Иногда открыть интернет-магазин — плохая идея, а иногда — продуманный шаг. Вот как проверить свою стратегию без специальных знаний и выбрать нишу по душе.
Открывая бизнес, вы выходите на определённый рынок. В случае интернет-магазина — огромный рынок интернет-торговли, поэтому лучше сразу определиться с товарной категорией. Наиболее популярные:
Первый шаг анализа поможет понять, чего ожидать: растёт рынок или падает, каким тенденциям он подвержен, сколько на нём денег, какой уровень конкуренции.
Рынок и его ниши проходят стадии развития:
Ситуация с конкуренцией может быть разной в зависимости от конкретной ниши, региона и других факторов.
Учитывайте контекст: возможно, в вашем городе или районе просто мало компаний, продающих конкретный товар, и он сам по себе станет УТП. Или вы придумаете такое УТП, из-за которого клиенты выстроятся в очередь.
Для анализа используйте все источники информации, которые найдёте.
Также подойдут коммерческие базы данных, собранные на основе официальных сведений, например ExportBase.
Выгрузка сформирована с фильтрацией по городу и типу компании — «торговля через интернет». Даже не заплатив, можно увидеть количество компаний, занятых в отрасли в Липецке, — 2193. Источник: export-base.ru
Предлагая открыть бизнес по франшизе, её владельцы обычно делятся информацией о сроках окупаемости и обороте. А крупные компании — раз в год или реже публикуют финансовые отчёты.
Оценить ситуацию в отрасли в конкретных городах и даже районах поможет Бизнес-навигатор МСП.
Бизнес-навигатор, например, покажет, сколько ваших офлайн-конкурентов работает в городе и где расположены их точки. Источник: navigator.smbn.ru
Чтобы использовать сервисы, на портале нужно зарегистрироваться. А полный доступ ко всем возможностям появится только если укажете ИНН компании, то есть после регистрации бизнеса в налоговой.
Ниша — узкий сегмент рынка, у которого есть две основных характеристики:
Ниши в электронной коммерции — это, например:
На стадии выбора ниши очень полезно пообщаться с предпринимателями, у которых уже есть такой бизнес. Найдите контакты тех, кто вам не конкурент, — интернет-магазин другой товарной категории или работающий в другом регионе — и расспросите о сложностях, с которыми они сталкиваются ежедневно. Чаще всего людям приятно выступить в роли эксперта, поэтому наверняка найдётся кто-то, кто не откажет в беседе.
Второй вариант изучить бизнес изнутри — самому поработать в чужом интернет-магазине.
Если уже выбрали нишу, ответьте себе на вопрос, как долго вы хотите в ней работать. Открывать и развивать бизнес лучше в сфере, которая вам интересна, хотя бы в данный момент.
На что ещё обратить внимание:
Бизнес-идея — это конкретное торговое предложение в контексте ниши. То, за счёт чего вы планируете зарабатывать и привлекать клиентов. Отлично, если предложение будет уникальным.
Я всем рекомендую посмотреть, что такое концепция ежа. Ответьте себе на три вопроса. Первый: что вы можете делать лучше всего на свете? Второй: что вы любите делать больше всего на свете? И третье: а можете ли вы на этом заработать?
Пересечение этих трёх кругов даёт ощущение, что вы в этом можете быть непобедимы. И концепция ежа строится на том, что лиса, которая пытается сожрать ежа, никогда его не победит ста способами, потому что ёж научился сворачиваться в клубок, и эта защита непобедима. Поэтому, если вы правильно выбрали тематику по вот этим трём кругам и применяете к ней концепцию ежа, вас не может победить никто.
Ниша | Бизнес-идея |
Интернет-магазин подушек и текстиля | Интернет-магазин подушек с авторскими принтами |
В поисках бизнес-идей полезно следить за происходящим не только на российском рынке, но и зарубежном: новые веяния по-прежнему приходят к нам оттуда.
