Выбор ниши для продуктового магазина: анализ рынка и конкурентов

Иногда открыть 10-й продуктовый магазин в районе — плохая идея, а иногда — продуманный шаг. Вот как проверить свою стратегию без специальных знаний и выбрать нишу по душе.

Шаг 1. Оцените динамику и объём рынка

Открывая бизнес, вы выходите на определённый рынок. В случае продуктового мини-маркета — рынок товаров повседневного спроса, к которым относятся продукты (fast-moving consumer goods, FMCG).

Первый шаг анализа поможет понять, чего ожидать: растёт рынок или падает, каким тенденциям он подвержен, сколько на нём денег, какой уровень конкуренции.

Рынок и его ниши проходят стадии развития:

FMCG-рынок очень высококонкурентный на всех уровнях, зато спрос стабилен: люди всегда будут хотеть есть, это базовая потребность. Ситуация с конкуренцией может быть разной в зависимости от конкретной ниши, региона и других факторов.

Учитывайте контекст: возможно, в вашем городе или районе просто мало продуктовых, и вашим УТП станет само расположение. Или вы придумаете такое УТП, из-за которого клиенты выстроятся в очередь. 

Как что-то понять про объём рынка

Для анализа используйте все источники информации, которые найдёте.

Также подойдут коммерческие базы данных, собранные на основе официальных сведений, например ExportBase.

Скриншот страницы сайта export-base.ru с данными о выгрузке, которую можно купить. Выгрузка сформирована с фильтрацией по городу и типу компании — «продуктовый магазин». Даже не заплатив, можно увидеть количество компаний, занятых в отрасли в Липецке, — 1237 с учётом сетевых магазинов и без учёта специфических торговых точек: мясных лавок, булочных и проч. Их можно посмотреть отдельно.

Предлагая открыть бизнес по франшизе, её владельцы обычно делятся информацией о сроках окупаемости и обороте. А крупные компании — раз в год или реже публикуют финансовые отчёты.

Оценить ситуацию в отрасли в конкретных городах и даже районах поможет Бизнес-навигатор МСП.

Скриншот страницы сайта navigator.smbn.ru, где можно увидеть показатели по отрасли в конкретном городе и выбрать район с оптимальным соотношением спроса и предложения .

Чтобы использовать сервисы, на портале нужно зарегистрироваться. А полный доступ ко всем возможностям появится только если укажете ИНН компании, то есть после регистрации бизнеса в налоговой.

Как выбрать нишу

Когда ты заходишь в магазин федеральной сети, ты не видишь продавца, он не рядом с тобой. Максимум, он может тебе рассказать, где лежит тот или иной продукт. А в мини-маркете ты общаешься очень тесно с клиентом, ты видишь, чем он живёт, как он живёт, быстрее реагируешь на его потребности. И только за счёт этого, так скажем, доброго отношения к потребителю ты сможешь остаться на этом рынке.

Константин Пинигин,
владелец сети магазинов крафтовых продуктов «Зорька и Милка»

Ниша — сегмент рынка, у которого есть две основных характеристики:

Ниши на рынке продуктов — это, например, типы магазинов:

На стадии выбора ниши очень полезно пообщаться с предпринимателями, у которых уже есть такой бизнес. Найдите контакты тех, кто вам не конкурент, — крупных игроков или магазинчик на другом конце города — и расспросите о сложностях, с которыми они сталкиваются ежедневно. Чаще всего людям приятно выступить в роли эксперта, поэтому наверняка найдётся кто-то, кто не откажет в беседе.

Второй вариант изучить бизнес изнутри — самому поработать в продуктовом.

Если уже выбрали нишу, ответьте себе на вопрос, как долго вы хотите в ней работать. Открывать и развивать бизнес лучше в сфере, которая вам интересна, хотя бы в данный момент.

На что ещё обратить внимание:

Новичку я бы посоветовала всё взвесить и изучить. Я этим тоже занималась, конечно: смотрела какие-то альтернативные варианты магазинов, поставщиков, то есть я фактически полгода просто смотрела на то, что есть вокруг. Самое главное, о чём себя должен спросить новичок, — готов ли ты с этим вот жить, всегда об этом думать? Люди не прекращают питаться, и ты не можешь просто закрыть лавку на ключ и забыть про то, что в лавке.

Галина Дембицкая,
основательница сети фермерских магазинов «Две сестры»

Как найти бизнес-идею

Бизнес-идея — это конкретное торговое предложение в контексте ниши. То, за счёт чего вы планируете зарабатывать и привлекать клиентов. Отлично, если предложение будет уникальным.

