Маркировка товаров в интернет-магазине: как работает, зачем нужна

С 2024 года маркировка товаров станет обязательной для всех отраслей промышленности. Производители будут наносить на продукцию специальные штрихкоды, а владельцы розничных магазинов — принимать и продавать только маркированный товар, иначе получат штрафы. В статье — какие товары маркируют уже сейчас и как с этим работать.

Что такое маркировка

Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КИЗ), который размещают на упаковке или этикетке товара. Он помогает отличить оригинал от подделки. Так государство борется с контрафактом и пытается уберечь покупателей от некачественных товаров.

Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Бизнес обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь товара: от производства до реализации.

КИЗ расположен в левом верхнем углу

Цепочка выглядит так:

  1. Производители маркируют продукцию и вводят её в оборот.
  2. Оптовые покупатели (поставщики и импортёры) сверяют данные в документах с фактическими кодами на товарах, утверждают УПД и передают в систему «Честный ЗНАК». При продаже товаров также формируется электронный УПД с кодами маркировки.
  3. Владельцы розничных магазинов при поступлении товара сверяют фактические коды марки с данными в документах поставщиков. При совпадении — подтверждают приём товаров и передают информацию в «Честный ЗНАК».
  4. Магазин принимает товар, продаёт его покупателю, пробивает чек. Оператор фискальных данных добавляет в чек код маркировки, передает информацию в «Честный ЗНАК» и тем самым выводит товар из оборота.

Процессом управляет единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.

Схема пути товара от производителя до покупателя. Источник: видеоурок на платформе «Честный ЗНАК»

КИЗ содержат информацию о товаре. Коды бывают разные, в зависимости от товаров, самый популярный тип — двумерный код Data Matrix. Каждый код заносится в Национальный каталог товаров — часть платформы «Честный ЗНАК». В каталоге есть карточки всех маркированных товаров. Конечный потребитель может ввести код и узнать информацию, например, о конкретной пачке сухарей: кто, когда и где её произвёл, импортировал и продал. 

Информация о маркированной пачке сухариков. Источник: сайт Национальный каталог

Что будет при работе без маркировки

Если обнаружится, что на товарах нет маркировки или правила её нанесения нарушены, грозят штрафы : для ИП — от 5 до 10 тысяч

рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, весь немаркированный товар конфискуют.

За нарушение закона может грозить и уголовная ответственность . Она наступит, если стоимость проданных немаркированных товаров превысит 1,5 миллиона рублей. В этом случае ИП или юрлицу грозит лишение свободы до 3 лет и 80 тысяч рублей штрафа.

Дорожная карта маркировки

К 2021 году уже маркируют меховые шубы, духи, лекарства, шины, обувь, товары лёгкой промышленности, молочную продукцию и бутилированную воду. Список товарных категорий ежегодно пополняется, каждая проходит три стадии.

Разберём на примере биологически активных добавок (БАД). 

Этап 1. Эксперимент

Эксперимент по маркировке БАДов стартовал 1 мая 2021 года и продлится до 28 февраля 2023 года. Производители могут протестировать систему, купить оборудование и наладить процессы. На этом этапе можно бесплатно получить КИЗ.

Этап 2. Маркировка новой продукции и продажа немаркированных остатков

Все производители и продавцы должны получить электронную подпись и купить оборудование, если не сделали этого раньше, зарегистрироваться на платформе «Честный ЗНАК» и начать маркировать новую продукцию. Код для каждой немаркированной баночки на этом этапе будет стоить 50 копеек. Бесплатные коды доступны только для маркировки остатков.

Этап 3. Запрет продажи немаркированной продукции

На этом этапе продавать БАДы без КИЗ будет незаконно.

Как следить за обновлением сроков маркировки

Маркировка вводится не на всю категорию сразу, подключение разных позиций происходит поэтапно. Например, мороженое и молоко обязательно маркировать с 1 июня 2021 года, молочные продукты со сроком годности более 40 дней — с 1 сентября, а со сроком менее 40 дней — с 1 декабря.

Источник: сайт  «Честный ЗНАК»

Периодически появляются новые виды продуктов, которые подлежат маркировке. Отслеживайте свою товарную группу на сайте «Честного ЗНАКа».

  1. На главной странице есть блок с товарами, которые нужно маркировать уже сейчас или в будущем.

    Источник: сайт   «Честный ЗНАК»

    Кликните на товарную группу, например «велосипеды», и посмотрите, когда начнется период обязательной маркировки.

  2. Если пилот уже запущен, посмотрите конкретные товары. Для этого откройте раздел «Товары, подлежащие маркировке» и найдите таблицы, в которых указаны товарные позиции и их коды: ОКПД 2 — для отечественных товаров и ТН ВЭД ЕАЭС для импортных.

    Виды товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке. Скриншот с сайта  «Честный ЗНАК»

  3. Если вы сомневаетесь, подпадает ли ваш товар под маркировку, сравните код с данными в таблице на «Честном ЗНАКе». Коды импортных товаров можно узнать в справочнике «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза» . В нём подробно описан каждый тип товара. Отечественные товары — в справочнике «ОКПД 2 с расшифровкой по видам деятельности».

