С 2024 года маркировка товаров станет обязательной для всех отраслей промышленности. Производители будут наносить на продукцию специальные штрихкоды, а владельцы розничных магазинов — принимать и продавать только маркированный товар, иначе получат штрафы. В статье — какие товары маркируют уже сейчас и как с этим работать.
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КИЗ), который размещают на упаковке или этикетке товара. Он помогает отличить оригинал от подделки. Так государство борется с контрафактом и пытается уберечь покупателей от некачественных товаров.
Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Бизнес обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь товара: от производства до реализации.
КИЗ расположен в левом верхнем углу
Цепочка выглядит так:
Процессом управляет единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.
Схема пути товара от производителя до покупателя. Источник: видеоурок на платформе «Честный ЗНАК»
КИЗ содержат информацию о товаре. Коды бывают разные, в зависимости от товаров, самый популярный тип — двумерный код Data Matrix. Каждый код заносится в Национальный каталог товаров — часть платформы «Честный ЗНАК». В каталоге есть карточки всех маркированных товаров. Конечный потребитель может ввести код и узнать информацию, например, о конкретной пачке сухарей: кто, когда и где её произвёл, импортировал и продал.
Информация о маркированной пачке сухариков. Источник: сайт Национальный каталог
Если обнаружится, что на товарах нет маркировки или правила её нанесения нарушены, грозят штрафы : для ИП — от 5 до 10 тысяч
рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, весь немаркированный товар конфискуют.
За нарушение закона может грозить и уголовная ответственность . Она наступит, если стоимость проданных немаркированных товаров превысит 1,5 миллиона рублей. В этом случае ИП или юрлицу грозит лишение свободы до 3 лет и 80 тысяч рублей штрафа.
К 2021 году уже маркируют меховые шубы, духи, лекарства, шины, обувь, товары лёгкой промышленности, молочную продукцию и бутилированную воду. Список товарных категорий ежегодно пополняется, каждая проходит три стадии.
Разберём на примере биологически активных добавок (БАД).
Этап 1. Эксперимент
Эксперимент по маркировке БАДов стартовал 1 мая 2021 года и продлится до 28 февраля 2023 года. Производители могут протестировать систему, купить оборудование и наладить процессы. На этом этапе можно бесплатно получить КИЗ.
Этап 2. Маркировка новой продукции и продажа немаркированных остатков
Все производители и продавцы должны получить электронную подпись и купить оборудование, если не сделали этого раньше, зарегистрироваться на платформе «Честный ЗНАК» и начать маркировать новую продукцию. Код для каждой немаркированной баночки на этом этапе будет стоить 50 копеек. Бесплатные коды доступны только для маркировки остатков.
Этап 3. Запрет продажи немаркированной продукции
На этом этапе продавать БАДы без КИЗ будет незаконно.
Маркировка вводится не на всю категорию сразу, подключение разных позиций происходит поэтапно. Например, мороженое и молоко обязательно маркировать с 1 июня 2021 года, молочные продукты со сроком годности более 40 дней — с 1 сентября, а со сроком менее 40 дней — с 1 декабря.
Источник: сайт «Честный ЗНАК»
Периодически появляются новые виды продуктов, которые подлежат маркировке. Отслеживайте свою товарную группу на сайте «Честного ЗНАКа».
Источник: сайт «Честный ЗНАК»
Кликните на товарную группу, например «велосипеды», и посмотрите, когда начнется период обязательной маркировки.
Виды товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке. Скриншот с сайта «Честный ЗНАК»
Если кассу или ПО, которое с ней интегрировано, установили давно, интернет не был подключен и касса в течение года не обновлялась, проверьте актуальность прошивки и, если нужно, купите технику, которая поддерживает маркировку.
В розничном магазине вывод маркированного товара из оборота происходит так: кассир сканирует товар, покупатель его сразу оплачивает и забирает вместе с чеком. «Честный ЗНАК» получает информацию о продаже от оператора фискальных данных, и товар выводится из оборота.
В интернет-магазине между оплатой и получением товара возникает временной разрыв. Если покупатель оплачивает товар на месте, курьер может использовать онлайн-кассу, интегрированную с системой товароучёта, и считать код маркировки в момент продажи.
Проблема возникает, если покупатель оплачивает заказ онлайн и ждёт доставку. Когда интернет-магазин принимает заказ, он не знает, какая конкретно товарная единица и с каким кодом маркировки отправится покупателю.
Есть два решения:
Интернет-магазины могут не вносить код маркировки в чек до 20 апреля 2022 года. Правительство дало время на то, чтобы магазины могли обновить ПО онлайн-касс и настроить внесение данных о маркированных товарах в чек.
После этой даты компаниям необходимо вносить код товара в чек, иначе грозит штраф : для ООО — от 5000 до 10 000 ₽, для ИП — от 1500 до 3000 ₽.
Вы пробиваете товар, но штрихкод не считывается или вместо блузки система выдает джинсы. Это может произойти по таким причинам:
Это сразу отразится в личном кабинете оператора фискальных данных и системе «Честный ЗНАК».
Такое может произойти, если КИЗ не перешел в право собственности владельца магазина. Принимайте коды от поставщика только через систему электронного документооборота.
Это может случиться из-за сбоя в кассе или сканере штрихкода. Чтобы не допускать таких ситуаций, регулярно проверяйте работу всех систем и отслеживайте статус передачи чека через личный кабинет ОФД.
Владельцам магазинов важно проверять маркировку при приёмке и возврате товара. Важно помнить, что штрафы грозят не только за отсутствие маркировки, но и за нарушения при нанесении:
Розница принимает товар уже с маркировкой, проверяет его и выводит из оборота. Маркировать товар придётся, если:
Перед продажей такого товара закажите новые КИЗы в личном кабинете платформы «Честный ЗНАК», оплатите их, скачайте, распечатайте и нанесите на упаковки. После этого отсканируйте этикетки, введите продукцию в оборот заново.