С 2024 года маркировка товаров станет обязательной для всех отраслей промышленности. Производители будут наносить на продукцию специальные штрихкоды, а владельцы розничных магазинов — принимать и продавать только маркированный товар, иначе получат штрафы. В статье — какие товары маркируют уже сейчас и как с этим работать.
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КИЗ), который размещают на упаковке или этикетке товара. Он помогает отличить оригинал от подделки. Так государство борется с контрафактом и пытается уберечь покупателей от некачественных товаров.
Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Бизнес обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь товара: от производства до реализации.
КИЗ расположен в левом верхнем углу упаковки
Цепочка выглядит так:
Процессом управляет единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.
Схема пути товара от производителя до покупателя. Источник: видеоурок на платформе «Честный ЗНАК»
КИЗ содержат информацию о товаре. Коды бывают разные, в зависимости от товаров, самый популярный тип — двумерный код Data Matrix. Каждый код заносится в Национальный каталог товаров — раздел платформы «Честный ЗНАК». В каталоге есть карточки всех маркированных товаров. Конечный потребитель может ввести код и узнать информацию, например, о конкретной пачке сухарей: кто, когда и где её произвёл, импортировал и продал.
Информация о маркированной пачке сухариков. Источник: сайт Национальный каталог
Если обнаружится, что на товарах нет маркировки или правила её нанесения нарушены, грозят штрафы : для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, весь немаркированный товар конфискуют.
За нарушение закона может грозить и уголовная ответственность . Она наступит, если стоимость проданных немаркированных товаров превысит 1,5 миллиона рублей. В этом случае ИП или юрлицу грозит лишение свободы до 3 лет и 80 тысяч рублей штрафа.
К 2021 году уже маркируют меховые шубы, духи, лекарства, шины, обувь, товары лёгкой промышленности, молочную продукцию и бутилированную воду. Список товарных категорий ежегодно пополняется, каждая проходит три стадии.
Разберём на примере биологически активных добавок (БАД).
Этап 1. Эксперимент
Эксперимент по маркировке БАДов стартовал 1 мая 2021 года и продлится до 31 августа 2022 года. Производители могут протестировать систему, купить оборудование и наладить процессы. На этом этапе можно бесплатно получить КИЗ.
Этап 2. Маркировка новой продукции и продажа немаркированных остатков
Все производители и продавцы должны получить электронную подпись и купить оборудование, если не сделали этого раньше, зарегистрироваться на платформе «Честный ЗНАК» и начать маркировать новую продукцию. Код для каждой немаркированной баночки на этом этапе будет стоить 50 копеек. Бесплатные коды доступны только для маркировки остатков.
Этап 3. Запрет продажи немаркированной продукции
На этом этапе продавать БАДы без КИЗ будет незаконно.
Маркировка вводится не на всю категорию сразу, подключение разных позиций происходит поэтапно. Например, мороженое и молоко обязательно маркировать с 1 июня 2021 года, молочные продукты со сроком годности более 40 дней — с 1 сентября, а со сроком менее 40 дней — с 1 декабря.
Источник: сайт «Честный ЗНАК»
Периодически появляются новые виды товаров, которые подлежат маркировке. Отслеживайте свою товарную группу на сайте «Честного ЗНАКа» .
1. На главной странице есть блок с товарами, которые нужно маркировать уже сейчас или в будущем.
Источник: сайт «Честный ЗНАК»
2. Кликните на товарную группу, например «велосипеды», и посмотрите, когда начнется период обязательной маркировки.
3. Если пилот уже запущен, посмотрите конкретные товары. Для этого откройте раздел «Товары, подлежащие маркировке» и найдите таблицы, в которых указаны товарные позиции и их коды: ОКПД 2 — для отечественных товаров и ТН ВЭД ЕАЭС для импортных.
