Документы для открытия салона красоты
Разбираемся, что нужно салону красоты для работы по закону.
Медицинская лицензия
Какие услуги нельзя оказывать без специального разрешения:
- косметологические: инъекции, контурная пластика, аппаратная косметология, ручная (механическая) чистка лица и проч.;
- татуаж и сведение татуировок;
- пирсинг;
- прокол ушей;
- лазерная эпиляция и терапия;
- все виды массажа;
- консультирование по диетологии.
За медицинской лицензией нужно обращаться в территориальный орган Росздравнадзора .
Условия для получения:
- Помещение и оборудование соответствуют противопожарным и санитарным нормам.
- Медицинское оборудование, приборы, инструменты, аппараты для оказания профильных услуг имеют регистрационные удостоверения Росздравнадзора.
- У руководителя и сотрудников, оказывающих услуги, есть соответствующее медицинское образование и стаж.
- Сотрудники имеют сертификаты о квалификации (переаттестация обязательна минимум раз в 5 лет).
- Есть система контроля качества и безопасности услуг, а руководитель разработал соответствующий приказ.
- Вы оплатили госпошлину — 7500 рублей.
Какой пакет документов понадобится:
- копии документов на аренду или владение помещением, если права не зарегистрированы в Росреестре;
- копии трудовых договоров, документов о высшем или среднем медицинском образовании и сертификатов специалистов;
- копии документов, подтверждающих наличие необходимого стажа работы по специальности у руководителя организации;
- копии документов, подтверждающих наличие профессионального образования для технического обслуживания медицинского оборудования у сотрудников или наличие договора с соответствующей организацией.
Некоторые сведения Росздравнадзор запрашивает самостоятельно, но мы рекомендуем приложить эти документы дополнительно к заявлению, чтобы его решение приняли быстрее:
- санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ);
- выписку из ЕГРЮЛ для юридических лиц или из ЕГРИП для ИП;
- выписку из Росреестра, подтверждающую право собственности или аренды помещения;
- реквизиты документов о государственной регистрации медицинского оборудования для выполнения лицензируемых услуг;
- справка об уплате госпошлины.
Подать документы на лицензию можно:
- в территориальный орган Росздравнадзора лично или через представителя, если есть нотариально заверенная доверенность;
- по почте с уведомлением о вручении;
- в электронном виде через портал Госуслуг.
Срок рассмотрения заявления — 45 календарных дней.
Ответственность за осуществление деятельности без лицензии:
Административная — штрафы
ИП — 4–5 тыс. руб.
ООО — 40–50 тыс. руб.
Уголовная
При доходе более 9 млн рублей:
- штраф до 300 тыс. руб. или в размере дохода за два года;
- или принудительные работы на срок до 480 часов;
- или лишение свободы до 6 месяцев.
При причинении вреда здоровью:
- штраф до 120 тыс. руб. или в размере дохода за 1 год;
- или принудительные работы на срок до 480 часов;
- или лишение свободы на срок до 3 лет.
В случае смерти клиента:
- принудительные работы на срок до 5 лет;
- или лишение свободы на срок до 5 лет.
Уведомление о начале деятельности
Перед открытием салона красоты подайте уведомление о начале предпринимательской деятельности в Роспотребнадзор.
Это можно сделать:
- в электронном виде через портал Госуслуг;
- в территориальное управление Роспотребнадзора лично или через представителя, если есть нотариально заверенная доверенность;
- по почте в территориальное управление Роспотребнадзора;
- через МФЦ лично или через представителя.
Штрафы
За неподачу уведомления:
ИП — 5 тысяч рублей.
ООО — 20 тысяч рублей.
Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ)
Лицензию без этого документа получить нельзя. Его выдаёт Роспотребнадзор на основании экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз и обследований: микроклимата, освещённости, уровня шума, воздухообмена и др.
