Меньше усилий и лучше результат ― так можно описать эффект от внедрения CRM-системы. Но вот какую именно систему выбрать и как её протестировать? Разбираемся в статье.
CRM расшифровывается как customer relationship management, то есть «управление отношениями с клиентами». Если у вас 3-5 клиентов, данные можно хранить в Excel-таблице. А вот если больше, такой таблицы не хватит.
CRM-система ― это программа, которая помогает работать с клиентами и автоматизировать продажи. Набор функций зависит от конкретной системы.
CRM содержит базу клиентов и информацию по каждому из них: Ф. И. О., дату рождения, контактные данные, его последние визиты на сайт или в офлайн-магазин, историю покупок, сумму среднего чека и индивидуальные предпочтения. В CRM-системе можно посмотреть, на каком этапе вы теряете клиентов, и дальше целенаправленно работать над этим показателем.
Многие системы можно объединить с другими сервисами, чтобы появились дополнительные функции: email-рассылка, кол-центр, программы лояльности и др. Так, интеграция с телефонией позволяет делать и принимать звонки, хранить историю разговоров в карточке клиента, создать голосовое приветствие и меню ― чтобы распределить нагрузку на операторов.
Маркетинговая стратегия построена на аналитике. Важно отслеживать метрики бизнеса: например, CAC (customer acquisition cost ― стоимость привлечения клиента), LTV (lifetime value, пожизненная ценность клиента ― сумма, которую принёс клиент за всё время взаимодействия с вашим магазином) и др. CRM автоматизирует расчёты и сохраняет все данные.
Благодаря этому можно измерять возврат инвестиций и эффективность рекламных каналов, а также рассчитывать стоимость привлечения по каждому отдельному лиду. CRM-система сама формирует отчёты: какая конверсия, какой цикл сделки, сколько денег сгенерировал отдел продаж и каждый продавец. Ваша задача ― грамотно использовать отчёт, сегментировать клиентскую базу и выстроить воронку продаж для каждого сегмента.
Сервис собирает лиды из Мы сегментируем клиентов с помощью RFM-анализа по частоте и сумме покупок. Смотрим, сколько каждый клиент заказал в целом, как часто он это делает и когда совершал заказ в последний раз.
Свою аудиторию мы разделили на несколько сегментов:
- Лояльные клиенты ― это те, кто совершает покупку каждую неделю. У них, как правило, больше 10 заказов.
- Перспективные ― те, у кого уже вырабатывается привычка заказывать часто. Они заказывают примерно раз в две недели.
- В зоне риска ― это клиенты, которые были лояльными, но по каким-то причинам теперь стали реже заказывать.
- Дрейфующие ― это те, кто делают покупки часто, потом пропадают, затем снова возвращаются.
- В зоне потери ― это клиенты, которые давно не заказывали, и нужно как-то реагировать: что-то предложить, позвонить, написать.
- Спящие ― эта категория клиентов совершает покупки на какие-то праздники и события (Новый год, Пасха и т. д.), а в обычные дни не делают заказы;
- Ахтунг ― это люди, которые точно пропадут, если мы что-то не сделаем: не позвоним, не отправим промокод, не предложим специальные условия. Только после каких-то предложений они что-то покупают.
- Потерянные ― те, кто давно уже ничего не заказывал, и никакие методы стимуляции не помогли их вернуть.
Для каждого из этих сегментов у нас есть свои скрипты и сценарии: по каждому клиенту есть своя карта действий ― индивидуальные предложения, рассылка, пуш-уведомления, СМС, звонки от кол-центра и т. д.
CRM-системы регистрируют входящий трафик: звонки, письма, заявки. CRM будет особенно эффективна для тех, у кого, кроме офлайн-точек, ведутся дополнительные продажи через сайт. Вот пример, как это происходит, если клиент делает заказ через сайт магазина:
Это существенно сокращает нагрузку на персонал и уменьшает вероятность совершения ошибки из-за человеческого фактора. CRM напоминает сотрудникам, кому нужно перезвонить, написать и т. д. При этом главный менеджер или вы сами можете отслеживать количество проведённых сделок у каждого сотрудника, а также смотреть, на каком этапе обрываются незавершённые сделки. Также можно настроить рассылку с акционными предложениями, поздравлениями с днём рождения, начислениями бонусов и др.
Рассмотрим эти функции на примере конкретных CRM-систем.
С этой CRM-системой можно автоматизировать все внешние и внутренние процессы: работать с задачами и проектами, вести клиентскую базу, контролировать работу сотрудников, настраивать бизнес-процессы. У сервиса также есть мобильное приложение, которое обеспечит работу вне офиса. А в блоге на сайте вы найдёте ответы на многие вопросы и сможете познакомиться с кейсами других предпринимателей.
Список всех клиентов компании хранится в одном месте, со всеми необходимыми данными и гибкими настройками. Источник: megaplan.ru
В программе можно:
CRM-система с простыми настройками и коротким циклом сделки. Сервис автоматически фиксирует все заявки и запросы клиентов по всем каналам и добавляет их в воронку продаж. amoCRM предлагает всю необходимую статистику по звонкам, что позволяет отследить, как работают ваши сотрудники.
amoCRM автоматически фиксирует все заявки и запросы клиентов по всем каналам. Источник: amocrm.ru
Возможности программы:
Подходит для работы с широкой товарной линейкой и большим количеством быстрых сделок. Эту CRM обычно выбирают оптовые и розничные магазины.