Виды товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке. Скриншот с сайта «Честный ЗНАК»
4. Если вы сомневаетесь, подпадает ли ваш товар под маркировку, сравните код с данными в таблице на «Честном ЗНАКе». Коды импортных товаров можно узнать в справочнике «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза» . В нём подробно описан каждый тип товара. Отечественные товары — в справочнике «ОКПД 2 с расшифровкой по видам деятельности».
Маркетплейсы, как и производители, оптовые компании и розничные магазины, передают данные в «Честный ЗНАК». Но для этого поставщики, представленные на нём, должны передать право собственности на товары. Как это сделать, рассмотрим на примере нескольких площадок.
Все чеки для покупателя формирует Wildberries. Покупатель дистанционно оплачивает товар и ему поступает чек от маркетплейса, где указано «предоплата». Когда покупатель получает товар, Wildberries отправляет ему чек в котором отражается, какой товар он купил.
При работе с этой площадкой вы должны сами вывести из оборота маркированные товары после продажи и сообщить данные «Честному ЗНАКу».
После продажи товара в разделе «Аналитика», «Отчёт по КИЗам, выведенным из оборота», вы найдёте информацию, какие товары с кодами купили. В течение трёх дней вы обязаны передать эти данные в «Честный ЗНАК». Скачайте отчёт из личного кабинета маркетплейса и внесите их в систему маркировки.
Маркетплейс может сам приобретать товары своих продавцов. Если продаёте товары юридическому лицу, например Wildberries, вы сообщаете о выбытии товаров в «Честный ЗНАК» в момент формирования УПД на товар — больше ничего делать не нужно.
Анна Д.,
эксперт по маркировке, руководитель проектов в СберКорусе
Продажа со склада маркетплейса
Прежде чем отправить товары на склад маркетплейса, оформите заявку на поставку в личном кабинете. Если в партии есть товары с КИЗ, то продавец получит уведомление. И пока у маркетплейса не будет сведений о КИЗ, он не примет товар.
Если отгрузка товаров после оплаты покупателя происходит с вашего склада, вы должны самостоятельно вывести коды маркировки из оборота в системе «Честный ЗНАК» с указанием причины «Дистанционный способ торговли».
Анна Д.,
эксперт по маркировке, руководитель проектов в СберКорусе
Этот маркетплейс не является участником оборота маркированных товаров. Магазин обязан самостоятельно выводить товары с КИЗ из оборота. Способы передачи данных о маркированных товарах зависят от схемы работы продавца.
FBY, FBY+ (продажа со склада маркетплейса)
Привезите товары на склад Яндекс.Маркета с наклеенными кодами Data Matrix. Маркетплейс сам укажет КИЗы при передаче товаров в доставку. Вы сможете посмотреть их на странице «Заказы» в отчёте «Маркированные товары». После продажи товара выведите коды идентификации из оборота в «Честном ЗНАКе».
DBS (продажа со своего склада)
До передачи товара в доставку укажите в личном кабинете данные о маркировке товаров. Для этого отсканируете Data Matrix, и в личном кабинете «Честного ЗНАКа» декодируете его. У вас получится определённый набор цифр, который вы будете указывать в УПД при отгрузке товара на маркетплейс. После продажи товара выведите коды идентификации из оборота в «Честном ЗНАКе».
Маркетплейсы выступают как агенты или комиссионеры продавца маркированных товаров, поэтому не могут сами заказывать КИЗы. Это задача магазина. Маркировать товар придётся, если:
Перед продажей таких товаров закажите новые КИЗы в личном кабинете платформы «Честный ЗНАК», оплатите их, скачайте, распечатайте и нанесите на упаковки. После этого отсканируйте этикетки и введите продукцию в оборот заново через личный кабинет в системе маркировки.
Вы привезли товар на склад маркетплейса, а у вас не приняли поставку. Это может произойти, если сотрудник площадки не смог пробить штрихкод — он не считался или вместо блузки система выдала джинсы. Это может произойти по таким причинам:
Владельцам магазинов важно проверять маркировку при приёмке и возврате товара. Важно помнить, что штрафы грозят не только за отсутствие маркировки, но и за нарушения при нанесении: