Собственный бизнес или франшиза: что лучше для мини-маркета

Чтобы не развивать бренд с нуля и использовать уже отлаженные процессы, можно открыть бизнес по франшизе. С помощью эксперта СберБизнеса по франчайзингу Вадима объясняем, как работает эта модель, какие минусы у неё есть и что важно при выборе бренда.

Как работает франшиза

Франшиза — разрешение вести бизнес от лица другого бренда и использовать его наработки: имя и дизайн, технологии производства, корпоративные стандарты, права на патенты и изобретения.

На практике это значит, что уже существующая компания берёт под крыло предпринимателя и разрешает ему вести бизнес от лица торговой марки. Продавца франшизы называют «франчайзер», покупателя — «франчайзи», а такую модель бизнеса в целом — «франчайзингом».

При покупке и запуске франшизы франчайзи платит бренду паушальный взнос. А начав работать, отчисляет роялти — ежемесячный фиксированный платёж или процент от оборота точки.

Плюсы и минусы франшиз

Представьте, что вы машинист поезда, вставшего на рельсы. Вы едете плавно и быстро, но с рельсов не свернуть, если захочется. Даже если вы знаете, что направо океан и Мальдивы. Можно, конечно, самому рвануть на Мальдивы, но кто тогда будет вести поезд?

Вот так и с франшизой: вы получаете ресурсы, но подчиняетесь общему курсу и большую часть работы делаете самостоятельно.

Плюсы

Меньше рисков

Владелец бренда уже совершил массу ошибок, которые поможет не совершить вам. Франшиза снимает много простых, но специфичных вопросов: какой режим налогообложения выбрать, где арендовать помещение, как вести учёт внутри компании, каким поставщикам можно доверять и проч.

Перед стартом работы франчайзинговая сеть предлагает минимум три варианта локации, рассчитывается трафик, но решение о выборе места принимает франчайзи вместе с управляющей компанией.

Андрей Халяпин,
франчайзи сети «Жизньмарт»‎

Экономия на первичных тратах

В среднем, вы сэкономите 20% на оборудовании и других обязательных расходах: купите только нужное и дешевле, сразу наймёте подходящий персонал и получите клиентов с меньшей для вас стоимостью привлечения.

Лояльные клиенты

В торговых франшизах бренд очень важен: он привлекает посетителей, выступает гарантом определённого качества.

Для франшизы «Жизньмарт»‎ лояльность покупателей — это приоритет. Для этого мы оказываем качественный сервис, чтобы магазин был таким местом, в котором тебе улыбаются, знают имена. Сеть уделяет внимание развитию собственной торговой марки, местным поставщикам и продуктам без усилителей вкуса‎.

Андрей Халяпин,
франчайзи сети «Жизньмарт»‎

Минусы

Выплаты бренду

Паушальный взнос и роялти — это расходы, которые при открытии собственного бизнеса не возникают. Уже на этапе выбора франшизы желательно хорошо понимать, за что бренд получит эти деньги, какую поддержку он будет вам оказывать.

Зависимое положение

Например, вы не сможете самостоятельно разработать или значительно повлиять на маркетинговую стратегию, даже если лучше знаете специфику своего региона. Или противостоять общей ценовой политике.

Если я хочу начать продавать у себя что-то, что не предусмотрено брендбуком, например кедровые орешки, мне нужно согласовать это с управляющей компанией. Фирменный цвет «Жизньмарт»‎ — зелёный, поэтому я не могу оформить магазин в розовых цветах‎.

Андрей Халяпин,
франчайзи сети «Жизньмарт»‎

Это не лёгкие деньги и не пассивный доход

Франшиза — полноценный бизнес, который нужно развивать, и бренд не будет делать это за вас. Основная причина закрытия франшизных точек — человеческий фактор. Кто-то не справляется с персоналом, кто-то через неделю после открытия бизнеса уезжает отдыхать, оставив всё на откуп администратору или родственнику. Кто-то не соблюдает требования франшизы, потому что думает, что знает лучше, что делать.

Что важно при выборе франшизы

Покупая готовую модель, убедитесь, что она рабочая, — проверьте франшизу до подписания договора. Вот на что обращать внимание.

Сколько лет франшизе и есть ли товарный знак

На набивание шишек уходит время, поэтому чем старше франшиза, тем большее количество проблем она успела решить. А значит, сможет уберечь от них франчайзи.

