Бизнес — это всегда риск, и возможные неприятные ситуации лучше продумать наперёд. Объясняем, как их оценить и предотвратить.
Обычно под «деловым риском» имеют в виду одно или несколько событий с негативными последствиями для компании. При этом риски — не всегда что-то плохое: часть из них вскрывает проблемы, которые требуют решения, зоны роста и даже новые возможности.
Важно уметь перестраиваться. Во время пандемии мы поняли, что продвигать одну категорию товаров не стоит, потому что их и так закажут, а фабрика новую партию не отгрузит. Мы перераспределили бюджет на маркетинг и искать новых партнеров. Пандемия сыграла на руку, продажи выросли.
Риски делят на систематические и несистематические. Несистематические возникают в отдельно взятой компании, их можно спрогнозировать и оценить своими силами. Систематические риски угрожают рынку в целом или отдельным сферам бизнеса. Предсказать их возникновение и оценить последствия могут только эксперты.
Яркий пример: отменили единый налог на вменённый доход (ЕНВД), и многие бизнесы в России сильно пострадали, потому что не все могут платить даже УСН 6%. Налоговые риски для малого бизнеса самые серьёзные.
Много чёрных лебедей, таких как кризис или пандемия. Мы стараемся минимизировать риски на этапе сбора команды. У нас ребята с высоким уровнем адаптивности к новым знаниям, открытости к новой информации, непредубеждённости и способности проактивно изменять себя и бизнес-процессы, за которые они отвечают. При такой гибкой команде ты можешь быстро адаптироваться к условиям.
Производственные
Это, например, неожиданный отказ поставщика с вами сотрудничать или форс-мажор, который порушил логистику.
Финансовые
Возникают из-за недополучения прибыли, просроченного товара на продажу и т. п.
К таким рискам относятся кредитные — риск невыплаты займов, процентный и валютные риски.
Процентный риск — это потери на фоне изменений ставки рефинансирования, в связи с которым банк может повысить ставку по кредиту. Валютные риски возникают при экспорте или импорте продукции. Например, вы закупаете товары в Европе крупными партиями и делаете очередной заказ по курсу 75 рублей. Первый транш, то есть перевод части суммы по контракту, проходит по оговорённой стоимости. А следующий — по курсу гораздо выше. Чтобы подстраховаться, следите за динамикой курса валюты. Если курс растёт, можно купить валюту заранее на весь контракт.
Рыночные
Появляются из-за нестабильности ситуации на рынке, ценовой политики организации и появления новых конкурентов в нише. Например, пошла мода на интернет-магазины фермерских продуктов, и в вашей нише появилось много конкурентов, которые перетянули клиентов себе.
Способы оценки рисков делят на количественные и качественные.
Количественно оценить риски помогут расчёты: маржинальной прибыли и рентабельности по марже; валовой, операционной и чистой рентабельности по каждому виду прибыли.
К качественным методам оценки относятся:
Метод экспертных оценок
К оценке и анализу рисков на предприятии привлекают независимого эксперта. Он изучает составленный собственником список рисков или предлагает свой.
Метод рейтинговых оценок
Вы ранжируете риски по вероятности возникновения или серьёзности последствий. Результат метода — заполненная таблица с рейтингом рисков.
Контрольные списки источников рисков
Метод базируется на разборе рисков, которые наиболее вероятны для вашей сферы или с которыми сталкивались в прошлом.
Типичные риски интернет-магазина
Если заполнять такую таблицу по итогам каждого реализованного проекта, по ней можно будет проверять возможные риски будущих.
Метод аналогий
Разновидность контроля списков источников риска. Отличается тем, что предыдущий опыт не только исследуют, но выявляют с его помощью закономерности между процессами в разных проектах.
Последствия несистематических рисков реально минимизировать грамотным менеджментом. Продумайте, как предотвратить конкретные происшествия и что делать, если что-то из этого уже случилось.
Решение: усильте вложения в маркетинг или пересмотрите ассортимент, предложите клиентам то, чего нет у конкурентов.
Один из рисков в e-commerce — это растущая конкуренция в маркетинге и повышение стоимости привлечения клиентов. Важно создать маркетинговую команду, которая будет изучать и апробировать новые гипотезы по привлечению клиентов.
Решение: идите на контакт с покупателем, оформляйте возвраты и предлагайте скидки на следующую покупку.
Наша компания очень лояльна к возвратам. По закону весовые товары, которые человек открыл и уже попробовал, не подлежат возврату. Но даже если человек открыл, понюхал, съел и сказал, что ему не понравилось, работаем с возвратом. Всегда звоним за обратной связью, спрашиваем — понравилось или нет. Если, например, человек говорит, что привезли товар с открытой крышкой, то на следующий день оформляем бесплатную доставку. И клиенты довольны, делают повторные заказы. Идем на контакт, предоставляем скидки.
Решение: пропишите в договоре с поставщиком сумму неустойки за срыв сроков.
У нас бывают непредвиденные ситуации с доставкой. Например, задерживались поставки, машины вставали на таможне, нам не отгружали достаточное количество товаров наши партнеры из Италии и Португалии. Сейчас мы думаем об этом наперёд.
Решение: этот риск влияет даже на IT-гигантов. Например, в 2021 году хакеры взломали компьютерную сеть одного из ключевых поставщиков Apple и потребовали компенсацию. Предотвратить подобное сложно, но можно установить многоуровневую систему защиты и обучить персонал основам кибербезопасности, чтобы они не стали жертвами фишинга.
Решение: разработайте такую систему мотивации и KPI для сотрудников, чтобы им хотелось увеличивать продажи и не уходить к конкурентам. Введите ежемесячное премирование за лучшие показатели.
Вначале у нас были проблемы с командой. Возможно, брали не тех людей. Клиентские менеджеры не были максимально погружены, медленно работали. Мы поменяли команду, это заняло время, был сложный путь, но сейчас мы полностью на одной волне, в рутинной работе мы друг другу подходим.