Чтобы оборудование обслуживалось по гарантии, а продукты не закончились в неожиданный момент, нужно подобрать правильных поставщиков. В статье — как найти надёжных и наладить бесперебойные поставки на выгодных условиях.
При выборе поставщика стоит обращать внимание на цены, ассортимент и сервисную поддержку.
Выбирается товар, проводится слепая дегустация, и та позиция, которая вкуснее, должна оказаться на полке. Плюс, для нас важна удобная логистика и собственная торговая марка. Мы выбираем местных поставщиков, с минимальным количеством «Е-шек» в продуктах.
Важно, чтобы у одного поставщика был широкий ассортимент: удобно закупаться у одного производителя. Сравнивайте цены — компании, которые работают напрямую с производителем, могут предложить товар по более низкой стоимости.
Вас не должен пугать несовременный сайт. Оптовые компании могут пренебрегать удобным интерфейсом, но при этом качественно оказывать услуги.
Менеджеры должны оперативно отвечать на сообщения и всегда быть на связи. Проверить работу службы поддержки можно, позвонив на горячую линию или напрямую менеджеру, если его телефон указан в контактах.
Чтобы оборудовать мини-маркет, вам понадобятся как минимум:
На оборудовании не стоит экономить, так как вы покупаете его на долгий срок. Но снизить расходы можно, если выбрать в качестве поставщика официального дилера. У него налаженные отношения с производителем, между ними нет посредников. За счёт этого вы получите хорошее качество по цене ниже, чем у реселлеров.
К бытовой технике должны прилагаться гарантийный талон и инструкция. Уточните, предоставляет ли поставщик гарантийный и постгарантийный ремонт, выполняет ли профилактические работы и оказывает ли сервисную поддержку.
Также можно рассмотреть б/у технику. Например, на «Авито» можно найти технику в рабочем состоянии с хорошей скидкой.
При закупке скоропортящихся продуктов важны скорость и бесперебойные поставки. Идеально, если контрагент находится в вашем городе: он сможет быстро выполнить срочный заказ. Для плановых поставок подойдёт и поставщик из другого региона или страны с представительством в вашем городе.
При приёмке товара проверяйте все документы: сертификаты соответствия и товарные накладные.
Вас должны смутить заманчивые акции и большие скидки — это может быть предлогом для сбыта некачественной продукции. Например, вы заказали партию коробок с молоком по акции «три упаковки по цене одной». К вам приехал заказ, и оказалось, что срок годности заканчивается через неделю. Хорошо, если вы устроите такую же акцию, и товар успеют купить. Но это всё равно незапланированные расходы и коробки списанного товара.
Чтобы не тратить силы на поиски нового поставщика, проверяйте сроки годности и уточняйте условия акций. Обращайте внимание на специфику рынка. Например, при работе с алкоголем можно получить постоянную скидку при сотрудничестве с одним поставщиком.
Есть два-три поставщика алкоголя в каждом регионе, которые будут тебе предлагать условия эксклюзива: работаешь только с одним, а за это получаешь бонусы в размере 10% от оборота. Я договорился так, что получал бонусы то наличкой, то товаром.
Преимущество таких мероприятий — возможность посмотреть продукцию вживую. Можно не ограничиваться своим городом. Крупные выставки проходят в Москве, Санкт-Петербурге или за рубежом.
Если у вас нет возможности приехать в город проведения, выбирайте онлайн-выставки и подключайтесь к ним онлайн.
Отслеживать актуальные мероприятия и сроки их проведения можно в онлайн-каталогах, например на сайтах Expomap, TotalExpo или GeneralExpo.
Нам важно сохранять уникальную ассортиментную матрицу. Сейчас она на 90% не пересекается ни с кем в Москве. Приходится искать самородков по всей России. Категорийные менеджеры ездят на фестивали и ярмарки, куда съезжаются производители со всей России. Берут визитки, контакты, знакомятся.
Обратите внимание на этикетки — на них вы найдёте не только состав, но и изготовителя или поставщика с фактическим адресом, телефоном и email. Свяжитесь с ними по указанным контактам и уточните возможность сотрудничества с вашим магазином.
