Маркировка товаров продуктового магазина: как работает, зачем нужна 

С 2024 года маркировка товаров станет обязательной для всех отраслей промышленности. Производители будут наносить на продукцию специальные штрихкоды, а владельцы розничных магазинов — принимать и продавать только маркированные товары, иначе получат штрафы. В статье — какие продукты маркируют уже сейчас и как с этим работать.

Что такое маркировка

Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КИЗ), который размещают на упаковке или этикетке товара. Он помогает отличить оригинал от подделки. Так государство борется с контрафактом и пытается уберечь покупателей от некачественных товаров.

Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Бизнес обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь продукта: от производства до реализации.

КИЗ расположен в левом верхнем углу

Цепочка выглядит так:

  1. Производители маркируют продукцию и вводят её в оборот.
  2. Оптовые покупатели (поставщики и импортёры) сверяют данные в документах с фактическими кодами на товарах, утверждают УПД и передают в систему «Честный ЗНАК». При продаже товаров также формируется электронный УПД с кодами маркировки.
  3. Владельцы розничных магазинов при поступлении товара сверяют фактические коды марки с данными в документах поставщиков. При совпадении — подтверждают приём товаров и передают информацию в «Честный ЗНАК».
  4. Магазин принимает товар, продаёт его покупателю, пробивает чек. Оператор фискальных данных добавляет в чек код маркировки, передаёт информацию в «Честный ЗНАК» и тем самым выводит из оборота.

Процессом управляет единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.

Схема пути товара от производителя до покупателя. Источник: видеоурок на платформе «Честный ЗНАК»

КИЗ содержат информацию о товаре. Коды бывают разные, в зависимости от товаров, самый популярный тип — двумерный код Data Matrix. Каждый код заносится в Национальный каталог товаров — часть платформы «Честный ЗНАК». В каталоге есть карточки всех маркированных товаров. Конечный потребитель может ввести код и узнать информацию, например, о конкретной пачке сухарей: кто, когда и где её произвёл, импортировал и продал. 

Данные о маркированной пачке сухариков. Источник: сайт Национальный каталог

Что будет при работе без маркировки

Если обнаружится, что на товарах нет маркировки или правила её нанесения нарушены, грозят штрафы : для ИП — от 5 до 10 тысяч

рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, весь немаркированный товар конфискуют.

За нарушение закона может грозить и уголовная ответственность. Она наступит, если стоимость проданных немаркированных товаров превысит 1,5 миллиона рублей. В этом случае ИП или юрлицу грозит лишение свободы до 3 лет и 80 тысяч рублей штрафа.

Дорожная карта маркировки

До 2021 года продуктовые мини-маркеты могли не задумываться о маркировке, если у них не было табачного прилавка. С 2021 года ввели обязательную маркировку для молочной продукции и упакованной воды.

Список товарных категорий ежегодно пополняется, каждая проходит три стадии. Разберем на примере пива и пивных напитков, которые надо будет маркировать с августа 2022 года. 

Этап 1. Эксперимент

Эксперимент по маркировке пива и пивных напитков стартовал 1 апреля 2021 года. Производители могут протестировать систему, купить оборудование и наладить процессы. На этом этапе можно бесплатно получить КИЗ.

Этап 2. Маркировка новой продукции и продажа немаркированных остатков

Все участники оборота оформляют электронную подпись и покупают оборудование, если не сделали это раньше, регистрируются на платформе «Честный ЗНАК». Производители и импортёры начинают маркировать пиво, розница — работать с маркировкой. Код для каждой новой немаркированной бутылки будет стоить 50 копеек — бесплатные коды доступны только для маркировки остатков и товаров в стадии эксперимента.

Этап 3. Запрет на продажу немаркированной продукции

Начиная с августа 2022 года продавать пиво без КИЗ — незаконно.

Сейчас идёт эксперимент, который продлится до 31 августа 2022 года. Маркировка остатков пива и слабоалкогольных напитков не планируется. Сейчас можно добровольно поучаствовать в эксперименте, подав заявку на официальном сайте «Честного ЗНАКа», и получить бесплатные коды маркировки.

Анна Д.,
эксперт по маркировке, руководитель проектов в СберКорусе

Как следить за обновлением сроков о маркировке

Маркировка обычно вводится не на всю товарную категорию сразу, подключение разных позиций происходит поэтапно. Например, мороженое и молоко обязательно маркировать с 1 июня 2021 года, молочные продукты со сроком годности более 40 дней — с 1 сентября, а со сроком менее 40 дней — с 1 декабря.

Даты старта маркировки разных видов молочной продукции. Источник: сайт «Честный ЗНАК»

Периодически появляются новые виды продуктов, которые подлежат маркировке. Отслеживайте свои товарные группы на сайте «Честного ЗНАКа» .

  1. На главной странице есть блок с товарами, которые нужно маркировать уже сейчас или в будущем.

    Категории товаров, подлежащих маркировке. Источник: сайт  «Честный ЗНАК» .
  2. Кликните на товарную группу, например «пиво и пивные напитки», и посмотрите, когда начнется период обязательной маркировки.
  3. Если эксперимент уже запущен, посмотрите конкретные товары, на которые он распространяется. Для этого откройте раздел «Товары, подлежащие маркировке» и посмотрите таблицы, в которых указаны товарные позиции и их коды: ОКПД 2 — для отечественных товаров и ТН ВЭД ЕАЭС для импортных.

