Логистика и возвраты

Возвраты на маркетплейсах происходят постоянно — гораздо чаще, чем в офлайн-магазинах. Расскажем, какие существуют правила доставки и возврата товаров.

Способы доставки товаров на маркетплейсах

Одно из преимуществ бизнеса на маркетплейсе по сравнению с собственным офлайн-магазином в том, что почти всю логистику маркетплейс берёт на себя. С одной стороны, это удобно. С другой — вы никак не можете повлиять на внутренние процессы площадки, проконтролировать доставку и т. д.

Существует два основных способа доставки товаров с маркетплейсов:

  1. FBO (fulfillment by operator, англ. «выполнение оператором») — продажи товаров со склада маркетплейса;
  2. FBS (fulfillment by seller, англ. «выполнение продавцом») — продажи товаров с собственного склада продавца.

Существует схема отгрузки товара на сам склад Wildberries, и отгрузка товара со своего склада под заказ клиента. Я рекомендую работать именно со складом Wildberries. На это есть много причин. Например, то, что, когда вы работаете с их складом, ранжирование вашей карточки товара будет выше.

 

Кристина Тарба,
основательница магазина «Кокос и кедр»

Особенности доставки со склада торговой площадки (FBO)

Система работы по FBO означает, что контроль и организацию доставки заказа маркетплейс берёт на себя. Продавец лишь передаёт свой товар для хранения, обработки, упаковки и отгрузки на склад площадки. После того как покупатель оформляет заказ, все операции по транспортировке выполняет сама площадка. Сотрудники маркетплейса упаковывают товар, формируют посылку, готовят её к перевозке и доставляют до пункта выдачи или с помощью курьера — до покупателя.

Такая схема возможна в том случае, если у маркетплейса есть собственный склад, позволяющий хранить большой объём разнообразной продукции. По ней работают, например, Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет.

Преимущества схемы работы по системе FBO:

Недостатки схемы работы:

Маркетплейс берёт всю операционную работу на себя. Вам не нужно созваниваться с курьерами, отправлять людям посылки, принимать возвраты, следить за тем, чтобы ваш сайт хорошо работал, устанавливать платёжные системы и т. д. Я прошла всю эту работу и понимаю, насколько это большой объём и как сейчас просто работать с маркетплейсами.

 

Кристина Тарба,
основательница магазина «Кокос и кедр»

 

Если вы продаёте товары через склад маркетплейса, обязательно заложите транспортные расходы, ведь если вы будете делать регулярные поставки, каждый раз нужно заказывать машину, которая будет загружать ваши коробки и отвозить их на склад. Закладывайте транспортные расходы в каждую поставку, они лягут в себестоимость продукции.

 

Варвара Зайцева,
основательница бренда одежды для новорождённых BRUNO

Особенности доставки с собственного склада (FBS)

Вариант работы «Витрина и доставка» предполагает, что вы размещаете карточки товаров на витрине маркетплейса, а храните и отправляете товар с собственного склада. Маркетплейсам неудобно работать по такой схеме, но, если у площадки нет собственного склада или он находится от вас слишком далеко, этот способ доставки остаётся единственно возможным.

После того как вам поступает заказ, вы должны взять товар со своего склада, упаковать его в соответствии с правилами маркетплейса и доставить в указанный пункт выдачи или напрямую до клиента.

Если вы отправляете товар покупателю сами, сможете контролировать сроки доставки, выбрав удобную для вас транспортную компанию. Однако стоимость доставки при этом может увеличиться в разы. Кроме того, скорость доставки курьерскими службами часто уступает скорости доставки со склада маркетплейса.

Изначально мы продавали вещи из нашего магазина через соцсети . Но логистика и хранение очень сильно напрягали нас по деньгам. Например, покупатель говорит: «Хочу померить несколько костюмов разных размеров и цветов». Вы заказываете курьерскую доставку, отправляете товар в одну точку, потом он возвращается к вам с теми товарами, которые не подошли. Выходит минимум 700 рублей. Закладывать такую высокую разницу в стоимость товара мы не можем, иначе не получится ни с кем конкурировать на рынке. Мы стали искать выход. Пытались заключить договор с «Достависта», СДЭК и прочими службами, но там тоже невыгодные условия, неналаженная логистика, покупатели жаловались на сорванные сроки доставки. Wildberries в этом плане — это чёткая слаженная команда. И доставка заказа в обе стороны обходится где-то в 122 рубля.

 

Галина Канивец,
основательница брендов Kanivets Underwear и Nitka by Kanivets

Преимущества схемы FBS:

Недостатки схемы FBS:

Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет практикуют оба варианта работы с поставщиками. Товары можно хранить на складе платформы или у себя.

Как отправить товар на склад

Условия приёмки товара на склад у разных маркетплейсов могут отличаться, но незначительно.