Поставщиков можно искать на порталах товаров и услуг. Самые крупные из них:
Также можно воспользоваться электронной площадкой по поиску поставщиков и проведению закупок SberB2B . Её особенность — возможность закупать малые объёмы по упрощённой схеме.
И не стоит забывать про такие сервисы, как 2GIS и Yell.ru. Они могут помочь в поиске поставщика рядом с вами.
Вы выбрали поставщика. У него широкий ассортимент, выгодный прайс-лист, оперативная служба поддержки. Договорились о поставке, оплатили первую партию и уже через несколько дней ожидали доставку. Но вам так и не привезли товар. Вы попытались дозвониться до контрагента, но абонент оказался недоступен. Перешли на их сайт — «Ошибка, страница не существует или была удалена».
Так выглядит типичная схема мошенничества с сайтом-однодневкой. Чтобы не стать жертвой неблагонадёжных поставщиков, проверяйте их до того, как начать работу.
Поищите поставщика в Едином государственном реестре юридических лиц или ИП. Или запросите у компании выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. В этом списке есть и те, кто находится в стадии ликвидации. Это можно проверить на сайте ФНС .
Убедитесь, что компания не является банкротом. Информация об этом есть на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
Для долгосрочного сотрудничества выбирайте компанию, которая вовремя и в полном объёме платит налоги и выполняет свои обязательства перед своими контрагентами.
Чтобы это проверить, зайдите на сайт Картотеки арбитражных дел и убедитесь, что компания не выступает ответчиком по судебным искам, а также не числится в реестре недобросовестных поставщиков ФАС . В него включают тех, кто нарушает условия по контрактам в системе госзакупок по 44-ФЗ.
Есть ли у компании долги перед судебными приставами, можно проверить по открытой базе Службы судебных приставов .
Сведения об организации или индивидуальном предпринимателе можно найти в открытом доступе на сайтах государственных органов. Если не хотите делать это самостоятельно, воспользуйтесь сервисом проверки контрагентов от СберБизнеса. Вы получите оценку надёжности контрагента на основе выписок из ФНС, сведений о судебных исках и банкротстве, баланса и других показателей.
Итак, вы удостоверились, что потенциальные поставщики не фирмы-однодневки, вовремя платят налоги, в судебных разбирательствах не задействованы. Определили пул компаний, но не знаете, кому отдать предпочтение. Пробегитесь по чек-листу, а все ответы сведите в одну таблицу. Это наглядно продемонстрирует поставщика с самыми выгодными условиями.
Пример сравнительной таблицы преимуществ поставщиков
Это быстро и удобно: нет таможенного контроля, дешевле доставка. Вы сможете приехать к контрагенту лично и проконтролировать качество продукции. К тому же, поставщик в этом случае возьмёт все расходы по сертификации товара на себя. Вам останется только проверить документы.
Сделайте пробный заказ или попросите скидку на первую партию. Контрагент, который настроен на долгое сотрудничество, скорее всего, пойдёт на уступки и снизит цену на первый заказ.
Если у одного из контрагентов случится накладка, другой доставит вам товар вовремя.
Вообще можно открыть точку без вложения в товар. Находишь 2-3 поставщика и сталкиваешь их лбами. Я когда открывал второй магазин, он был полностью забит товаром, который мне дали в долг.
Удобнее работать с компанией, за счёт ассортимента которой можно закрыть большую часть нужных позиций. К тому же при больших объёмах закупок могут быть скидки. Это не отменяет совета по работе с несколькими поставщиками, а лишь дополняет его.
У нас был полный цикл с региональным представителем, это мультибрендовый поставщик. С алкоголем так и бывает, рынок исторически поделен. Иногда появляются новые игроки, но они тоже будут поставлять тебе весь спектр алкоголя. Стараешься все соединить в один прайс: и элитный алкоголь, и неэлитный.
Например, в договоре вы не указали возможность рассрочки, а она вам понадобилась. Если отношения с контрагентом хорошие, он пойдёт навстречу.
Часто поставщики навязывают свои шаблоны договоров. Например, за нарушение обязательств с их стороны — штраф в размере 10% от суммы заказа. А если магазин не выкупает товар — штраф в 200%.
Изучите предложения контрагента и внесите изменения или составьте свой договор.
