Оценка рисков

Бизнес — это всегда риск, и возможные неприятные ситуации лучше продумать наперёд. Объясняем, как их оценить и предотвратить.

Виды деловых рисков

Обычно под «деловым риском» имеют в виду одно или несколько событий с негативными последствиями для компании. При этом риски — не всегда что-то плохое: часть из них вскрывает проблемы, которые требуют решения, зоны роста и даже новые возможности.

Риски делят на систематические и несистематические. Несистематические возникают в отдельно взятой компании, их можно спрогнозировать и оценить своими силами. Систематические риски угрожают рынку в целом или отдельным сферам бизнеса. Предсказать их возникновение и оценить последствия могут только эксперты.

Систематические риски

Подвидом юридических рисков можно считать налоговые.

Яркий пример: отменили единый налог на вменённый доход (ЕНВД), и многие бизнесы в России сильно пострадали, потому что не все могут платить даже УСН 6%. Налоговые риски для малого бизнеса самые серьёзные.

Елена Фурман,
финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Несистематические риски

Производственные

Это, например, неожиданный отказ поставщика с вами сотрудничать или форс-мажор, который порушил логистику.

В первый год работы мы оформляли цветами ресторан. И в назначенный день флорист не вышел на работу. За день до этого он взял деньги на закупку цветов и не вернулся. Пришлось в 7 утра срочно искать замену. Я разбудила второго флориста, и она нас выручила.

Ирина Горбунова,
основательница цветочной студии Flowers to bee

В 2020 году, когда начался коронавирус, часть наших клиентов — розничные магазины и музеи — закрылись на несколько месяцев. Они не получали прибыли, и им нечем было платить пиар-агентствам. Это научило меня тому, что нужно диверсифицировать портфель клиентов, чтобы были не только те, чей бизнес завязан на фактическом присутствии людей в одной месте. Нужно привлекать, например, онлайн-сервисы, чтобы в случае кризисной ситуации бизнес продолжал работать эффективно.

Марина Подвигина-Грубер,
Марина Подвигина-Грубер, основательница коммуникационного агентства Podmoga.agency

Финансовые

Возникают из-за недополучения прибыли, неликвидности косметики на продажу и т. п. К таким рискам относятся кредитные — риск невыплаты займов, процентный и валютные риски.

Процентный риск — это потери на фоне изменений ставки рефинансирования, в связи с которым банк может повысить ставку по кредиту.

Валютные риски возникают при экспорте или импорте продукции. Например, вы закупаете товары в Европе крупными партиями и делаете очередной заказ по курсу 75 рублей. Первый транш, то есть перевод части суммы по контракту, проходит по оговорённой стоимости. А следующий - по курсу гораздо выше. Чтобы подстраховаться, следите за динамикой курса валюты. Если курс растёт, можно купить валюту заранее на весь контракт.

Елена Фурман,
финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Рыночные

Появляются из-за нестабильности ситуации на рынке, ценовой политики организации и появления новых конкурентов в нише. Например, рядом с вашим магазином открылась франшизная точка сильного бренда.

Методы оценки рисков

Способы оценки рисков делят на количественные и качественные.

Количественно оценить риски помогут расчёты: маржинальной прибыли и рентабельности по марже; валовой, операционной и чистой рентабельности по каждому виду прибыли.

К качественным методам оценки относятся:

Метод экспертных оценок

К оценке и анализу рисков на предприятии привлекают независимого эксперта. Он изучает составленный собственником список рисков или предлагает свой.

Метод рейтинговых оценок

Вы ранжируете риски по вероятности возникновения или серьёзности последствий. Результат метода — заполненная таблица с рейтингом рисков.

Контрольные списки источников рисков

Метод базируется на разборе рисков, которые наиболее вероятны для вашей сферы или с которыми сталкивались в прошлом.

Типичные риски компании в сфере услуг:

Если заполнять такую таблицу по итогам каждого реализованного проекта, по ней можно будет проверять возможные риски будущих.

Метод аналогий

Разновидность контроля списков источников риска. Отличается тем, что предыдущий опыт не только исследуют, но выявляют с его помощью закономерности между процессами в разных проектах.

Как снизить риски и предотвратить последствия

Последствия несистематических рисков реально минимизировать грамотным менеджментом. Продумайте, как предотвратить конкретные происшествия и что делать, если что-то из этого уже случилось.

Риск: повышение арендной платы

Внезапное увеличение стоимости аренды может вынудить вас повысить цены на услуги, это скажется на продажах.

Решение: заключайте арендный договор, в котором прописана фиксированная плата или возможность повышения с ограничением, например на 5% в год.

Риск: воровство

Воровать могут как сотрудники, так и посетители. Например, администратор в салоне красоты в момент инвентаризации списывает часть косметики как неликвид или изначально не ставит на приход и забирает себе. 

Один из главных рисков — воровство сотрудников. Если вы не знаете подводных камней этого бизнеса, не сможете понять, на каком этапе могут украсть. Когда мы поставили камеры, 90% наших кассиров уволилось со словами: «Мы не можем на камеру работать». Вот вам один из примеров. 

Сергей Плетнёв,
основатель сети автомоек «АвтоСПА»

Решение:

Управленческий баланс поможет выявить воровство.

Риск: недовольство клиентов

Допустим, клиент пришёл на окрашивание волос, но результат не совпал с его ожиданиями. Он пожаловался администратору и оставил негативный отзыв в Инстаграм-аккаунте салона.

Например, человек ездил на машине, ему где-то её зацепили, она грязная, и он не увидел. Помыл, и говорит: «А вот этого не было». Вы можете посмотреть по камерам и снять с себя обвинения. Поэтому 100% нужны камеры хорошего качества, которые и от клеветы, и от воровства спасут.

Семён Бурля,
основатель сети автомоек SKT

Решение: идите на контакт с покупателем, если виноваты — предлагайте скидки на следующее посещение. Чтобы клиенты оставались довольны, заранее уточняйте их ожидания.

Риск: утечка клиентской базы и текучка кадров

Решение:

Риск: задержка поставок

Решение: пропишите в договоре с поставщиком сумму неустойки за срыв сроков или заказывайте у нескольких контрагентов.

Главное

  1. Риски есть в любом бизнесе, некоторыми из них можно управлять.
  2. Снизить риски и минимизировать их последствия поможет аналитика и чёткий план действий на случай негативных обстоятельств.