Формирование ассортимента продуктового магазина

От количества товара и его расположения на полках зависит, купят у вас что-нибудь или нет. Рассказываем, как выбрать и расположить продукты на полках.

Как сформировать ассортимент

Представьте, вы открыли продуктовый магазин и стихийно накупили товаров на реализацию: пять сортов макаронных изделий, семь марок молока, 10 видов колбасы и сосисок. Логика понятна: вы только открываетесь и хотите на практике проверить, на что будет спрос. Но к концу месяца обнаруживаете большие убытки: молоко покупали только самое дешёвое, макароны раскупили на 20%, а охлажденное мясо осталось почти нетронутым.

Чтобы такого не произошло, до закупки товара составляйте ассортиментную матрицу — своеобразный каталог товаров в виде таблицы.

Пример ассортиментной матрицы

Чтобы составить матрицу, присмотритесь к ближайшим конкурентам — магазинам такого же формата и точкам федеральных сетей, расположенным неподалеку. Зайдите к соседям и изучите ассортимент: что представлено, в каком количестве, как расположен товар.

Допустим, в 500 метрах от вас располагается специализированный магазин, который предлагает широкий ассортимент чая на развес. Он может перетянуть на себя до половины объёма продаж чая в средней ценовой категории, поэтому при составлении ассортиментной матрицы включите только несколько самых ходовых брендов.

Изучайте у конкурентов не только товар, но и цены на него. Например, если у поставщика бутылка газировки стоит 60 рублей, сделайте наценку, допустим, в 40%. Если цена получилась значительно выше, чем в соседнем гипермаркете, лучше договориться о скидке или заказать у другого поставщика газировку подешевле.

Для нас есть ключевые позиции. Наш категорийный менеджер идёт в «Азбуку вкуса» или во «ВкусВилл», смотрит, какие у них сыры появляются.

Постоянно смотрим на базовые продукты: по какой цене продают конкуренты. Если «ВкусВилл» продаёт молоко за 50 рублей, мы не можем поставить его за 100 рублей, потому что его не купят.

Константин Пинигин,
владелец сети магазинов крафтовых продуктов «Зорька и Милка»

Что обязательно должно быть в магазине

В магазине формата «у дома» не нужен ассортимент как в гипермаркетах. В продуктовые мини-маркеты, как правило, заходят, чтобы взять товары с коротким сроком годности — молочную продукцию, хлеб, овощи. И у покупателей нет запроса на широкий ассортимент.

Считается, что человек максимум может держать в голове 7 наименований продукции, и ему нужно дать выбор. Мы гнались, чтобы у нас было три вида «Гауды». Но когда видели списания и разговаривали с нашим потребителем, выяснили, что ему это и не нужно. Это должен быть «Блю чиз», «Рокфорти» и еще что-то, а не три «Гауды» под разными брендами. Потребителю не нужно пять видов просто молока. Ему нужно жирное, обезжиренное, козье. Это было нашей ошибкой — раздувать ассортимент, что в результате могло привести к убыткам.

Константин Пинигин,
владелец сети магазинов крафтовых продуктов «Зорька и Милка»

 

Нельзя навязывать. Я была абсолютно больна идеей, что козья продукция должна всех оздоровить, и сделала упор на неё. А её употребляют 5-10% от всего населения. Сколько бы им ни говорили, что это полезно, — люди шарахались. И мы понесли большие потери.

Галина Дембицкая,
основательница сети фермерских магазинов «Две сестры»

При формировании ассортимента включите основные категории:

Если магазин находится недалеко от студенческого общежития или офисов, включите в ассортимент готовые блюда, которые можно взять с собой. Такие позиции можно закупать у поставщиков или готовить самим.

Второй вариант позволит сократить число списанного товара, так как мясо с заканчивающимся сроком годности можно переработать.

Нужно дать клиенту то, за что он будет доплачивать. Потому что у тебя никогда не будет цен как у федеральных сетей. Ты должен стать чем-то новым, чтобы покупатель тебя выбрал.

Мы предлагаем сыры. Такие точно не найти в других магазинах, потому что это небольшие производители, у которых не хватает объёма на крупные сети. Мы сами производим кондитерку и продаем только в нашем магазине. К тому же, сейчас есть тренд на мультиформатность. Какие-то кафе начинают продавать продукты, а магазины выделяют зону под столики, где можно поесть. В наших магазинах мы предлагаем кофе на вынос, он приносит трафик.

Константин Пинигин,
владелец сети магазинов крафтовых продуктов «Зорька и Милка»

На каких товарах можно больше всего заработать

Товары с самой высокой маржинальностью — это снеки. На чипсы, сухарики и семечки наценка может составлять до 70%, стоит отвести для них полки на виду.

