Чтобы установить цены на товары, важно знать их себестоимость, к которой потом прибавится наценка. Рассказываем, как рассчитать затраты и сформировать оптимальную ценовую политику.
Себестоимость — это затраты, связанные со всем необходимым для продажи товара.
Постоянные — обязательные расходы, которые вы будете нести, даже если продаж нет.
Переменные — издержки, которые возникают только если есть продажи и зависят от их объёма: чем больше продаж, тем выше расходы.
Категория издержек | Прямые | Косвенные |
Переменные | Закупка и доставка товаров; эквайринг | Вода; электричество; амортизация оборудования; реклама |
Постоянные | Зарплата продавцам и всем, кто обслуживает работу торгового зала | Аренда помещения; интернет; зарплата бухгалтера и гендиректора; т. д. |
Себестоимость зависит от способа расчёта. Самый примитивный — котловой, он часто подводит.
Есть производственные расходы, а есть управленческие и коммерческие: маркетинг, реклама, отдел продаж. Часто считают скопом все расходы на производство [продажу товара] и все расходы на управление — складывают их и делят на объём продаж. И получают несуразную себестоимость, потому что управленческие расходы от объёма продаж никак не зависят.
Другой подход — маржинальный, когда считаются только прямые переменные расходы. И тогда можно планировать, сколько единиц товара и по какой цене нужно продать, чтобы покрыть зарплату управляющего персонала, аренду, налоги и т. д., чтобы ещё остались дивиденды.
В себестоимость товара включается не только стоимость, установленная поставщиками, но и расходы на транспортировку.
Наименование | Количество | Закупочная цена (за шт) | Доставка за партию | Себестоимость партии | Себестоимость товара |
Сыр российский | 20 шт | 100 рублей | 200 рублей | 2200 рублей | 110 рублей |
Батончик шоколадный | 50 шт | 48 рублей | 1000 рублей | 3400 рублей | 68 рублей |
Паштет куриный | 15 шт | 175 рублей | 700 рублей | 3325 рублей | 222 рубля |
Пример расчёта себестоимости товарных позиций с учётом доставки от поставщика
Цена = себестоимость + наценка
Цена в сознании покупателя должна быть справедливой. Если он платит вам больше, чем конкурентам, он должен понимать почему. Чем сильнее ваше УТП и платёжеспособнее аудитория, тем выше может быть наценка.
Рассчитывая наценку, учитывайте, что у разных категорий товаров разная эластичность спроса, то есть реакция потребителей на изменение цены. На эластичность влияют, например, такие факторы:
Продукты и другие FMCG-позиции нужны срочно и постоянно, их легко заменить, их часто покупают. Переплачивать за них нет смысла, только если это не эксклюзивные или лимитированные позиции в ряду прочих. Именно по этой причине маленьким продуктовым со стандартным ассортиментом сложно конкурировать с крупными сетями. Последние за счёт объёма продаж пользуются скидками от производителей.
Стандартная наценка на продуктовые позиции и алкоголь — 30-40%. Она редко бывает единой для всех категорий товаров.
Сейчас есть позиции, на которые наценка 20-30%. Есть 70% — это самая высокая. А есть даже 0%. Это маркетинговые позиции, с которых мы ничего не зарабатываем, но за их счёт привлекаем клиентов: они приходят за этими сырами, которые у нас дешевле, чем везде, и заодно покупают что-нибудь ещё. И мы всё равно в плюсе.
Методы отличаются по ключевому критерию, можно выбрать наиболее подходящий или сочетать.
Самый простой способ ценообразования: к издержкам прибавляется необходимая компании прибыль. Но даже если вы настроились на минимальную прибыль, нет гарантии, что товар купят. Цена всё равно может быть выше рынка.
Вы стараетесь установить цены как у конкурентов или ниже, то есть демпинговать. Метод подходит, когда вы предлагаете привычные и широко распространённые товары.
Ваш конкурент через дорогу решил снизить цены на молоко. Предлагать аналогичные позиции ещё дешевле — прямые убытки. Чтобы удержать покупателей, вы можете подготовить специальное предложение. Например, запустить акцию «2 по цене 1». Это увеличит себестоимость, но позволит конкурировать с другим магазином.
Без акций цены выше или значительно ниже рынка, если ассортимент стандартный, отпугивают покупателей. В первом случае потребитель не понимает выгоды, а во втором — сомневается в качестве продукции.
Как правило, при таком подходе цена существенно выше себестоимости. Благодаря маркетинговой стратегии компании удаётся придать товарам дополнительную ценность.
Когда формировали линейку, я думал, что, раз у нас качественный импортный товар, классный ремонт в магазине, то и цены должны быть «премиальными». Самая удобная средняя наценка, как мне тогда казалось, — это 100%. Я тестировал цены и сам стоял за прилавком, смотрел, что как продаётся. Кого-то цены пугали, а кто-то, наоборот, удивлялся, что это за килограмм, а не за 100 грамм.
Когда стали продавать не только импорт, но перешли на российские сыры, я подумал, что 100% для России — совсем нагло. Заходил к конкурентам и смотрел, какая наценка у них. Выяснилось, что от 30% до 100%. Поставил у себя 50%.
Через года два, когда объём продаж увеличился, и поставщики стали делать нам скидки, мы могли уже свои условия диктовать новым производителям, говорить: «Нет, для нас это дорого». И за счёт минимальной закупочной цены могли сделать сыр для покупателей дешевле, чем у конкурентов.
Это самый субъективный метод ценообразования: вы продаёте товар или услугу по цене, которую готов заплатить ваш клиент, исходя из собственных представлений о целевой аудитории. Чтобы узнать мнение покупателей, проведите несколько опросов или почитайте отзывы о продукции конкурентов.
Мы уменьшили наценку со 100 до 70%, чтобы нарастить объём продаж. Если стоит цена 2999 рублей, в сознании клиента это 2000. А если 3120 рублей, то это ровно 3120. Поэтому мы решили, что пусть мы лучше будем меньше зарабатывать, но зато выйдем на другой уровень — привлечём больше разных клиентов.
В своей нише мы будем продавать всегда. Те люди, которые хотят найти эксклюзивный необычный сыр, и с наценкой 200-300% купят. Но у нас задача увеличить количество заказов. И снижение наценки работает — заказов стало больше.
Соотнесите цены с точкой безубыточности в денежном выражении.
Например, если точка безубыточности — 300 000 рублей в месяц, а средний чек — 400, понадобится 750 клиентов, чтобы достичь такой выручки. Оцените, реально ли это, сможете ли вы привлекать столько клиентов (они не придут разом в первый день). Если нет — подумайте, что можно сделать: поднять средний чек, изменить ассортимент, уменьшить себестоимость.