Wildberries

  1. Прежде чем везти товар на склад Wildberries, подготовьте транспортные накладные.
  2. Wildberries проверяет, соответствует ли число единиц товара заявленному в накладных, а также проверяет ассортимент и качество индивидуальной упаковки. На это может уйти до 10 рабочих дней с даты, когда вы привезли товар.
  3. По результатам приёмки Wildberries составляет акт приёмки товаров и направляет его в личный кабинет продавца.

Иногда площадка может отказать в приёмке товара. Например, при неправильной маркировке.

Бывают ситуации, когда вы сформировали заявку, чтобы отгрузить товар на склад. Указали номер машины, количество товара и т. д. Приехали на склад, номер машины считался и шлагбаум открылся. Вам кажется, что вас автоматически признали, и сейчас ваш номер высветится на табло. Но это не так, на табло вас не видно. На пункте охраны вам говорят, что случился сбой и нужно делать пропуск заново. 

Далее вы подъезжаете к своему окну, открываете машину, передаёте товар сотруднику, тот кладёт его на палету, пистолетом простреливает штрихкод вашего товара и видит, что у вас должно быть две коробки «ИП Канивец». Если это число совпадает с реальным количеством коробок, товар принимают. Но если в системе высветилась одна коробка, а вы привезли две, вам скажут: «До свидания, разворачиваемся, меняем маркировку». Поэтому так важно грамотно и очень внимательно всё упаковывать.

 

Галина Канивец,
основательница брендов Kanivets Underwear и Nitka by Kanivets

Ozon

Весь путь товара от склада Ozon до покупателя условно делится на три этапа, каждый из которых тарифицируется отдельно.

Чтобы продавать товар со своего склада по схеме FBS, нужно знать следующие моменты:

Доставка товара до клиента

Маркетплейсы предлагают разные способы доставки товара до клиента: пункты выдачи, постаматы, доставка курьером и т. д. У каждой площадки свои условия.

Wildberries

Wildberries предлагает два способа доставки товара до клиента: в пункт выдачи или курьером.

Доставка через пункты выдачи или постаматы

Курьером

Ozon

Доставка через пункты выдачи

Условия получения заказа

Пункт выдачи заказов нельзя выбрать, если:

Доставка заказа до постамата

Условия получения заказа

Заказ нельзя доставить до клиента через постамат, если:

Курьерская доставка Ozon и ПЭК (Первая экспедиционная компания)

Условия получения заказа

Ozon также предлагает виды доставки: «Оставить у двери», Почта России, EMS Почта России, Ozon Express, доставка за пределы России, доставка из-за рубежа.

Стоимость доставки Ozon зависит от зоны проживания. На сайте маркетплейса есть подробное описание , к какой зоне относится тот или иной регион. 

Доставка в пункты выдачи и постаматы бесплатна для клиента при заказе от 99 рублей в 1 и 2 зоны.

Курьерская доставка будет бесплатной при заказе от 2500 рублей

Точные данные о доставке клиент видит при оформлении заказа. Рассчитать примерную стоимость заказа с учётом адреса получения и способа доставки можно на странице « Стоимость доставки ».

Возврат товара

Процедуры возвратов и отмены заказа покупателем — понятия, которые отличаются друг от друга временными рамками, то есть конкретным периодом, когда покупатель отказался от получения товара:

Бывает так, что товар, переданный на склад маркетплейса, не раскупают или покупателям по каким-то причинам не подходит ваш товар, и они возвращают его.

За возврат товара маркетплейсы берут комиссию с продавца. О её размере рассказали в разделе про комиссии на маркетплейсах.

Если товар лежит на складе слишком долго и вы хотите его вернуть, вы вправе потребовать от маркетплейса возврата всего или части товара, который передали ранее для реализации. Также площадка сама может потребовать от вас вывезти товар, который не продаётся.

Wildberries

Основные шаги по возврату товара в пункт выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries:

Основные правила возврата товара на склад продавца:

Стоимость доставки невостребованного товара обратно на склад Wildberries — 50 рублей за каждый.

Ozon

Система возврата на Ozon устроена таким образом, что если покупатель отказывается от покупки товара, то в момент обращения с вас спишут стоимость возвращённых товаров, и ранее удержанная комиссия поступит на счёт.

Если покупатель отказывается от товара, Ozon принимает его, проверяет целостность и снова размещает на складе. Услуга стоит порядка 30 рублей за каждую позицию.

Если вы сотрудничаете с платформой по системе FBS, то в данном случае обработка возврата будет стоить для вас 20 рублей за каждую возвращённую единицу и 20 рублей, если клиент отказался от товара. Обратная магистраль оплачивается в объёме 19 рублей за каждый кг веса отправления.

Главное

  1. Существует два основных способа доставки товаров с маркетплейсов: со склада маркетплейса (FBO) и с вашего собственного склада (FBS).
  2. Изучите плюсы и минусы каждого вида доставки и выберите оптимальный для вашей товарной категории.
  3. Внимательно упакуйте товар, следуя всем правилам маркетплейса, с которым вы работаете. В противном случае ваш товар не примут.
  4. Если ваш товар не покупают, вы можете вернуть его со склада любого маркетплейса, однако придётся заплатить площадке комиссию.