Мне в своём районе не хватало вкусной кондитерки. Я сладкоежка, который любит классику: пирожное «Картошка», «Муравейник», «Наполеон». И когда я заходил в обычный супермаркет, даже в «Азбуку вкуса», я не находил того вкуса, который мне нужен. Наверное, поэтому я начал производить это на фабрике, а потом ретранслировал на магазины.

Константин Пинигин,
владелец сети магазинов крафтовых продуктов «Зорька и Милка»
Ниша Бизнес-идея
Магазин у дома Магазин у дома с фокусом на здоровое питание

В поисках бизнес-идей полезно следить за происходящим не только на российском рынке, но и зарубежном: новые веяния по-прежнему приходят к нам оттуда.

При этом слепая калька чужой бизнес-идеи — не лучшее решение. Ориентируясь на лидеров ниши, подумайте, чем будете выделяться. Сформулируйте несколько идей для продуктового мини-маркета и проверьте их на прочность по алгоритму ниже.

Шаг 2. Изучите конкурентов

К сожалению, официальная статистика охватывает не весь российский рынок: в любой стране есть теневая экономика, то есть бизнес, который работает нелегально. На этапе изучения конкурентов и методов их работы вы столкнётесь с реальностью.

Что важно понять о соперниках:

Для подсчётов используйте интернет-поисковики, соцсети, Яндекс.Карты или 2ГИС, прогуляйтесь по району пешком. Вполне возможно, что в интересующем вас районе вместо официально зарегистрированных пяти продуктовых в Яндекс.Картах или по факту найдутся все 10.

По запросу «продуктовый магазин» в Липецке в Яндекс.Картах нашлась 291 организация — по большей части сетевые точки

Не забывайте, что вашими конкурентами будут также кафе и сервисы доставки еды, если они есть в городе.

Сколько клиентов приходит в день, неделю, месяц, какой средний чек. Сколько конкуренты платят сотрудникам, сколько денег у них уходит на аренду и другие расходы. Посиделки перед входом в магазин и личные визиты — тоже подходящие методы подсчёта и, возможно, самые информативные.

Как конкуренты рекламируют себя, привлекают и удерживают клиентов, общаются с ними в магазинах и соцсетях. Почему устанавливают такие цены на продукцию.

Воспользуйтесь услугами нескольких прямых конкурентов сами или делегируйте это близкому человеку, который сможет детально рассказать о впечатлениях. Изучите сайты и отзывы.

Конечно, мы анализируем постоянно, какие появляются новинки у конкурентов. Технологии, которые они у себя внедряют, — онлайн-доставка или кассы без кассира — тоже отслеживаем. Банально смотрим, пользуются ими или не пользуются. И принимаем решение, развивать у себя или нет.

Константин Пинигин,
владелец сети магазинов крафтовых продуктов «Зорька и Милка»

После составьте список основных соперников и сравните их по ключевым показателям. Можно комбинировать со SWOT-анализом и сразу подытожить в табличке сильные и слабые стороны, внешние угрозы и возможности. Это поможет понять, как отстроиться от конкурентов.

Пример конкурентного анализа

Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3
Ассортимент Фермерские продукты Продукты и алкоголь Базовые продукты и хозтовары
Безналичная оплата Есть Есть Нет
Хорошая локация
Парковка Есть Нет Нет
График работы 11:00-21:00 09:00-22:00 10:00-21:00
Средний чек 1200 700 450
Сильные стороны Уникальный ассортимент, наличие парковки, стильный интерьер Алкогольный ассортимент, конкурентные цены, длинный рабочий день Хорошее расположение, низкие цены
Слабые стороны Высокие цены Нет парковки, неуютный интерьер, обслуживают пьяниц Нет многих продуктов и оплаты картами, хамство персонала
Возможности Партнёрские программы с банком по кэшбеку Тренд на удалённую работу Строительство нового ЖК неподалёку
Угрозы Снижение покупательской способности Демпинг, появление новых конкурентов Появление новых конкурентов, изменение предпочтений аудитории

Мониторинг конкурентов должен быть регулярным, так как рынок не стоит на месте. Проводите анализ, например, раз в квартал.

Шаг 3. Изучите спрос

Здесь происходит встреча ожиданий и реальности. Ваши предположения о том, как рынок вас примет, проходят через фильтр истинных потребностей аудитории.

Не надо думать «Я открою магазин, а потом решу, чем наполнять». Изначально концепция должна быть: а что я буду продавать? Надо переговорить с поставщиками, переговорить с производителями, сформировать тот самый ассортимент. И только тогда думать об открытии магазина, искать локацию, персонал и оборудование. Изначально — всегда концепция. Если её нет, ничего не получится.

Константин Пинигин,
владелец сети магазинов крафтовых продуктов «Зорька и Милка»

Чтобы избежать сюрпризов, лучше всего уже на стадии бизнес-идеи провести кастдев — серию глубинных интервью с потенциальными клиентами. Особенно если вы собираетесь делать что-то нестандартное.

