Бизнес — это всегда риск, и возможные неприятные ситуации лучше продумать наперёд. Объясняем, как их оценить и предотвратить.
Обычно под «деловым риском» имеют в виду одно или несколько событий с негативными последствиями для компании. При этом риски — не всегда что-то плохое: часть из них вскрывает проблемы, которые требуют решения, зоны роста и даже новые возможности.
Риски делят на систематические и несистематические. Несистематические возникают в отдельно взятой компании, их можно спрогнозировать и оценить своими силами. Систематические риски угрожают рынку в целом или отдельным сферам бизнеса. Предсказать их возникновение и оценить последствия могут только эксперты.
Яркий пример: отменили единый налог на вменённый доход (ЕНВД), и многие бизнесы в России сильно пострадали, потому что не все могут платить даже УСН 6%. Налоговые риски для малого бизнеса самые серьёзные.
Много чёрных лебедей, таких как кризис или пандемия. Мы стараемся минимизировать риски на этапе сбора команды. У нас ребята с высоким уровнем адаптивности к новым знаниям, открытости к новой информации, непредубеждённости и способности проактивно изменять себя и бизнес-процессы, за которые они отвечают. При такой гибкой команде ты можешь быстро адаптироваться к условиям.
Производственные
Это, например, неожиданный отказ поставщика с вами сотрудничать или форс-мажор, который порушил логистику.
Финансовые
Возникают из-за недополучения прибыли, неликвидности продуктов на продажу и т. п. К таким рискам относятся кредитные — риск невыплаты займов, процентный и валютные риски.
Процентный риск — это потери на фоне изменений ставки рефинансирования, в связи с которым банк может повысить ставку по кредиту. Валютные риски возникают при экспорте или импорте продукции. Например, вы закупаете товары в Европе крупными партиями и делаете очередной заказ по курсу 75 рублей. Первый транш, то есть перевод части суммы по контракту, проходит по оговорённой стоимости. А следующий — по курсу гораздо выше. Чтобы подстраховаться, следите за динамикой курса валюты. Если курс растёт, можно купить валюту заранее на весь контракт.
Рыночные
Появляются из-за нестабильности ситуации на рынке, ценовой политики организации и появления новых конкурентов в нише. Например, рядом с вашим магазином открылась франшизная точка федеральной сети.
Способы оценки рисков делят на количественные и качественные.
Количественно оценить риски помогут расчёты: маржинальной прибыли и рентабельности по марже; валовой, операционной и чистой рентабельности по каждому виду прибыли.
К качественным методам оценки относятся:
К оценке и анализу рисков на предприятии привлекают независимого эксперта. Он изучает составленный собственником список рисков или предлагает свой.
Вы ранжируете риски по вероятности возникновения или серьёзности последствий. Результат метода — заполненная таблица с рейтингом рисков.
Метод базируется на разборе рисков, которые наиболее вероятны для вашей сферы или с которыми сталкивались в прошлом.
Типичные риски мини-маркета:
Если заполнять такую таблицу по итогам каждого реализованного проекта, по ней можно будет проверять возможные риски будущих.
Разновидность контроля списков источников риска. Отличается тем, что предыдущий опыт не только исследуют, но выявляют с его помощью закономерности между процессами в разных проектах.
Последствия несистематических рисков реально минимизировать грамотным менеджментом. Продумайте, как предотвратить конкретные происшествия и что делать, если что-то из этого уже случилось.
Воровать деньги и продукты могут как покупатели, так и сотрудники. Например, администратор в момент инвентаризации списывает часть продуктов как неликвид или изначально не ставит на приход и забирает себе.
Решение:
Управленческий баланс поможет выявить воровство.
Решение: идите на контакт с покупателем, оформляйте возвраты и предлагайте скидки на следующую покупку.
Наша компания очень лояльна к возвратам. По закону весовые товары, которые человек открыл и уже попробовал, не подлежат возврату. Но даже если человек открыл, понюхал, съел и сказал, что ему не понравилось, работаем с возвратом. Всегда звоним за обратной связью, спрашиваем — понравилось или нет. Если, например, человек говорит, что привезли товар с открытой крышкой, то на следующий день оформляем бесплатную доставку. И клиенты довольны, делают повторные заказы. Идём на контакт, предоставляем скидки.
Например, вы оплатили партию молока, а поставщик нарушил сроки или совсем не привёз товар.
Решение: пропишите в договоре процент неустойки на нарушение сроков. В этом случае контрагент заплатит штраф.
Например, из-за жары и низкого спроса продукты с коротким сроком хранения могут не раскупить, и придётся утилизировать товар.
Решение: введите кулинарию. Это позволит сократить число списанного товара: например, из мяса с заканчивающимся сроком годности можно что-нибудь приготовить.
Все начиналось просто с продуктов. Но так как продукты скоропортящиеся, мы поняли — если не создадим полный цикл, то просто не выживем. Поэтому на территории трех лавок у нас кухня, где лепят пельмени, делают кулинарию и пекут хлеб. Благодаря этому мы можем позволить себе держать на прилавках всегда свежий «скоропорт». Сегодня мы уже не просто мини-маркет с какими-то товарами, мы мини-маркет со своим товаром.
Больший урон может нанести в специализированных магазинах, например, которые торгуют элитными сырами или алкоголем. В таких точках недостаточно знать ассортимент — продавец должен быть подкован в истории продукта. Например, подсказать клиенту, с каким вином лучше сочетать хамон, а с каким — оливки.
Решение: разработайте такую систему мотивации и KPI для сотрудников, чтобы им хотелось увеличивать продажи, а не уходить к конкурентам. Например, введите ежемесячное премирование за лучшие показатели и ежеквартальное — за хорошие отзывы.