Вместе с экспертным заключением в Роспотребнадзор нужно предоставить :
- заявление;
- документы организации — ИНН, ОГРН/ОГРНИП, выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
- документы на помещение: правоустанавливающие документы или договор аренды, план БТИ, технический план размещения оборудования с указанием размеров площадей;
- документы по квалификации и медицинские книжки персонала.
Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения — 30 дней, в электронном виде — 20 дней.
Договоры с подрядчиками и журналы
Какие договоры вы должны заключить с подрядчиками и предоставить при проверке:
- на санитарную обработку системы вентиляции;
- на дератизацию и дезинсекцию;
- на дезинфекцию систем вентиляции и кондиционирования;
- на вывоз мусора, специфического для салонов (волосы, ногти), и бытового;
- на прохождение медосмотров персоналом.
Также необходимо разработать план производственного контроля и завести журналы учёта:
- проведения еженедельных генеральных уборок;
- работ по проведению очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования;
- контроля качества растворов;
- качества предстерилизационной очистки;
- контроля работы стерилизатора;
- контроля работы бактерицидной лампы;
- проверок надзорными органами;
- прихода и расхода дезинфицирующих средств.
Штрафы
ИП — до 1000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
ООО — 10–20 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
За нарушение при обращении с отходами:
ИП — 30–50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ООО — 100–250 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Документы на сотрудников
Необходимо заключить со всеми сотрудниками трудовые договоры, оформить трудовые книжки и направить сведения в ПФР.
Если нанимаете на работу иностранного гражданина в течение 3 рабочих дней с момента заключения договора.
Рекомендуем регулярно проверять:
- срок действия патента или разрешения на работу;
- оплату ежемесячных платежей по патенту;
- соответствие должности той, что указана в разрешительных документах;
- срок действия миграционной карты (цель визита в РФ — работа).
Штрафы
За нарушения при оформлении сотрудников:
ИП — 5–10 тысяч рублей.
ООО — 50–100 тысяч рублей.
За нарушение миграционного законодательства (за каждого сотрудника):
ИП — до 7 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 дней.
ООО — до 800 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 дней.
В области охраны труда должны быть разработаны следующие документы:
- приказ по охране труда;
- должностные инструкции;
- журналы охраны труда;
- журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
- журнал вводного инструктажа по охране труда;
- журнал регистрации несчастных случаев;
- журнал учёта присвоения группы «1» по электробезопасности неэлектротехническому персоналу.
Также необходимо проводить специальную оценку условий труда и мероприятия производственного контроля.
Штрафы
За нарушения требований охраны труда:
ИП — до 5 тысяч рублей.
ООО — до 80 тысяч рублей.
При повторном нарушении:
ИП — до 40 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
ООО — до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Договор об оказании услуг и согласия на процедуры
Вы должны заключать с клиентами договор о платных услугах и предоставлять им под подпись информированное согласие на все медицинские процедуры.
Согласие подписывается в 2 экземплярах. Один выдаётся пациенту, второй хранится в салоне не менее 3 лет. В согласии должна содержаться информация о состоянии пациента, информация о косметологической процедуре (продолжительность эффекта, возможные осложнения, противопоказания), рекомендации после проведения процедуры. Советуем прописать все возможные осложнения, иначе при возникновении побочных эффектов пациент может привлечь клинику к ответственности.
Получать согласие клиента на услугу нужно перед каждой медицинской процедурой.
Штрафы
За оказание услуг с нарушением требований:
ИП — 10–20 тысяч рублей.
ООО — 20–30 тысяч рублей.
Главное
- Заключите необходимые договоры с подрядчиками, например, на вывоз мусора, и ведите журналы учёта.
- Подайте уведомление о начале деятельности в Роспотребнадзор.
- Получите санитарно-эпидемиологическое заключение.
- Получите лицензию на оказание услуг, которые этого требуют (например, инъекции или ручную чистку лица).
- Составьте договор об оказании услуг и согласия на процедуры. В тексте каждого согласия пропишите рекомендации и возможные побочные эффекты.