Кастдев — качественное исследование, которое помогает проверить гипотезы: например, нужен ли магазину кофе-пойнт.

Как провести кастдев

Глубинные интервью бывают трёх типов: контекстные, проблемные и решенческие. Понять рынок и нишу лучше всего помогут смешанные контекстно-проблемные интервью. Их цель — увидеть рынок глазами клиентов и понять, какие проблемы у них есть и каких решений они ждут. В идеале нужно провести не менее 50 интервью.

Сразу спрашивать респондентов о проблемах не стоит, это не даст реальной картины. Вам нужно разобраться в контексте. Поинтересуйтесь у нескольких посетителей продуктовых:

В процессе беседы всплывут проблемы и задачи, которые клиенты решают с помощью продуктовых. Например:

Это так называемые «работы», для выполнения которых клиент нанимает ваш продукт, — jobs to be done (JTBD). Будьте внимательны к тому, что говорят и транслируют респонденты. Покупатель может быть уверен, что берёт еду в магазинчике у дома просто потому, что он рядом. Но по тому, как он об этом рассказывает, становится понятно, что он ценит то, что персонал узнаёт его в лицо, здоровается и знает его предпочтения.

Есть три врага глубинных интервью: ложь, иллюзии и псевдоэкспертность. Люди лгут, потому что хотят казаться лучше, необъективно оценивают реальность и иногда хотят придать своему мнению важности. Интервьюеру нужно всё это учитывать, чтобы не впасть в иллюзии самому. Именно по этой причине основное правило кастдева — никогда не спрашивать про будущее, только про предыдущий опыт.

Продуктовый магазин — традиционный бизнес, инсайтов будет немного. Обращайте внимание в первую очередь на проблемы, с которыми клиенты сталкиваются в процессе покупок. Например:

Мало выявить клиентские боли — их нужно ранжировать. Когда клиенты озвучивают проблему, спрашивайте их: «Почему это проблема? Я не понимаю, объясните, пожалуйста, почему это тяжело?». Просите уточнений: «Оцените по шкале от 1 до 10, насколько неприятный запах в магазине — это проблема для вас».

Не надо думать, что потребитель скажет, что он хочет. Если я остановлю человека на улице и скажу «Что ты хочешь из продуктов?», он никогда тебе не скажет: «В моём районе не хватает крутого сыра». Но, если я дам ему попробовать такой сыр, он скажет: «Да, вот этого вкуса не хватало!». Поэтому иногда приходится додумывать за потребителя, что ему нужно. Конечно, в процессе, когда у тебя магазин уже открыт, многие приходят и накидывают идеи, но базис ты должен сам сформировать. Потребитель за тебя не сформирует.

Константин Пинигин,
владелец сети магазинов крафтовых продуктов «Зорька и Милка»

Результатом кастдева на этом этапе будет набор проблем и понимание:

Подробнее о кастдеве поговорим в следующей статье о разработке уникального торгового предложения.

Как ещё изучать спрос

Кроме интервью используйте открытые источники и анализируйте:

Если всё выглядит так, как будто вам есть что предложить рынку, ответьте себе на два вопроса:

Возможны такие сочетания.

Клиентов много, готовы платить Клиентов мало, но готовы платить больше среднего Клиентов много, но готовы платить меньше среднего Клиентов мало, готовы платить мало
Продуктовый с широким ассортиментом и кафетерием Магазин экопродуктов Мини-маркет у дома с нешироким ассортиментом Лучше поискать другую бизнес-идею

Далее поговорим о том, как разработать уникальное торговое предложение с учётом знаний о рынке.

Главное

  1. Проанализируйте рынок: его объём и динамику. Изучите конкурентов, официальную статистику по отрасли, публикации и отчёты СМИ, маркетинговые исследования, каталоги франшиз.
  2. Определитесь с нишей — типом продуктового магазина, учитывая потенциальную целевую аудиторию и ассортимент. Пообщайтесь с предпринимателями, у которых уже есть такой бизнес. Если у вас есть возможность, поработайте в чужом магазине.
  3. Изучите спрос. Проведите кастдев — серию глубинных интервью с потенциальными покупателями с целью увидеть рынок их глазами и понять, какие проблемы у них есть.
  4. Используйте открытые источники: статистику поисковых запросов, геометки и хештеги в соцсетях, самые популярные товары конкурентов, рекламу у инфлюенсеров, частые траты знакомых в продуктовых. Следите за зарубежными трендами.
  5. Найдите бизнес-идею: подумайте, за счёт чего вы планируете зарабатывать и привлекать покупателей, что выделит вас среди конкурентов.