Представьте, что в определённый момент на вас просто сваливается целая экономика, зелёная экономика новых концептуальных брендов, товаров и смыслов. И у этого конечно колоссальное влияние из Европы и из Америки. Прародителем натуральности, по крайней мере в косметике, матерью-основательницей всех натуральных брендов считается Weleda, а ещё «Доктор Хаушка». Эти бренды были в поисках действительно полезных вещей в гармонии с природой. Мне спустя год-два, как я начал заниматься 4fresh, удалось побывать во всех этих компаниях, познакомиться с большим количеством производств, концепциями этих брендов. И первое, что подкупает, это то, что всё это сделано не про наживу, не про моду. Наши же маркетологи научились профессионально продвигать ненужные и никчёмные вещи в очень ярких упаковках.
При этом слепая калька чужой бизнес-идеи — не лучшее решение. Ориентируясь на лидеров ниши, подумайте, чем будете выделяться. Сформулируйте несколько идей для интернет-магазина и проверьте их на прочность по алгоритму ниже.
К сожалению, официальная статистика охватывает лишь часть российского рынка: в любой стране есть теневая экономика, то есть бизнес, который работает нелегально. На этапе изучения конкурентов и методов их работы вы столкнётесь с реальностью.
Что важно понять о соперниках:
Для подсчётов используйте интернет-поисковики и соцсети. Офлайн-точки смотрите на Яндекс.Картах или 2ГИС или прогуляйтесь по району пешком.
Не забывайте, что вашими конкурентами будут также крупные маркетплейсы и доски объявлений.
Сколько клиентов приходит в день, неделю, месяц, какой средний чек. Сколько конкуренты платят сотрудникам, сколько денег у них уходит на аренду и другие расходы. Посиделки перед входом в магазин и личные визиты — тоже подходящие методы подсчёта и, возможно, самые информативные.
Как конкуренты рекламируют себя, привлекают и удерживают клиентов, общаются с ними на этапе оформления заказа и после. Почему устанавливают такие цены на продукцию.
Воспользуйтесь услугами нескольких прямых конкурентов сами или делегируйте это близкому человеку, который сможет детально рассказать о впечатлениях. Изучите сайты и отзывы.
Надо выходить на рынок и понимать, что предлагают конкуренты: какие цены, условия доставки, как оформлен интернет-магазин, насколько он хороший или плохой, как оформлены социальные сети. Всё это изучаешь и понимаешь, что у них, допустим, всё плохо. Значит, можно сделать цены повыше и за счёт сервиса, скорости работы, за счёт каких-то дополнительных услуг выигрывать у конкурентов.
После составьте список основных соперников и сравните их по ключевым показателям. Можно комбинировать со SWOT-анализом и сразу подытожить в табличке сильные и слабые стороны, внешние угрозы и возможности. Это поможет понять, как отстроиться от конкурентов.
Пример конкурентного анализа
Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 | |
Ассортимент | Детские игрушки | Игрушки, коляски и одежда для мам | Игрушки и коляски |
Сайт | Есть | Есть | Инстаграм-аккаунт |
Оплата на сайте | ✔ | ✔ | ✔ |
Доставка | Есть своя по городу, по России - почтой | Есть по России, СДЭК, Почта России | Есть по России, СДЭК |
Сроки доставки по городу | В течение дня | 1-2 дня | 1-3 дня |
Средний чек | 5000 | 5000 | 7000 |
Сильные стороны | Качественные товары, низкие цены | Широкий ассортимент | Позиционирование и визуал |
Слабые стороны | Высокие цены | Плохой сервис | Высокие цены, средний сервис |
Возможности | Партнёрские программы с банком по кешбеку | Строительство трассы, которая упростит логистику | Снижение закупочных цен |
Угрозы | Появление новых конкурентов | Демпинг, появление новых конкурентов | Снижение покупательской способности |
Мониторинг конкурентов должен быть регулярным, так как рынок не стоит на месте. Проводите анализ, например, раз в квартал.
Здесь происходит встреча ожиданий и реальности. Ваши предположения о том, как рынок вас примет, проходят через фильтр истинных потребностей аудитории.
