С 2024 года маркировка товаров станет обязательной для всех отраслей промышленности. Производители будут наносить на продукцию специальные штрихкоды, а владельцы розничных магазинов — принимать и продавать только маркированные товары, иначе получат штрафы. В статье — какие продукты маркируют уже сейчас и как с этим работать.
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КИЗ), который размещают на упаковке или этикетке товара. Он помогает отличить оригинал от подделки. Так государство борется с контрафактом и пытается уберечь покупателей от некачественных товаров.
Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Бизнес обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь продукта: от производства до реализации.
КИЗ расположен в левом верхнем углу
Цепочка выглядит так:
Процессом управляет единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.
Схема пути товара от производителя до покупателя. Источник: видеоурок на платформе «Честный ЗНАК»
КИЗ содержат информацию о товаре. Коды бывают разные, в зависимости от товаров, самый популярный тип — двумерный код Data Matrix. Каждый код заносится в Национальный каталог товаров — часть платформы «Честный ЗНАК». В каталоге есть карточки всех маркированных товаров. Конечный потребитель может ввести код и узнать информацию, например, о конкретной пачке сухарей: кто, когда и где её произвёл, импортировал и продал.
Данные о маркированной пачке сухариков. Источник: сайт Национальный каталог
Если обнаружится, что на товарах нет маркировки или правила её нанесения нарушены, грозят штрафы : для ИП — от 5 до 10 тысяч
рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, весь немаркированный товар конфискуют.
За нарушение закона может грозить и уголовная ответственность. Она наступит, если стоимость проданных немаркированных товаров превысит 1,5 миллиона рублей. В этом случае ИП или юрлицу грозит лишение свободы до 3 лет и 80 тысяч рублей штрафа.
До 2021 года продуктовые мини-маркеты могли не задумываться о маркировке, если у них не было табачного прилавка. С 2021 года ввели обязательную маркировку для молочной продукции и упакованной воды.
Список товарных категорий ежегодно пополняется, каждая проходит три стадии. Разберем на примере пива и пивных напитков, которые надо будет маркировать с августа 2022 года.
Этап 1. Эксперимент
Эксперимент по маркировке пива и пивных напитков стартовал 1 апреля 2021 года. Производители могут протестировать систему, купить оборудование и наладить процессы. На этом этапе можно бесплатно получить КИЗ.
Этап 2. Маркировка новой продукции и продажа немаркированных остатков
Все участники оборота оформляют электронную подпись и покупают оборудование, если не сделали это раньше, регистрируются на платформе «Честный ЗНАК». Производители и импортёры начинают маркировать пиво, розница — работать с маркировкой. Код для каждой новой немаркированной бутылки будет стоить 50 копеек — бесплатные коды доступны только для маркировки остатков и товаров в стадии эксперимента.
Этап 3. Запрет на продажу немаркированной продукции
Начиная с августа 2022 года продавать пиво без КИЗ — незаконно.
Сейчас идёт эксперимент, который продлится до 31 августа 2022 года. Маркировка остатков пива и слабоалкогольных напитков не планируется. Сейчас можно добровольно поучаствовать в эксперименте, подав заявку на официальном сайте «Честного ЗНАКа», и получить бесплатные коды маркировки.
Маркировка обычно вводится не на всю товарную категорию сразу, подключение разных позиций происходит поэтапно. Например, мороженое и молоко обязательно маркировать с 1 июня 2021 года, молочные продукты со сроком годности более 40 дней — с 1 сентября, а со сроком менее 40 дней — с 1 декабря.
Даты старта маркировки разных видов молочной продукции. Источник: сайт «Честный ЗНАК»
Периодически появляются новые виды продуктов, которые подлежат маркировке. Отслеживайте свои товарные группы на сайте «Честного ЗНАКа» .
Если кассу или ПО, которое с ней интегрировано, установили давно, интернет не был подключен и касса в течение года не обновлялась, проверьте актуальность прошивки и, если нужно — обновите. Если обновление невозможно, то купите новую технику, которая поддерживает маркировку.Анна Д.,
эксперт по маркировке, руководитель проектов в СберКорусе
Оформите усиленную квалифицированную подпись (УКЭП). Она нужна для работы с системой.
Подключите электронный документооборот (ЭДО). Через систему будете принимать универсальные передаточные документы (УПД) на товар. УПД объединяют накладную и счёт-фактуру, в которых фиксируются коды маркировки.
Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе».
Настройте учётную систему для работы с кодами. При приёмке товара магазин проверяет электронный УПД от поставщика и ставит на баланс все товары. Через ЭДО данные о маркированной продукции интегрируются в систему «Честном ЗНАК».
При продаже товара кассир при помощи 2D-сканера считывает КИЗ, кассовая техника его определяет и после оплаты вносит в чек. Эти данные поступают ОФД, после чего оператор передает информацию в ФНС и систему «Честный ЗНАК».
Если в магазине есть не только упакованные продукты, но и кулинария, например сыр в нарезке, нужно сначала вывести из оборота всю упаковку сыра и только после этого продавать порционно.
С 1 сентября 2022 года магазины обязаны информировать «Честный ЗНАК» о выводе из оборота продукции, которая продаётся порционно, в течение трёх дней после нарушения упаковки. Например, головку сыра нарезают на кусочки, выводят из оборота через личный кабинет в «Честном ЗНАКе» и продают кусочки в розницу.
Минимальные затраты — около 20 тысяч рублей.
Кассир пробивает товар на кассе, но штрихкод не считывается или вместо сигарет система выдает стики. Это может произойти по двум причинам:
Это сразу отразится в личном кабинете оператора фискальных данных и системе «Честный ЗНАК».
Такое может произойти, если КИЗ не перешел в право собственности владельца магазина. Принимайте коды от поставщика только через систему электронного документооборота.
Это может случиться из-за сбоя в кассе или сканере штрихкода. Чтобы не допускать таких ситуаций, регулярно проверяйте работу всех систем и отслеживайте статус передачи чека через личный кабинет ОФД.
Проверяйте маркировку при приемке и возврате товара. Штрафы грозят не только за отсутствие маркировки, но и за нарушения при нанесении:
Если покупатель вернул товар с поврежденным кодом (стёрся, выцвел), его нужно перемаркировать: списать старый код и запросить новый. В противном случае ввести товар обратно в оборот не получится, система его не считает.
Розница принимает товар уже с маркировкой, проверяет его и выводит из оборота. Маркировать товар придётся, если:
Перед продажей такого товара закажите новые КИЗы в личном кабинете платформы «Честный ЗНАК», оплатите их, скачайте, распечатайте и нанесите на упаковки. После этого отсканируете этикетки, введите продукцию в оборот заново.