    Все виды табачных изделий, подлежащих маркировке. Источник: сайт  «Честный ЗНАК»
  4. Если сомневаетесь, подпадает ли ваш товар под маркировку, сравните код с данными в таблице на сайте «Честного ЗНАКа». Коды импортных товаров можно узнать в справочнике «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза» . В нем подробно описан каждый тип товара. Отечественные товары — в справочнике «ОКПД 2 с расшифровкой по видам деятельности».

Как продавать маркированные товары в минимаркете

  1.  Купите или арендуйте онлайн-кассу. Если у вас уже есть, обновите программное обеспечение.
    Если кассу или ПО, которое с ней интегрировано, установили давно, интернет не был подключен и касса в течение года не обновлялась, проверьте актуальность прошивки и, если нужно — обновите. Если обновление невозможно, то купите новую технику, которая поддерживает маркировку.


      Анна Д.,
    эксперт по маркировке, руководитель проектов в СберКорусе
  2. Заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД). Важно прописать в документе, что оператор обязуется передавать сведения системе «Честный ЗНАК». Тогда после настройки касса будет отправлять данные чеков оператору фискальных данных, а ОФД — «Честному ЗНАКу».
  3. Оформите усиленную квалифицированную подпись (УКЭП). Она нужна для работы с системой.

  4. Подключите электронный документооборот (ЭДО). Через систему будете принимать универсальные передаточные документы (УПД) на товар. УПД объединяют накладную и счёт-фактуру, в которых фиксируются коды маркировки.

  5. Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе».

  6. Настройте учётную систему для работы с кодами. При приёмке товара магазин проверяет электронный УПД от поставщика и ставит на баланс все товары. Через ЭДО данные о маркированной продукции интегрируются в систему «Честном ЗНАК».

  7. При продаже товара кассир при помощи 2D-сканера считывает КИЗ, кассовая техника его определяет и после оплаты вносит в чек. Эти данные поступают ОФД, после чего оператор передает информацию в ФНС и систему «Честный ЗНАК». 

Если в магазине есть не только упакованные продукты, но и кулинария, например сыр в нарезке, нужно сначала вывести из оборота всю упаковку сыра и только после этого продавать порционно.

С 1 сентября 2022 года магазины обязаны информировать «Честный ЗНАК» о выводе из оборота продукции, которая продаётся порционно, в течение трёх дней после нарушения упаковки. Например, головку сыра нарезают на кусочки, выводят из оборота через личный кабинет в «Честном ЗНАКе» и продают кусочки в розницу.

Анна Д.,
эксперт по маркировке, руководитель проектов в СберКорусе

Какое оборудование понадобится рознице

Минимальные затраты — около 20 тысяч рублей.

  1. УКЭП — можно бесплатно получить в ФНС с 1 июля 2021 года.
  2. ПО для работы с маркированным товаром.
  3. 2D-сканер штрихкодов. Важно выбирать модель с актуальной прошивкой и включенным режимом чтения кодов Data Matrix.
  4. Онлайн-касса, соответствующая 54-ФЗ.
  5. Подключение электронного документооборота (ЭДО).
  6. Лазерный принтер. Он нужен для маркировки остатков и перемаркировки продукции. Это дополнительные затраты — оцените их целесообразность. Сложите цену принтера, трудозатраты на установку ПО, расходные материалы и разделите на количество коробок с товарами, которые нужно промаркировать. Так вы получите стоимость одной этикетки. В некоторых случаях дешевле отдать это на аутсорс в типографию.

Что может пойти не так  

Кассир пробивает товар на кассе, но штрихкод не считывается или вместо сигарет система выдает стики. Это может произойти по двум причинам:

Код маркировки оказался некорректным

Это сразу отразится в личном кабинете оператора фискальных данных и системе «Честный ЗНАК».

Такое может произойти, если КИЗ не перешел в право собственности владельца магазина. Принимайте коды от поставщика только через систему электронного документооборота.

Тег, содержащий код маркировки, не соответствует ранее заявленному коду в системе

Это может случиться из-за сбоя в кассе или сканере штрихкода. Чтобы не допускать таких ситуаций, регулярно проверяйте работу всех систем и отслеживайте статус передачи чека через личный кабинет ОФД.

Проверяйте маркировку при приемке и возврате товара. Штрафы грозят не только за отсутствие маркировки, но и за нарушения при нанесении:

Если покупатель вернул товар с поврежденным кодом (стёрся, выцвел), его нужно перемаркировать: списать старый код и запросить новый. В противном случае ввести товар обратно в оборот не получится, система его не считает.

В каких случаях придётся самостоятельно маркировать товар

Розница принимает товар уже с маркировкой, проверяет его и выводит из оборота. Маркировать товар придётся, если:

Перед продажей такого товара закажите новые КИЗы в личном кабинете платформы «Честный ЗНАК», оплатите их, скачайте, распечатайте и нанесите на упаковки. После этого отсканируете этикетки, введите продукцию в оборот заново.

 Главное