Как продавать маркированные товары в интернет-магазине

  1.  Купите или арендуйте онлайн-кассу. Если у вас уже есть, обновите программное обеспечение.

    Если кассу или ПО, которое с ней интегрировано, установили давно, интернет не был подключен и касса в течение года не обновлялась, проверьте актуальность прошивки и, если нужно, купите технику, которая поддерживает маркировку.

  2.  Заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД). Важно прописать в документе, что оператор обязуется передавать сведения системе «Честный ЗНАК».
  3.  Оформите усиленную квалифицированную подпись (УКЭП). Она нужна для работы с системой.
  4. Подключите электронный документооборот (ЭДО). Через систему вы будете принимать универсальные передаточные документы (УПД) на товар. УПД объединяют накладную и счёт-фактуру, в которых фиксируются коды маркировки.
  5.  Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе».
  6.  Настройте учётную систему для работы с кодами. При приёмке товара магазин проверяет электронный УПД от поставщика и ставит на баланс все товары. Через ЭДО данные о маркированной продукции попадают в систему «Честный ЗНАК».
  7. При продаже товара кассир при помощи 2D-сканера считывает КИЗ, кассовая техника его определяет и после оплаты вносит в чек. Эти данные поступают ОФД, после чего оператор передает информацию в ФНС и систему «Честный ЗНАК». 

Какое оборудование понадобится

  1. УКЭП — можно бесплатно получить в ФНС с 1 июля 2021 года, понадобится только купить токен.
  2. ПО для работы с маркированным товаром.
  3. 2D-сканер штрихкодов. Выбирайте модель с актуальной прошивкой и включённым режимом чтения кодов Data Matrix.
  4. Онлайн-касса, соответствующая 54-ФЗ.
  5. Подключение к электронному документообороту. 
  6. Лазерный принтер. Принтер нужен для маркировки остатков и перемаркировки продукции. Это дополнительные затраты — оцените их целесообразность. Сложите цену принтера, трудозатраты на установку ПО, расходные материалы и разделите на количество коробок, которые нужно промаркировать. Так вы получите стоимость одной этикетки. В некоторых случаях дешевле отдать это на аутсорс в типографию.

Как продавать маркированные товары при оплате онлайн

В розничном магазине вывод маркированного товара из оборота происходит так: кассир сканирует товар, покупатель его сразу оплачивает и забирает вместе с чеком. «Честный ЗНАК» получает информацию о продаже от оператора фискальных данных, и товар выводится из оборота.

В интернет-магазине между оплатой и получением товара возникает временной разрыв. Если покупатель оплачивает товар на месте, курьер может использовать онлайн-кассу, интегрированную с системой товароучёта, и считать код маркировки в момент продажи.

Проблема возникает, если покупатель оплачивает заказ онлайн и ждёт доставку. Когда интернет-магазин принимает заказ, он не знает, какая конкретно товарная единица и с каким кодом маркировки отправится покупателю.

Есть два решения:

  1. Не формируйте чек до сборки заказа. По 54-ФЗ продавец должен передать покупателю чек не позднее следующего рабочего дня и момента доставки заказа. Этот способ актуален для маленьких интернет-магазинов. Если оборот большой, будет путаница.
  2. Выдавайте два чека. Первый — при оплате и второй — при получении товара. В первом случае регистрируйте предоплату, во втором — конечный расчёт с отсканированным кодом маркировки. Если работаете со сторонней курьерской службой, сформировать второй чек должен подрядчик.

Интернет-магазины могут не вносить код маркировки в чек до 20 апреля 2022 года. Правительство дало время на то, чтобы магазины могли обновить ПО онлайн-касс и настроить внесение данных о маркированных товарах в чек.

После этой даты компаниям необходимо вносить код товара в чек, иначе грозит штраф : для ООО — от 5000 до 10 000 ₽, для ИП — от 1500 до 3000 ₽.

Что может пойти не так

Вы пробиваете товар, но штрихкод не считывается или вместо блузки система выдает джинсы. Это может произойти по таким причинам:

Код маркировки оказался некорректным.

Это сразу отразится в личном кабинете оператора фискальных данных и системе «Честный ЗНАК».

Такое может произойти, если КИЗ не перешел в право собственности владельца магазина. Принимайте коды от поставщика только через систему электронного документооборота.

Тег, содержащий код маркировки, не соответствует ранее заявленному коду в системе.

Это может случиться из-за сбоя в кассе или сканере штрихкода. Чтобы не допускать таких ситуаций, регулярно проверяйте работу всех систем и отслеживайте статус передачи чека через личный кабинет ОФД.

Владельцам магазинов важно проверять маркировку при приёмке и возврате товара. Важно помнить, что штрафы грозят не только за отсутствие маркировки, но и за нарушения при нанесении:

В каких случаях придётся самостоятельно маркировать товар

Розница принимает товар уже с маркировкой, проверяет его и выводит из оборота. Маркировать товар придётся, если:

Перед продажей такого товара закажите новые КИЗы в личном кабинете платформы «Честный ЗНАК», оплатите их, скачайте, распечатайте и нанесите на упаковки. После этого отсканируйте этикетки, введите продукцию в оборот заново.

 Главное