Сервис собирает лиды из Viber, Telegram, «ВКонтакте», Яндекс.Диалогов. Диалоги автоматически распределяются между сотрудниками компании, а автоответы помогут мгновенно реагировать на сообщения.
Также CRM-система помогает отслеживать метрики: операционные показатели по заказам и клиентам, финансовую эффективность, объём продаж в разрезе по товарам.
RetailCRM позволяет накапливать и систематизировать данные клиентов из различных офлайн- и онлайн-источников. Источник: retailcrm.ru
Возможности RetailCRM:
Мы используем RetailCRM для сайта нашего магазина, она нужна нам для обработки заказов. Когда на сайт падает заказ, всё автоматически обрабатывается, выставляется накладная от СДЭК, система сама резервирует заказ.
В офлайн-магазинах у нас функции CRM выполняет программа 1С ― там ведём клиентов. Мы работаем с разными сегментами аудитории и понимаем, что нужно делать с каждым из них. Также в 1С мы настроили систему лояльности.
Подходит для создания полноценной системы управления всеми бизнес-процессами, не только отделом продаж. С помощью сервиса можно быстро настроить даже сложную систему управления бизнес-процессами и подразделениями. Например, помимо офисного отдела продаж, подключить оптовые и розничные точки, склад, отдел логистики.
По умолчанию можно интегрировать 1000 приложений и бизнес-сценариев из каталога Битрикс24. А за дополнительную плату ― любое количество. Можно объединить сервис с любыми соцсетями, мессенджерами, сайтами и др.
Мы пользуемся CRM-системой Битрикс24. Наш сайт создан на платформе 1С-Битрикс, поэтому при выборе CRM-системы мы обратились к продукту той же компании ― CRM-системе Битрикс24, поскольку это означало простую интеграцию с сайтом без дополнительных затрат. Помню, первый обмен я настраивала сама на основе обучающих видео. В этой CRM-системе достаточно обширный функционал, который удовлетворял наши потребности на тот момент, поэтому в сторону других CRM даже не смотрели.
Стоит отметить, что в настоящий момент мы используем далеко не все возможности системы и только сейчас переводим управление клиентами туда.
Так организована работа с клиентской базой в Битрикс24. Источник: www.bitrix24.ru
Возможности Битрикс24:
На начальном этапе подойдёт amoCRM ― эта система простая, надёжная и недорогая. Как только появляются сложные процессы и интеграция с 1С, подключайте Битрикс24. RetailCRM ― оптимальная система для продаж через интернет, если вы работаете не только офлайн, но для начинающего бизнеса этот сервис может быть дороговат. Остальные системы тоже стоит рассматривать, но они достаточно сложные в настройке и поддержке.
UDS ― это модульная экосистема для бизнеса и работы с клиентами. С её помощью можно улучшить клиентский сервис, увеличить прибыль и узнать, как работают ваши сотрудники. Программу можно интегрировать с такими сервисами, как «Эвотор», 1С, «МойСклад» и др. Если у вас нет сайта, его можно создать на базе UDS, загрузить товары и настроить приём онлайн-платежей, так клиенты смогут совершать покупки, даже не приходя в ваш офлайн-магазин.
Клиентская база в UDS пополняется автоматически: с её помощью можно узнать сумму среднего чека клиента, частоту его покупок и др. Источник: uds.app
Возможности UDS:
Приложение UDS у нас выполняет функции CRM и программы лояльности. Своим клиентам начисляем кешбэк 5% с покупок, дарим приветственные баллы за регистрацию и в день рождения. Потом люди могут оплатить 50% стоимости товара этими баллами. Также можем покупателям отправлять пуш-уведомления с новостями магазина, чтобы напомнить о себе. В приложении доступна аналитика, ещё можно посмотреть, какой консультант сколько покупателей обслужил.
Кроме полноценной CRM вы можете выбрать интегрированные в другие сервисы решения. Так, например, некоторые программы лояльности и конструкторы сайтов предлагают использовать свои внутренние CRM-системы.
Мы все процессы, в том числе работу с клиентами, ведём в 1С ― это место, где хранятся все данные. Долго пытались начать работать с amoCRM, но на данный момент эта CRM-система не может предложить такой набор функционала, стоимость которого будет оправдана. Также в 1С у нас настроена бонусная программа лояльности для клиентов.
Некоторые программы учёта также имеют дополнительный функционал, который может закрыть потребность в CRM-системе:
У нас был сайт, созданный на конструкторе, и в нём была встроенная CRM-система. Ещё мы пользовались облачной программой управления проектами Trello, в ней тоже была мини-CRM. Потом мы остановились на CRM в программе «МойСклад»: там много полей, которые можно редактировать, выставлять статусы. Например, мы могли указать, какого клиента какой крем интересует, и когда товар приезжал, мы прозванивали заинтересованных покупателей.
При выборе CRM составьте список необходимых критериев. Вот минимум функций, который вам может пригодиться:
Если в компании не описаны бизнес-процессы, то CRM-система не поможет. Программа лишь подстраивается под процессы, помогает решать задачи, которые уже стоят перед бизнесом.
Я советую перед внедрением CRM-системы взять 3 месяца и описать процессы: как есть и к чему хотим прийти. Далее каждый месяц делаем релиз ― вводим новые шаблоны взаимодействия с системой. Важно каждый раз отслеживать результат: что изменилось и почему. Например, у вас было 1000 звонков, а стало 2000 ― но выяснилось, что эта новая тысяча просто заинтересовалась низкими ценами, а маркетинг тут ни при чём.