А, например, у бытовой химии маржа низкая. Если себестоимость капсул для стирки 300 рублей, то наценка составит не более 100. Но эта группа товаров обязательно должна присутствовать в мини-маркете, потому что это повысит лояльность к магазину. А также мелочи, о которых всегда забывают: лампочки и батарейки, пластыри и колготки. Чтобы они пользовались спросом, лучше предлагать товары низкой и средней ценовой категории.

Ещё меньше получится заработать на продаже сигарет — не более 20 рублей с одной пачки. Но на них всегда есть спрос, поэтому табачная витрина обеспечивает трафик. К тому же человек, который зашёл за пачкой сигарет, может захватить бутылку воды, жвачку или шоколадку.

Где закупать продукты

К магазинам, которые работают на рынке давно, поставщики приходят сами. На стадии открытия искать их придётся самим.

Где искать поставщиков

Поисковые системы и специализированные сайты

Например, сайт «На полке». Можно вбить в поиске любой товар, и сервис выдаст предложения поставщиков.

Магазины мелкого опта

Например, Metro Cash&Carry.

Производители

К брендам-производителям можно обратиться напрямую: оставьте заявку на сайте, и они дадут контакты дистрибьютора или предложат свои услуги.

Для нашей лавки ищем поставщиков из деревни. Мы любим фермеров. Люди, которые горят своим делом, — наши единомышленники. Но есть ещё один момент: мало сделать натуральный продукт, он должен быть вкусным.



Галина Дембицкая,
основательница сети фермерских магазинов «Две сестры»

Оптовые базы

Можно прийти лично и изучить ассортимент. На таких базах представлен низкий и средний ценовой сегмент, элитной продукции нет.

Сайты вакансий

Неочевидный способ найти контакты поставщиков — зайти на сайты по поиску работы. В объявлениях вакансий указаны данные о компании и мобильные телефоны представителей. По запросу «дистрибьютор продуктов питания» можно найти подходящего поставщика.

На скриншоте сайта HeadHunter видно предложение о вакансии от поставщика пива

Первое, что нужно сделать, — это найти поставщиков, которые не работают с федеральными сетями. Так вы получите тот самый вкус, которого нет у других. Второе — найти тех, кто сможет привозить товар вам на точку. Потому что если будете сами ездить — логистика «съест» всю прибыль. Третье — нужно понимать ценообразование. Если поставщик предлагает вам мясо или рыбу, нужно понимать — дорого это или нет. Так вы отсеете уже на этом этапе тех, кто предлагает завышенную цену.

Константин Пинигин,
владелец сети магазинов крафтовых продуктов «Зорька и Милка»

Как расположить товар

Представьте: покупатель заранее составил список покупок. В магазине он будет искать нужное вне зависимости от выкладки товара. Но если человек пришёл купить просто «продукты на завтрак», то, кроме хлеба и сыра, может положить в корзину яркую пачку чипсов или упаковку хлопьев, которые попались ему на глаза.

Именно на потребителей без чёткого списка покупок и рассчитана выкладка товара. Правильный мерчендайзинг может подтолкнуть покупателя к импульсивной покупке и увеличить средний чек магазина.

Виды выкладки

Вертикальная

Товары из одной категории раскладывают на полках сверху вниз. Такое расположение даёт хороший обзор. Маленькую продукцию, например банки газировки, ставят на верхние полки, а крупные  — пятилитровки воды — на нижние. Подобная выкладка подходит для узкого ассортимента.

Горизонтальная

Товары ставят вдоль полки слева направо. Внизу — самые крупные и дешёвые позиции. Так можно продемонстрировать ассортимент.

В магазинах часто используют комбинацию первых двух способов.

Взято из Яндекс.Картинки .

Блочная

В этом случае на полках выделяют место для демонстрации продуктов одной марки. Например, блок с шоколадом Kinder. Это позволяет привлечь внимание и повысить узнаваемость бренда. Благодаря контрасту посетители дольше задерживаются у одного стенда, что увеличивает вероятность импульсивной покупки.



Взято из Яндекс.Картинки

Дисплейная

В магазине устанавливают отдельный фирменный стенд с продукцией. Например, стойку с чипсами фирмы Lays.

Напольная

Крупногабаритные товары, например ящики с овощами и фруктами, устанавливают на паллеты или аналогичные подставки.

Принципы выкладки

Удобство и наглядность

Человек должен хорошо видеть товар и находить схожие товары рядом друг с другом. Например, выпечку около хлеба, а овощи около фруктов.