Чтобы избежать сюрпризов, лучше всего уже на стадии бизнес-идеи провести кастдев — серию глубинных интервью с потенциальными клиентами. Особенно если вы собираетесь делать что-то нестандартное.
В классическом смысле мы не проводили кастдев. Мы в большей степени проводили тестирование на MVP [тестовая версия продукта с минимальным функционалом], поскольку в команде собраны топ-специалисты из бьюти-сегмента и понимание рынка настолько на высоком уровне, что нам перед запуском не требовалось ставить гипотезу под вопрос. Мы знали, что и как продаётся, и какой у нас потребитель. Когда мы запускаем что-то, где MVP под вопросом, нет глубоких инсайдерских многолетних знаний, тогда, конечно, кастдев обязателен.
Глубинные интервью бывают трёх типов: контекстные, проблемные и решенческие. Понять рынок и нишу лучше всего помогут смешанные контекстно-проблемные интервью. Их цель — увидеть рынок глазами клиентов и понять, какие проблемы у них есть и каких решений они ждут. В идеале нужно провести не менее 50 интервью.
Сразу спрашивать респондентов о проблемах не стоит, это не даст реальной картины. Вам нужно разобраться в контексте. Поинтересуйтесь у клиентов интернет-магазинов своей ниши:
— когда они ходят в офлайн-магазины, а когда — заказывают онлайн;
— как часто покупают товар: когда и где покупали в последний раз;
— сколько сейчас тратят на товары вашей категории и как оценивают эту сумму;
— что им нравится и не нравится в интернет-магазинах;
— почему они выбрали магазины, в которых покупали товар: что им важно, на что в первую очередь обращают внимание;
— если переставали заказывать в каком-то интернет-магазине, что побудило их к этому.
В процессе беседы всплывут проблемы и задачи, которые клиенты решают с помощью интернет-магазинов. Например, в случае интернет-магазина одежды:
Это так называемые «работы», для выполнения которых клиент нанимает ваш продукт, — jobs to be done (JTBD). Будьте внимательны к тому, что говорят и транслируют респонденты. Покупатель может быть уверен, что заказывает в конкретном интернет-магазине, потому что доверяет ему. Но по тому, как он об этом рассказывает, становится понятно, что ему важнее всего цены, и как только он найдёт дешевле, он уйдёт.
Есть три врага глубинных интервью: ложь, иллюзии и псевдоэкспертность. Люди лгут, потому что хотят казаться лучше, необъективно оценивают реальность и иногда хотят придать своему мнению важности. Интервьюеру нужно всё это учитывать, чтобы не впасть в иллюзии самому. Именно по этой причине основное правило кастдева — никогда не спрашивать про будущее, только про предыдущий опыт.
Обращайте внимание в первую очередь на проблемы, с которыми клиенты сталкиваются в процессе покупок. Например:
Мало выявить клиентские боли — их нужно ранжировать. Когда клиенты озвучивают проблему, спрашивайте их: «Почему это проблема? Я не понимаю, объясните, пожалуйста, почему это тяжело?». Просите уточнений: «Оцените по шкале от 1 до 10, насколько неудобная форма подтверждения заказа — это проблема для вас».
Результатом кастдева на этом этапе будет набор проблем и понимание:
Подробнее о кастдеве поговорим в следующей статье о разработке уникального торгового предложения.
Кроме интервью используйте открытые источники и анализируйте:
Если всё выглядит так, как будто вам есть что предложить рынку, ответьте себе на два вопроса:
Возможны такие сочетания.
Клиентов много, готовы платить | Клиентов мало, но готовы платить больше среднего | Клиентов много, но готовы платить меньше среднего | Клиентов мало, готовы платить мало |
Интернет-магазин детских товаров | Онлайн-шоурум нижнего белья | Интернет-магазин аксессуаров для смартфонов | Лучше поискать другую бизнес-идею |
Далее поговорим о том, как разработать уникальное торговое предложение с учётом знаний о рынке.