот, кто назначил большую цену.

Со временем количество объявлений о продаже новых вещей на платформе возросло и превысило число подержанных, а компания начала позиционировать себя не как «барахолку», а как маркетплейс, который может составить конкуренцию Amazon и Walmart. Сегодня на eBay больше 180 миллионов активных покупателей, за внимание которых готовы побороться продавцы со всего мира. Можно установить фиксированную цену на свой товар, а можно продать его по условиям аукциона.

Подробнее об условиях сотрудничества можно узнать на сайте eBay export. Есть русскоязычная версия сайта для продавцов, но часть контента, в том числе карточки товаров, договоры и соглашения, на английском языке.

Основная статистика по маркетплейсу. Источник: сайт для партнёров

Документы. Для работы с eBay вам нужно будет сначала создать личную учётную запись, а затем изменить тип аккаунта на «юридическое лицо». Также понадобится завести электронный кошелёк PayPal и привязать аккаунт к своей учётной записи на eBay, чтобы получать деньги от площадки.

Для всех новых продавцов действует лимит продаж ― 10 товаров суммарной стоимостью 500$ в месяц. Спустя несколько месяцев успешных продаж лимит можно увеличить: для этого нужно отправить запрос eBay. Когда количество ваших объявлений превысит 250, можно будет оформить подписку на Магазин eBay Store ― это позволит сэкономить на сборах и даст возможность создать внутри eBay отдельную страницу вашего виртуального магазина с собственным названием и коротким URL-адресом.

Размер комиссии. Есть два варианта взаимодействия с eBay: с подпиской на «Магазин» и без неё.

Без подписки:

С подпиской:

Дополнительно к сумме сборов (комиссии) eBay за пользование электронными услугами площадки добавляется НДС по ставке 20%.

Приём оплаты. Расчёт с продавцом производится с разной периодичностью в зависимости от сроков получения товара покупателем:

Деньги приходят на кошелёк PayPal. Обратите внимание, что за вывод денег через эту платёжную систему взимается комиссия ― от 2,9% до 3,9%

Хранение и логистика. Площадка не работает с продавцами по модели фулфилмента. За хранение, упаковку и доставку товаров отвечает продавец. Можно в объявлении указать стоимость доставки для покупателя, либо включить всё в цену товара и сделать доставку бесплатной для клиента.

eBay даёт подробную инструкцию, как настроить доставку, и рекомендует несколько сервисов:

Продвижение. Чтобы выделиться среди конкурентов, вы можете воспользоваться рекламируемыми объявлениями (Promoted Listings) ― это автоматическое продвижение выбранных товаров, либо научиться работать с инструментом продвижения ― менеджер по рекламе (Promotions Manager). Этот инструмент позволяет продавцам более точечно настраивать промоакции и рекламные кампании, чтобы привлекать новых клиентов, стимулировать покупку товаров и увеличивать средний чек.

При работе с зарубежными маркетплейсами важно помнить, что покупатели несмотря на расстояние всё равно ждут от вас быстрой доставки и приятного сервиса. Позаботьтесь об этом заранее и пропишите все варианты доставки, возврата и оплаты на странице своего магазина. А чтобы продажи за рубеж были выгодными и для вас, включите суммы сборов и логистики в стоимость товаров.

Расценки указаны примерно и актуальны на март 2022 года