Об объёмах партии, сроках доставки и их изменении с поставщиками, как правило, договариваются по электронной почте. Чтобы при нарушении договорённостей вы могли воздействовать на поставщика и это имело юридическую силу, пропишите в договоре контакты адресата и адресанта.
Стоит прописать несколько пунктов: гарантийный срок, срок годности и срок службы товара. Последний представляет собой период, в который поставщик несёт ответственность за недостатки, которые вскрылись при использовании товара по назначению. А также — сроки возврата товара, сроки поставки и срок действия договора. Например, «Договор действует с 31 мая по 26 декабря 2021 года» или «один с год с момента подписания обеими сторонами».
Любое форс-мажорное обстоятельство, мешающее вовремя доставить товар, стоит прописать в договоре.
Есть несколько ключевых признаков форс-мажора:
Первый — это событие, которое стороны не могли предвидеть заранее. Например, наводнение.
Второй — стороны не могли это событие избежать, либо преодолеть. Вы должны поставить товар, но дороги размыло — то есть преодолеть вы не можете.
Третий — событие должно находиться вне зоны действия сторон. Условно, если наводнение произошло, потому что у меня дома прорвало трубу, тогда это не форс-мажор, потому что присутствует мое виновное действие.
Например, в 2020 году форс-мажором признали запретительные меры государства из-за коронавируса. А финансовый кризис и скачки валют форс-мажором не являются. Признать событие форс-мажором по конкретному договору может только суд.
Наступил форс-мажор. Во-первых, нужно официально известить своего контрагента, что вы не можете исполнить обязательства по договору из-за форс-мажора. Во-вторых, не допускать со своей стороны действий, влекущих причинение контрагенту ещё большего ущерба. В-третьих, никто не освобождает вас от обязанности исполнить договор после того, как форс-мажорные обстоятельства отпали.
Риски, которые связаны с межличностными конфликтами, одни из самых непредсказуемых. Чтобы их предупредить, внесите в договор пункт о штрафе за досрочное расторжение договора.
Если у вас возник конфликт с поставщиком и он решил расторгнуть договор в одностороннем порядке, то закон на вашей стороне , и поставщику придётся заплатить указанную в договоре сумму. Лучше прописать не более половины всей суммы сделки, чтобы её нельзя было оспорить как злоупотребление.
Если дело не в личных отношениях, а нарушении договора одной из сторон, то расторгнуть его можно без выплаты компенсации. Например, если магазин не оплатит вовремя заказ, контрагент сможет расторгнуть договор в одностороннем порядке, ссылаясь на Гражданский кодекс .
Например, компания сорвала сроки поставки, и у вас пустая полка с товарами массового спроса: хлеба или молока. Чтобы не терять прибыль, вы в сжатые сроки заказали товар по завышенной цене у другого поставщика. В этом случае можно составить претензию к недобросовестному поставщику, расторгнуть договор и через суд взыскать деньги за упущенную выгоду, доказав разницу в цене закупки.
Вина может лежать как на водителе или грузчике, так и на менеджере, который недосмотрел при упаковке товара. На каком бы этапе это ни произошло, по возможности не подписывайте документы о приёмке товара, пока не проверите всю партию.
Нам привезли сыр с остаточным сроком годности 2 дня. За это время просто было невозможно продать товар. Так потом мы разрезали сыр и обнаружили, что он ещё и испорченный. Это был поставщик, с которым мы работали не в первый раз. Обычно они привозили товар с остаточным сроком годности минимум месяц. Я позвонил поставщику и попросил забрать заказ обратно. Но он отказался. Я пытался договориться, но контрагент не соглашался даже пополам поделить затраты на списание. И мы пошли в суд. Но проиграли, так как поставили печать в накладной приёма.
Если поставщик отказывается забирать испорченный товар, вы можете сослаться на статью 475 Гражданского кодекса , согласно которой контрагент обязан безвозмездно заменить испорченный товар или соразмерно снизить плату за партию.
Допустим, вы отдали договор на подписание контрагенту. И вместо генерального директора в строке «подпись» стоит «Иванов Иван Иванович, действующий на основании доверенности № 1 от 01.01.2001». Запросите у поставщика скан доверенности, чтобы убедиться в том, что Иван Иванов действительно вправе подписывать документы. В противном случае договор можно будет признать недействительным.