Позиционирование слева направо

При выборе товара покупатель просматривает полки так же, как при чтении книги: слева направо. Товары с высоким спросом ставьте слева, с низким — справа.

Лицом к лицу

Выбирая товар, покупатель смотрит на бренды. Поэтому, например, бутылка кефира должна стоять этикеткой к покупателю. Это называется фейсингом. На одной полке таких бутылок должно быть не меньше шести, чтобы яркое пятно одной категории привлекало внимание.

«Золотые» стеллажи

Подобные полки расположены на высоте 1,5-1,7 метров от пола — то есть примерно в 20 сантиметрах от уровня глаз. Товары, которые стоят на этих полках, продаются лучше остальных. Те, что выше уровня глаз, воспринимаются как более дорогие, а ниже — наоборот, дешёвые. Исключение — детские товары, которые нужно располагать на уровне детских глаз.

На расстоянии вытянутой руки

Товары с высоким спросом ставьте на полки, до которых легко дотянуться.

Массовое в «мёртвой зоне»

Хуже всего продаются товары в нижнем левом углу и на верхних полках. Их и называют «Мёртвой зоной». На эти полки ставьте продукты массового спроса и товары в крупной упаковке.

Принцип «двух пальцев»

Выставляйте товары так, чтобы от края стеллажа до края упаковки было около 40 мм. При меньшем расстоянии товар сложнее взять, при большем — пространство используется менее эффективно.


Пример принципов выкладки

Шесть шагов

Покупатель, который только зашёл в магазин, условные «шесть шагов» изучает ассортимент и цены. Поэтому товары у самого входа реже попадают в потребительскую корзину. Расположите в этой зоне акционные предложения и товары со скидкой — это привлечёт внимание и создаст выгодное впечатление о ценах.

«Золотой» треугольник

Поместите товары массового спроса в конце зала. Чем масштабнее треугольник «Вход — Нужный отдел — касса», тем выше вероятность импульсивных покупок. Человек, который пришёл за хлебом или яйцами, обойдёт магазин и по пути положит в корзину другие товары.

Перекрёстное опыление

Располагайте товары, которые дополняют друг друга, рядом: конфеты и чай, мясо и приправы.

Планограмма выкладки

Чтобы визуализировать, как товар будет расположен на полках, составьте планограмму выкладки и уже по ней расставляйте ассортимент.

Планограмма — это представление витрины в виде картинок и схематических графиков. По ней понятно, каким способом и в каком порядке будут располагаться товары. 

Пример готовой планограммы  

Что учитывать при составлении планограммы выкладки

Товары массового спроса занимают больше всего места в магазине. Их не перекрывают маркетинговым сопровождением, чтобы покупатель легко нашёл глазами и смог беспрепятственно подойти к стеллажам.

Площадь магазина всегда ограничена, нужно уметь оптимизировать пространство. Например, если выбрать узкие стеллажи, можно добиться широких проходов в торговом зале. При этом количество товара будет такое же.

Александр Горбульский,
сооснователь мини-маркета «Стори»

Кофе не ставят рядом со специями, фрукты — рядом с луком и пряными травами, потому что продукты могут впитать запахи друг друга. Для круп и молочных продуктов выдерживают не только разный температурный режим, но и уровень влажности воздуха, поэтому расставляют в разных частях магазина.

Дешёвые товары массового спроса ставьте рядом с более дорогими, но яркими. Например, растворимый кофе и жестяные коробочки шоколадных конфет.

Изредка проводите дегустации, предлагайте скидки при покупке фиксированного количества товаров. Помогайте клиентам определиться с выбором продуктов.

В зале можно повесить мониторы, на которых будут транслировать историю создания продукта и блюда, которые можно из него приготовить. Например, вы хотите приготовить салат: а какой? Какие продукты нужно для этого купить? Ответ на экране: моцарелла, помидоры, масло оливковое, соус песто. И у вас сразу формируется понимание того, что положить в корзину. Это очень удобно. Особенно для мужчин, которые приходят со списком от супруги и теряются в магазине. У нас скоро появятся такие экраны. И я уверен, что они будут помогать покупателям правильно совершать покупки.

Александр Горбульский,
сооснователь мини-маркета «Стори»

Расположите около кассы недорогие товары, которые можно предложить «на сдачу»: жвачки, шоколадки, батарейки и прочее. Мелкие яркие товары привлекают внимание посетителя в очереди и побуждают его пополнить корзину.

На нижних полках около кассы разместите сладости в яркой упаковке — их заметят дети и попросят родителей купить. За спиной у кассира поместите наиболее востребованные товары — это место хорошо просматривается во время оплаты.

Программы для составления планограммы

Главное