Например, в первые периоды использования CRM у управляющей компании могут возникать сложности: не пробивается промокод, номер телефона покупателя пропадает из базы, система «не грузится»‎. Со временем многие возникающие проблемы становится проще решать — у франчайзера уже есть отработанные схемы, знания о технической части CRM, налажено взаимодействие со службой поддержки.

Хорошо, если бренд работает на рынке хотя бы 2-3 года. Отлично, если у него при этом есть зарегистрированный в Роспатенте товарный знак. Регистрация — длительный процесс, значит, опыт работы реальный, а бренд как таковой действительно существует.

Также хороший показатель — открытие новых точек, хотя бы по одной в год, и низкий процент закрывшихся. Но если владелец франшизы утверждает, что ни один из магазинов сети не закрылся, это немного странно и стоит проверить информацию — в любом бизнесе есть неудачи.

Учитывайте, что чем старше и известнее компания, тем выше обычно порог входа. Потребуется больше вложений, и к самому франчайзи у бренда тоже будет больше требований: может быть важен опыт в отрасли, стартовый капитал, наличие связей и базы поставщиков и т. п.

На чём зарабатывает франчайзер

Есть два вида отчислений франчайзеру: паушальный взнос и роялти. Паушальный взнос выплачивается разово на старте — это порог входа и плата за ресурсы и экспертизу, которыми поделится бренд. Роялти — регулярные платёжи, чаще всего ежемесячный процент от оборота точки.

Также бренд может обязать вас закупать определённый объём товара, программное обеспечение или оборудование только у него, если это предусмотрено договором. Или брать дополнительные взносы на рекламу федерального уровня.

Основной принцип такой: честному франчайзеру выгодно, чтобы точки окупались и хорошо работали, ведь чем выше оборот, тем больше роялти. Грабить франчайзи на старте он не будет — некоторые бренды вообще не берут паушальный взнос или легко соглашаются на рассрочку.

Если бренд требует крупный паушальный взнос просто за логотип, а о роялти не идёт и речи, вероятно, на вас хотят заработать здесь и сейчас, а дальше пустить в свободное плавание.

Что обещает финмодель

Финансовые модели франшиз всегда построены на лучших точках и позитивных ощущениях франчайзера. Советуем сверять обещанную прибыль, сроки окупаемости и другие параметры с реальной картиной.

Как это можно сделать:

Какую помощь оказывает франчайзер

Опытный и ответственный франчайзер поддерживает на старте — именно за это вы платите паушальный взнос — и всячески помогает развиваться после запуска.

С чем может помочь франчайзер:

Уточните, что из этого перечня вам обещают, и узнайте у уже работающих франчайзи, так ли было у них.

Что написано в договоре

В российском законодательстве нет понятия «франшиза»‎, есть «договор коммерческой концессии»‎. В 30% случаев стороны заключают именно такой договор. Иногда стороны заключают комплексный лицензионный договор, по которому франчайзер передает права использования результатов интеллектуальной деятельности. В остальных случаях — или договор поставки, или договор об оказании услуг.

Вне зависимости от типа договора там должны быть прописаны:

Плохая формулировка — бренд «оказывает консультационные услуги»‎. Важна конкретика, вы должны понимать, где начинается и заканчивается ваша зона ответственности. Например, имеете ли вы право нанять промоутеров и раздавать флаеры, или это будет противоречить бренд-стратегии.  Или можете ли после согласования с управляющей компанией расширить ассортимент.

В случае досрочного прекращения сотрудничества важно расторгнуть договор максимально быстро.  

Главное

  1. Бизнес по франшизе  — это минимизация рисков и первичных трат, но не способ пассивного заработка.
  2. Работая по франшизе, вы должны подчиняться правилам управляющей компании. Если у вас есть экспертиза, вы хотите создать свой бренд и самостоятельно отвечать за его продвижение, лучше открывать что-то своё.
  3. При выборе франшизы проверьте компанию: сколько ей лет, есть ли зарегистрированный товарный знак, какая репутация на рынке. Задавайте вопросы, читайте отзывы, пообщайтесь с другими франчайзи.
  4. Внимательно ознакомьтесь с договором концессии или лицензионным: какую поддержку будет оказывать франчайзер, как он контролирует соблюдение стандартов, сколько вы будете ему платить, какие у вас права и обязанности и с чем вы останетесь, если работа не сложится.